Фрэнк Ллойд Райт - человек, изменивший лицо архитектуры

Если только термин "архетип" вообще когда-либо употреблялся верно, то Фрэнк Ллойд Райт был именно архетипом американской личности - человеком, который задумывал великие творения и осуществлял их; человеком, который изменил лицо архитектуры на все времена.

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 (по другим источникам - 1869 г.) в Ричлэнде, (Юго-Западный Висконсин). Его характер и способности с раннего детства формировались под влиянием музыки Баха и Бетховена, исполняемой отцом - проповедником. Еще одним развивающим фактором явился подаренный матерью набор кубиков - детский конструктор Фребеля. "Эти кленовые кубики я ощущаю в пальцах и по сей день", - сказал великий Райт в конце своей долгой жизни. Фребель преподал ему уроки формы, текстуры, музыка же научила пониманию того, что все на свете вещи имеют структурное построение и план.

И именно мать украсила детскую Фрэнка репродукциями, изображающими великие здания. Среди этих изображений он и вырос...

Райт блестяще учился на инженерном отделении Висконсинского университета, а после окончания учебы переехал в Чикаго, где в течение года работал в архитектурном бюро Дж. Лаймэна Силсби. В 1887 г. Фрэнк нанялся чертежником в известную архитектурную фирму Адлера и Салливэна, где участвовал в разработке проекта здания чикагской городской аудитории.

Работая у Салливэна, которого он называл Lieber Meister (дорогой учитель), Райт начал развивать собственные архитектурные идеи.

В 1889 г. Фрэнк женится на Кэтрин Тобин; к тому времени он оканчивает проектирование собственного дома. Дом и студия Фрэнка Ллойда Райта (семейная резиденция Райтов в 1889-1909 гг.) - здание совершенно экстраординарное. Следует сказать, что множество своих проектных находок Райт, прежде чем предложить их клиентам, опробовал "на себе", на своем доме. Проект студии был завершен в 1898 г. Студия являет собой одно из великолепнейших рабочих мест, какие только можно вообразить.

Работая у Салливэна, Райт втайне от него и самостоятельно проектировал на заказ. Построенные по этим проектам дома он называл "бутлеггерскими". Когда Луис Салливэн узнал об этом, Фрэнк Ллойд Райт был с треском изгнан из фирмы Адлера и Салливэна. В 1893 г. он основал собственную фирму.

В период с 1893 по 1901 г. было возведено 49 запроектированных Райтом зданий. Его новые архитектурные идеи и находки постепенно формировали концепцию "Дома прерий". К 1909 г. стиль "Прерии", появление которого знаменует уход от стиля викторианской эпохи, был окончательно разработан и усовершенствован Райтом.

Архитектор разрушал "коробочную" структуру викторианского дома конца XIX века. Его "дом будущего" для американской семьи предусматривает наличие перетекающих друг в друга открытых интерьерных пространств, разделяемых стеклянными перегородками и встроенной мебелью. В отделке характерно использование натурального дерева. Экстерьер - сочетание протяженных горизонтальных форм с ленточным остеклением и большими свесами кровли.

Отличную возможность реализовать свои идеи Райт получил в 1902 г. вместе с заказом на проектирование дома для спрингфилдской активистки женского общественного движения Сьюзен Лоуренс Дана. Работу эту он начал в возрасте 35 лет, будучи уже широко известным благодаря своему новаторству в архитектурном проектировании. Этот дом сохранил свою первозданность и является наиболее завершенным стилистически представителем самого раннего, "прериевского", периода творчества Фрэнка Ллойда Райта. Это был крупнейший заказ из всех полученных архитектором к тому времени заказов. Выполняя его, Райт воплотил в жизнь множество своих новых решений в области проектирования и технологии строительства, позднее примененных им на ряде других знаменитых объектах.

Итак, Dana-Thomas House - типичный пример дома в стиле "Прерии" с низкой горизонтальной кровлей, большими свесами, открытым планом, приподнятым основным уровнем пола в гостиной, с центральным расположением камина. Более сотни предметов мебели из белого дуба, спроектированных Райтом, до сих пор находятся в этом доме. Интерьер его освещается 200 оригинальными светильниками и фонарями верхнего света. Все 250 окон и стеклянных дверей также работают на замысел архитектора, который, проектируя, был внимателен к каждой детали не только здания как такового, но и мебели, ковров, драпировки, различных украшений.

Вестибюль и приемная украшены терракотовыми скульптурами работы Ричарда У. Бока, стены столовой (все 4!) - единственной в домах Райта фреской Джорджа Нидекена.

В 1928 году владельцами дома стали Чарлз Томас и его супруга. Они в течение 37 лет использовали дом в качестве офиса своей издательской фирмы. Хотя некоторые изменения и были предприняты, Томасы в основном сохранили и оригинальный план здания, и все его детали. В 1981 г. дом был продан штату Иллинойс. В настоящее время объект полностью отреставрирован и находится под юрисдикцией Агентства исторических достопримечательностей штата.

...Говорят, Райт заставлял своих заказчиков следовать его замыслу "до последней буквы", включая конструкцию мебели и ее расположение, мог "проверить" уже сданный в эксплуатацию объект...

Дом в поместье Эвери Кунли был запроектирован Райтом в период с 1907 по 1909 г. Заказчики во всем следовали рекомендациям мэтра. Много позже он скажет: "В Кунли я вложил лучшее, что было во мне; оглядываясь назад, я чувствую, что именно этот дом был лучшей из работ, которые я мог тогда выполнить в области жилищного и гражданского строительства." Низкие мощно акцентированные горизонтальные линии, свободно перетекающие друг в друга пространства интерьера (открытый план), гармония окружающего ландшафта и дома как его составная часть характерны для творения Кунли, являющегося апогеем стиля "Прерии".

Основная тема декора - выложенный мозаикой геометрически стилизованный тюльпан. Райт придумал множество вариантов сочетаний различных фасадных материалов - нержавеющей стали, стекла, глазурованной керамики, бронзы, бетона.

Период с 1914 по 1932 г. - время смятения, время ряда перемен в личной жизни Фрэнка. За разводом с Кэтрин Тобин последовали новая женитьба и новый развод. С третьей женой - боснийской сербкой Ольгиванной Милановой, учившейся у Гурджиева, Райт прожил до самой кончины, наступившей 9 апреля 1959 г. в Фениксе (Аризона).

К этому периоду относится создание проекта отеля "Империал" в Токио. Сложность и ответственность заказа была подстать большому объему работы. Фасад из желтого кирпича должен был быть украшен орнаментом из вулканического туфа. Не раз и не два Фрэнк Ллойд Райт наведывался в столицу императорской Японии для осуществления авторского надзора.

Параллельно он занимался калифорнийской жилой застройкой. (Вот где появились первые бетонные кварталы!) Вообще к концу данного периода Райт завершил немного заказов. Правда, в это время он читал лекции и активно публиковался.

Исследование жизни и творчества Фрэнка Ллойда Райта непременно приведет нас в Висконсин, где мастер появился на свет и прожил большую часть отпущенных ему земных дней.

Поместье Тэлайэзин является как бы частью висконсинского сельского ландшафта. Фрэнк спроектировал и построил дом для своей семьи, который и стал его рабочим местом, а позднее местом, где 30 слушателей собрались вместе для совместной жизни и работы, для учебы у Райта. Одной из наиболее известных публикаций Райта стала его "Автобитография", вызвавшая немалый интерес у его молодых коллег и побудившая многих из тех, кто ее прочел, увидеть все описанное своими глазами.

Когда у Райта появились более или менее постояные ученики, работа мэтра стала гораздо более организованной и плодотворной. Юные и не очень юные соратники помогали ему в разработке деталей, ведении авторского надзора. В конце концов, школа-товарищество расширилась до такой степени, что в Аризоне появилась еще одна ее резиденция - летняя (Тэлайэзин-Уэст).

В висконсинском же Тэлайэзине Райт жил и работал с 1911 г. до конца своей долгой и насыщенной работой жизни, создавая новые постройки и формируя ландшафт поместья. За это время оно из скромной деревенской усадьбы разрослось до 600-акрового имения (1 акр = 0,4 га). Сюда входят и ветряная мельница "Ромео и Джульетта" (спроектирована в 1896 и построенная в 1897 г.), и хиллсайдская домашняя школа (соответственно 1901 и 1903 гг., реконструирована в 1932-33 гг.), и ферма Мидуэй (построена в 1938 г. расширена за счет пристроенных навесов в 1947 г.).

Из смежных с Тэлайэзином объектов Райта важнейшими являются униатская часовня (1886 г.) и бывший ресторан "Ривервью Тэрас" (1953, 1957 гг.), ныне центр Фрэнка Ллойда Райта для всех желающих посетить Тэлайэзин.

Предками Фрэнка по материнской линии были выходцы из Уэльса. И он назвал свой дом именем барда из валлийской мифологии, которое в переводе означает "сияющий утес". "Холм, на котором сейчас, подобно утесу, возвышается Тэлайэзин, был одним из моих любимых мест, когда я еще был мальчишкой: здесь под мартовским солнцем распускались прострелы, а на склонах холма еще лежал снег, - сказал Фрэнк Ллойд Райт.

Именно в этом месте могло быть создано такое чудо, как знаменитый Fallingwater - Дом над водопадом (1936 г.).

Райт считал, что архитектура здания, сооружения, безусловно, зависит от места, где ему предстоит находиться. Этот принцип, названный Райтом органичной архитектурой, ни в одном из объектов не был реализован им полнее, чем в "Fallingwater". Этот дом, устроенный в теле скалы, с которой низвергается водопад, выглядит не построенным, а выросшим из камней и деревьев.

"Находясь рядом с Fallingwater и наблюдая Дом над водопадом на его законном месте, определенном Природой и Фрэнком Ллойдом Райтом, испытываешь ни с чем не сравнимое ощущение", - говорят те, кто это ощущение испытал. Однако многие намекают на возможность некоего прозрения, которое должно подтвердить мысль, посетившую Райта по завершении работы: "А можно ли здесь жить?"

Дом был заказан Эдгаром Кауфманом для проведения уикэндов. Tаким образом, он использовался вроде бы круглый год. Однако полы из природных сланцевых плит, прекрасных в своем естестве, не позволяют постоянно проживать в доме в течение холодной пенсильванской зимы. Он годится только для уикэндов! (По этой причине дом и закрыт с декабря по март.)

В соответствии с авторским замыслом окна, выходящие в лес, не должны иметь ни занавесок, ни ставней, ни решеток, ни жалюзи. (Ни роллет, добавили бы мы сегодня.) В сердце любого, кто знает, что такое жизнь в лесу, это решение вселяет понятное чувство страха.

Спальни - скорее монашеские кельи, нежели место, предназначенное для обитания обычных людей. Ни тебе посидеть у огня, ни прикорнуть где-либо с хорошей книжкой. Не приведи Господь, нагрянут гости - их также негде будет устроить. (Во всем доме, как это ни странно.)

Подобные обывательские рассуждения звучат не только в адрес "Fallingwater". В результате бесед с целым рядом владельцев райтовских домов обнаруживается, что у каждого из них найдется леденящая душу история о безнадежных попытках сделать свое проживание в доме работы Райта более или менее комфортабельным.

В связи с этим вспоминается история, возможно, апокрифическая, о том, как в одном из проектируемых особняков Райт предусмотрел камин со стеклянным дымоходом. Дескать, это так приятно - холодным зимним вечером наблюдать за струящимся дымком. Нужды нет, что после того, как хозяева раз-другой истопили камин, стеклянные стенки полностью покрылись копотью, и уже не было видно ни дыма, ни искр. Когда владельцы подняли этот вопрос, Райт ответил: "Вызовите трубочиста."

Похоже пообщался со своими слушателями Марк Твен. После одной из лекций ему задали вопрос: что делать с растущей угрозой, исходящей от подводных лодок? "Вскипятить океан", - был ответ. Естественно, мистера Клеменса спросили, как это сделать. И он ответил: "Это вопрос тактики, я же мыслю стратегически."

Что же делать с "Fallingwa-ter"? Очевидно, просто любить это место, этот дом таким, каков он есть, наслаждаться его созерцанием и лелеять в сердце чувство возвышенной любви, забывая о преходящем, будничном и мелком.

В годы войны Райтом было создано немного зданий, зато в послевоенный период появилось много новых учеников. Начался последний, наиболее продуктивный период творчества великого мастера. Он получил 270 заказов на жилые дома, спроектировал и построил небоскреб "Price Tower", Гугенхеймовский музей в Нью-Йорке (что потребовало его длительного присутствия на объекте и, следовательно, проживания в городе), окружной центр гражданского мореходства.

Фрэнк Ллойд Райт никогда не был пенсионером - он творил до последних дней своих. Знаменитый музей Гугенхайма, последняя его работа (1956-1959 гг.) был создан им в возрасте 89 лет. Этот шедевр мировой архитектуры - уникальный пример проекта, где функция соответствует образу здания в большей степени, чем сам проект - месту здания в застройке.

Всегда, даже выполняя крупнейшие заказы, такие, как, например, здание управления "SC Johnson Wax", Райт далеко опережал свое время.

Покинул этот мир Фрэнк Ллойд Райт в возрасте 92 лет. Похоронен он на кладбище той самой униатской часовни (проектирование и строительство которой считается его первой самостоятельной работой), что примыкает к Тэлайэзину. В 1985 г. скончалась Ольгиванна Райт. Одним из пунктов ее завещания было требование кремировать останки Фрэнка Ллойда Райта и прах его вместе с ее собственным перенести в Тэлайэзин-Уэст. Несмотря на многочисленные препоны, это требование было выполнено.

Эпитафия на могиле Фрэнка Ллойда Райта в Висконсине гласит: Love of an idea, is the love of God (Любить идею означает любить Бога).

Людмила СЕЛИВОНЧИК


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость