Проблемы водоснабжения в Республике Беларусь
В преддверии обсуждения проекта закона "Об обеспечении населения питьевой водой" мы публикуем интервью заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Валерия Антоновича НОВАКА о проблемах водоснабжения в Республике Беларусь.
- Валерий Антонович, питьевая вода в некоторых районах мира уже сейчас является большим дефицитом, в XXI веке она станет, по мнению ученых, стратегическим, ценнейшим сырьем. Каковы запасы воды и ее состояние в Беларуси?
- Республика Беларусь - один из немногих регионов, обеспечивающихся артезианской водой из подземных источников (лишь города Минск, Гомель и Полоцк частично снабжаются водой из речных водозаборов).
Пресные подземные воды в условиях Беларуси являются основным и надежным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения. Прогнозируемые ресурсы в регионе оцениваются в 49 млн 596 тыс. м 3 в сутки. Этого вполне достаточно для удовлетворения потребностей народного хозяйства в воде.
Качество пресных подземных вод в республике соответствует ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая", за исключением месторождений с повышенным содержанием железа. Сейчас в 42 городах и горпоселках функционируют станции обезжелезивания питьевой воды. Их суммарная мощность 1,5 млн м 3 в сутки. Кроме того, продолжается работа по строительству таких сооружений в других населенных пунктах. Полагаясь на мировой опыт, мы уже сегодня предлагаем (поступила в продажу) как отечественные, так и зарубежные индивидуальные фильтры для более тщательной очистки воды, предназначаемые только для пищевых нужд.
Однако усиливающееся в настоящее время техногенное воздействие на окружающую среду, как известно, отрицательно влияет на качество подземных вод, если они недостаточно защищены, что характерно и для Беларуси. Здесь значительная часть водозаборных сооружений, обеспечивающих водоснабжение, располагается на застроенной, густонаселенной территории либо в зонах влияния различных промышленных или сельскохозяйственных производств. В таких условиях существует реальная опасность ухудшения качества воды подземных источников. Именно поэтому на одной из совместных коллегий (Минздрава, Минприроды, Минсельхозпрода Республики Беларусь, ПО "Беларусьгеология") было обращено внимание облисполкомов, гор(рай)исполкомов, министерств и ведомств на необходимость приведения в надлежащее санитарно-техническое состояние всех водозаборов и поверхностного водоснабжения и принятия мер по обеспечению водоохранного режима в зонах санитарной охраны водозаборов.
- Чтобы доставить воду потребителям, нужно иметь большое хозяйство. Расскажите о водном хозяйстве республики.
- Подотрасль водоснабжения и водоотведения в системе министерства - одна из наиболее фондо- и энергоемких. Здесь трудятся 14 тыс. человек. Ежесуточно свыше 3 млн м 3 питьевой воды подается потребителям, более 2 млн м 3 стоков проходят через коммунальные системы канализации ежесуточно. Это дает возможность обеспечить 80,6% городского населения централизованным водоснабжением и 79,4% централизованной канализацией. Коммунальные системы водоснабжения функционируют в 204 населенных пунктах нашей страны, а канализации - в 155. Общая протяженность водопроводных сетей составляет порядка 13 тыс. км, а канализационных сетей - более 8 тыс. км.
- Валерий Антонович, функционирование такого хозяйства требует больших затрат. Какие проблемы имеются в работе водоканалов?
- За последние десять лет мощность водопроводов и канализации возросла соответственно на 46 и 57%. Вместе с тем уровень развития и технической эксплуатации объектов коммунального водопроводно-канализационного хозяйства пока остается на недостаточно высоком уровне и не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
По отрасли ВКХ около 10% трубопроводов находятся в аварийном или близком к нему состоянию. Показатель износа основных производственных фондов колеблется в пределах от 40 до 70%, что обусловливает, с одной стороны, ухудшение качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а с другой - увеличение затрат на их производство и реализацию. Недостаточность финансирования подотрасли ВиК практически привела к приостановке на местах работы по разработке перспективных схем развития водоснабжения, водоотведения и дождевой канализации.
Из-за несвоевременной замены морально и физически устаревшего оборудования на системах водоотведения с перегрузкой или на пределе мощности работают до 40% городских очистных сооружений, в открытые водоемы сбрасывается около 50 млн м 3 недостаточно очищенных сточных вод.
Обстановка на самом деле очень сложная. Еще более она усугубляется непростой экономической ситуацией в стране. Однако я не стал бы драматизировать ее. Министерство ищет новые, нетрадиционные подходы в разрешении блока проблем, в частности, привлекаем средства различных министерств и ведомств, используем перспективные научно-технические разработки и т.д. В основе нашей концепции - принцип максимального сокращения объема капитальных вложений на объекты нового строительства.
Рост производительности достигается за счет модернизации и реконструкции действующих сооружений путем внедрения прогрессивных технологий и конструкций, энергосберегающего оборудования как зарубежных фирм, так и стран СНГ, положительно зарекомендовавшего себя.
Использование принципа интенсификации существующих объектов водоснабжения и водоотведения позволяет увеличить их производительность в 1,5-2 раза при затратах, не превышающих 30-40% стоимости типовых сооружений с традиционной технологией, при сокращении сроков строительства в 2-3 раза и снижении удельных норм энергоресурсов и эксплуатационных расходов на 40-50%. Пересмотр ранее принятых проектных решений по городам Лида, Витебск, Березовка, Шарковщина, Ивье с учетом принципа интенсификации существующих сооружений позволило сократить сметную стоимость строительства на 360 млрд рублей (в ценах 1994 года) по сравнению с таковой нового строительства. Поскольку производство воды и отвод стоков очень энергоемкий процесс (60% себестоимости продукции приходится именно на электроэнергию), сегодня усиленно ведется работа по экономии электроэнергии и повышению коэффициента полезного действия систем водоснабжения и водоотведения. Так, применение аэрационной системы отечественной разработки на очистных сооружениях канализации городов Гродно, Клецк позволило сократить потребление электроэнергии на 25% по сравнению с потреблением ее при ранее использовавшихся систем аэрации без каких-либо дополнительных мероприятий. Помимо этого, принимаются все необходимые меры, чтобы расчеты за отпуск питьевой воды производился не по нормам (которые, например, для городских жителей различных областей, проживающих в домах с централизованным горячим и холодным водоснабжением и канализацией, колеблются в пределах от 200 до 300 л в сутки на человека), а по показаниям приборов учета, в том числе квартирных. Сегодня в республике до 20% очищенной и обеззараженной воды теряется из-за неисправных и несовершенных водозаборных сантехнических приборов, из-за нерационального расходования воды в быту и на производстве.
Ведь того объема, который мы потеряли в прошлом году по вышеназванным причинам (около 150 млн м 3), вполне бы хватило на обеспечение водой в течение года горожан любых двух областей.
Согласно расчетам, человеку вполне достаточно 180 л воды в сутки. По данным научных организаций, экономия питьевой воды хотя бы на 10% позволит получить дополнительный полезный прирост мощности водозаборных сооружений на 400-500 тыс. м 3 в сутки, сократить затраты на миллиарды рублей и получить экономию материальных ресурсов.
- Водоснабжение и водоотведение играют в мире большую роль. Имеются ли связи белорусских органов и предприятий с международными организациями? Может ли рассчитывать Беларусь на помощь из-за рубежа?
- В текущем году начал осуществляться проект по обеспечению водоснабжения и охране окружающей среды. В проекте участвуют Европейский Банк реконструкции и развития, Датское агентство по охране окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, датская фирма "Кови". Проект предлагает реконструкцию водоснабжения, очистки стоков городов Бреста, Гродно, Витебска, т. е. тех городов, которые стоят на реках, впадающие в Балтийское море. Сотрудники Европейского банка учли все хозяйственные и экономические особенности Беларуси и предложили разработать ТЭО проекта. Следует отметить, что стоимость этой разработки не входит в стоимость кредита, в отличие от установившейся практики. В настоящее время завершен первый этап разработки ТЭО. Примечателен факт, что экспертная оценка зарубежных специалистов в основном совпадает с нашей.
- Связи с зарубежными партнерами могут как-то помочь водному хозяйству республики. А как решаются вопросы с функционированием водоканалов за счет внутренних средств?
- В целях отработки эффективных форм деятельности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, совершенствования механизма управления этими предприятиями в рыночных условиях и привлечения инвестиций на их реконструкцию и техническое перевооружение в текущем году Слонимское производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства преобразовано в открытое акционерное общество "Слонимский водоканал" при сохранении в собственности республики Беларусь контрольного пакета акций данного общества. Совместно с Мингосимуществом будет проанализировано эффективность функционирования этого акционерного общества по итогам его работы за 1997 год.
- Валерий Антонович, в Беларуси впервые ведется работа над законом о воде. Расскажите о проекте этого закона и на какой стадии находится его разработка?
- В настоящее время проходит окончательное согласование с заинтересованными министерствами, облисполкомами доработанный проект Закона Республики Беларусь "Об обеспечении населения питьевой водой". Рассмотрение его в Совете Министров планируется в ноябре текущего года.
Государство обязано гарантировать удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, и предлагаемый проект закона направлен на установление в республике правовых, организационных и экономических положений, обеспечивающих реализацию этого права граждан. Разработанный специалистами жилищно-коммунального хозяйства проект Закона является первым практическим шагом перехода от ведомственного инструктивно-нормативного регулирования деятельности в одной из важнейших социальных сфер к законодательному. Проект закона направлен прежде всего на регулирование взаимоотношений собственников систем водоснабжения, организаций, осуществляющих связанную с этим деятельность, пользователей системами и потребителей питьевой воды. Принятие этого закона позволит активизировать инвестиционный процесс в сфере питьевого водоснабжения, обеспечить экономическое стимулирование деятельности водопроводных предприятий и таким образом создать основу для дальнейшего устойчивого развития водохозяйственных систем.
В связи с образование Европейского экономического сообщества возникли проблемы, касающиеся национальных систем гигиены и охраны окружающей среды. В этих областях пока действуют национальные нормативные документы. Однако в ряде случаев, в частности, в менее технически развитых Европейских странах - членах ЕЭС, уже проводится работа по изменению нормативных документов с ориентацией на ведущие страны.
Совместно с министерствами строительства и архитектуры, природных ресурсов и охраны окружающей среды планируем в 1997 году в целях строительных норм и правил в соответствии с современными техническими и технологическими требованиями разработать новые редакции СНиПов: "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", "Канализация. Наружные сети и сооружения".
Настало время осуществлять строительство водоохранных объектов с учетом не только качества воды водоемов, но и расположения наиболее влияющих на их источников загрязнения.
В некоторых городах после очистки стоки чище, чем вода в реке, но выше расположены другие очистные сооружения, которые практически сводят к нулю эффективность этой очистки. Для устранения данных издержек, а также в целях экономии и рационального использования инвестиций в строительстве сооружений по очистке сточных вод в ближайшее время необходимо разработать концепцию охраны водоемов республики Беларусь по бассейновому признаку, установить для каждой категории водоемов научно-обоснованные предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, отвечающие международный нормам. В настоящее время находится в стадии согласования проект новой редакции "Водного Кодекса Республики Беларусь", разработанный специалистами министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нашим министерством в 1997 году будет вынесен на утверждение Верховным Советом проект Закона "Об обеспечении населения питьевой водой".
Беседу вел Владимир КИНЧИКОВ
- Валерий Антонович, питьевая вода в некоторых районах мира уже сейчас является большим дефицитом, в XXI веке она станет, по мнению ученых, стратегическим, ценнейшим сырьем. Каковы запасы воды и ее состояние в Беларуси?
- Республика Беларусь - один из немногих регионов, обеспечивающихся артезианской водой из подземных источников (лишь города Минск, Гомель и Полоцк частично снабжаются водой из речных водозаборов).
Пресные подземные воды в условиях Беларуси являются основным и надежным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения. Прогнозируемые ресурсы в регионе оцениваются в 49 млн 596 тыс. м 3 в сутки. Этого вполне достаточно для удовлетворения потребностей народного хозяйства в воде.
Качество пресных подземных вод в республике соответствует ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая", за исключением месторождений с повышенным содержанием железа. Сейчас в 42 городах и горпоселках функционируют станции обезжелезивания питьевой воды. Их суммарная мощность 1,5 млн м 3 в сутки. Кроме того, продолжается работа по строительству таких сооружений в других населенных пунктах. Полагаясь на мировой опыт, мы уже сегодня предлагаем (поступила в продажу) как отечественные, так и зарубежные индивидуальные фильтры для более тщательной очистки воды, предназначаемые только для пищевых нужд.
Однако усиливающееся в настоящее время техногенное воздействие на окружающую среду, как известно, отрицательно влияет на качество подземных вод, если они недостаточно защищены, что характерно и для Беларуси. Здесь значительная часть водозаборных сооружений, обеспечивающих водоснабжение, располагается на застроенной, густонаселенной территории либо в зонах влияния различных промышленных или сельскохозяйственных производств. В таких условиях существует реальная опасность ухудшения качества воды подземных источников. Именно поэтому на одной из совместных коллегий (Минздрава, Минприроды, Минсельхозпрода Республики Беларусь, ПО "Беларусьгеология") было обращено внимание облисполкомов, гор(рай)исполкомов, министерств и ведомств на необходимость приведения в надлежащее санитарно-техническое состояние всех водозаборов и поверхностного водоснабжения и принятия мер по обеспечению водоохранного режима в зонах санитарной охраны водозаборов.
- Чтобы доставить воду потребителям, нужно иметь большое хозяйство. Расскажите о водном хозяйстве республики.
- Подотрасль водоснабжения и водоотведения в системе министерства - одна из наиболее фондо- и энергоемких. Здесь трудятся 14 тыс. человек. Ежесуточно свыше 3 млн м 3 питьевой воды подается потребителям, более 2 млн м 3 стоков проходят через коммунальные системы канализации ежесуточно. Это дает возможность обеспечить 80,6% городского населения централизованным водоснабжением и 79,4% централизованной канализацией. Коммунальные системы водоснабжения функционируют в 204 населенных пунктах нашей страны, а канализации - в 155. Общая протяженность водопроводных сетей составляет порядка 13 тыс. км, а канализационных сетей - более 8 тыс. км.
- Валерий Антонович, функционирование такого хозяйства требует больших затрат. Какие проблемы имеются в работе водоканалов?
- За последние десять лет мощность водопроводов и канализации возросла соответственно на 46 и 57%. Вместе с тем уровень развития и технической эксплуатации объектов коммунального водопроводно-канализационного хозяйства пока остается на недостаточно высоком уровне и не соответствует требованиям сегодняшнего дня.
По отрасли ВКХ около 10% трубопроводов находятся в аварийном или близком к нему состоянию. Показатель износа основных производственных фондов колеблется в пределах от 40 до 70%, что обусловливает, с одной стороны, ухудшение качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, а с другой - увеличение затрат на их производство и реализацию. Недостаточность финансирования подотрасли ВиК практически привела к приостановке на местах работы по разработке перспективных схем развития водоснабжения, водоотведения и дождевой канализации.
Из-за несвоевременной замены морально и физически устаревшего оборудования на системах водоотведения с перегрузкой или на пределе мощности работают до 40% городских очистных сооружений, в открытые водоемы сбрасывается около 50 млн м 3 недостаточно очищенных сточных вод.
Обстановка на самом деле очень сложная. Еще более она усугубляется непростой экономической ситуацией в стране. Однако я не стал бы драматизировать ее. Министерство ищет новые, нетрадиционные подходы в разрешении блока проблем, в частности, привлекаем средства различных министерств и ведомств, используем перспективные научно-технические разработки и т.д. В основе нашей концепции - принцип максимального сокращения объема капитальных вложений на объекты нового строительства.
Рост производительности достигается за счет модернизации и реконструкции действующих сооружений путем внедрения прогрессивных технологий и конструкций, энергосберегающего оборудования как зарубежных фирм, так и стран СНГ, положительно зарекомендовавшего себя.
Использование принципа интенсификации существующих объектов водоснабжения и водоотведения позволяет увеличить их производительность в 1,5-2 раза при затратах, не превышающих 30-40% стоимости типовых сооружений с традиционной технологией, при сокращении сроков строительства в 2-3 раза и снижении удельных норм энергоресурсов и эксплуатационных расходов на 40-50%. Пересмотр ранее принятых проектных решений по городам Лида, Витебск, Березовка, Шарковщина, Ивье с учетом принципа интенсификации существующих сооружений позволило сократить сметную стоимость строительства на 360 млрд рублей (в ценах 1994 года) по сравнению с таковой нового строительства. Поскольку производство воды и отвод стоков очень энергоемкий процесс (60% себестоимости продукции приходится именно на электроэнергию), сегодня усиленно ведется работа по экономии электроэнергии и повышению коэффициента полезного действия систем водоснабжения и водоотведения. Так, применение аэрационной системы отечественной разработки на очистных сооружениях канализации городов Гродно, Клецк позволило сократить потребление электроэнергии на 25% по сравнению с потреблением ее при ранее использовавшихся систем аэрации без каких-либо дополнительных мероприятий. Помимо этого, принимаются все необходимые меры, чтобы расчеты за отпуск питьевой воды производился не по нормам (которые, например, для городских жителей различных областей, проживающих в домах с централизованным горячим и холодным водоснабжением и канализацией, колеблются в пределах от 200 до 300 л в сутки на человека), а по показаниям приборов учета, в том числе квартирных. Сегодня в республике до 20% очищенной и обеззараженной воды теряется из-за неисправных и несовершенных водозаборных сантехнических приборов, из-за нерационального расходования воды в быту и на производстве.
Ведь того объема, который мы потеряли в прошлом году по вышеназванным причинам (около 150 млн м 3), вполне бы хватило на обеспечение водой в течение года горожан любых двух областей.
Согласно расчетам, человеку вполне достаточно 180 л воды в сутки. По данным научных организаций, экономия питьевой воды хотя бы на 10% позволит получить дополнительный полезный прирост мощности водозаборных сооружений на 400-500 тыс. м 3 в сутки, сократить затраты на миллиарды рублей и получить экономию материальных ресурсов.
- Водоснабжение и водоотведение играют в мире большую роль. Имеются ли связи белорусских органов и предприятий с международными организациями? Может ли рассчитывать Беларусь на помощь из-за рубежа?
- В текущем году начал осуществляться проект по обеспечению водоснабжения и охране окружающей среды. В проекте участвуют Европейский Банк реконструкции и развития, Датское агентство по охране окружающей среды, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, датская фирма "Кови". Проект предлагает реконструкцию водоснабжения, очистки стоков городов Бреста, Гродно, Витебска, т. е. тех городов, которые стоят на реках, впадающие в Балтийское море. Сотрудники Европейского банка учли все хозяйственные и экономические особенности Беларуси и предложили разработать ТЭО проекта. Следует отметить, что стоимость этой разработки не входит в стоимость кредита, в отличие от установившейся практики. В настоящее время завершен первый этап разработки ТЭО. Примечателен факт, что экспертная оценка зарубежных специалистов в основном совпадает с нашей.
- Связи с зарубежными партнерами могут как-то помочь водному хозяйству республики. А как решаются вопросы с функционированием водоканалов за счет внутренних средств?
- В целях отработки эффективных форм деятельности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, совершенствования механизма управления этими предприятиями в рыночных условиях и привлечения инвестиций на их реконструкцию и техническое перевооружение в текущем году Слонимское производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства преобразовано в открытое акционерное общество "Слонимский водоканал" при сохранении в собственности республики Беларусь контрольного пакета акций данного общества. Совместно с Мингосимуществом будет проанализировано эффективность функционирования этого акционерного общества по итогам его работы за 1997 год.
- Валерий Антонович, в Беларуси впервые ведется работа над законом о воде. Расскажите о проекте этого закона и на какой стадии находится его разработка?
- В настоящее время проходит окончательное согласование с заинтересованными министерствами, облисполкомами доработанный проект Закона Республики Беларусь "Об обеспечении населения питьевой водой". Рассмотрение его в Совете Министров планируется в ноябре текущего года.
Государство обязано гарантировать удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, и предлагаемый проект закона направлен на установление в республике правовых, организационных и экономических положений, обеспечивающих реализацию этого права граждан. Разработанный специалистами жилищно-коммунального хозяйства проект Закона является первым практическим шагом перехода от ведомственного инструктивно-нормативного регулирования деятельности в одной из важнейших социальных сфер к законодательному. Проект закона направлен прежде всего на регулирование взаимоотношений собственников систем водоснабжения, организаций, осуществляющих связанную с этим деятельность, пользователей системами и потребителей питьевой воды. Принятие этого закона позволит активизировать инвестиционный процесс в сфере питьевого водоснабжения, обеспечить экономическое стимулирование деятельности водопроводных предприятий и таким образом создать основу для дальнейшего устойчивого развития водохозяйственных систем.
В связи с образование Европейского экономического сообщества возникли проблемы, касающиеся национальных систем гигиены и охраны окружающей среды. В этих областях пока действуют национальные нормативные документы. Однако в ряде случаев, в частности, в менее технически развитых Европейских странах - членах ЕЭС, уже проводится работа по изменению нормативных документов с ориентацией на ведущие страны.
Совместно с министерствами строительства и архитектуры, природных ресурсов и охраны окружающей среды планируем в 1997 году в целях строительных норм и правил в соответствии с современными техническими и технологическими требованиями разработать новые редакции СНиПов: "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", "Канализация. Наружные сети и сооружения".
Настало время осуществлять строительство водоохранных объектов с учетом не только качества воды водоемов, но и расположения наиболее влияющих на их источников загрязнения.
В некоторых городах после очистки стоки чище, чем вода в реке, но выше расположены другие очистные сооружения, которые практически сводят к нулю эффективность этой очистки. Для устранения данных издержек, а также в целях экономии и рационального использования инвестиций в строительстве сооружений по очистке сточных вод в ближайшее время необходимо разработать концепцию охраны водоемов республики Беларусь по бассейновому признаку, установить для каждой категории водоемов научно-обоснованные предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, отвечающие международный нормам. В настоящее время находится в стадии согласования проект новой редакции "Водного Кодекса Республики Беларусь", разработанный специалистами министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нашим министерством в 1997 году будет вынесен на утверждение Верховным Советом проект Закона "Об обеспечении населения питьевой водой".
Беседу вел Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 1997 год в рубрике вода