Философские размышления об экологической архитектуре
Продолжая тему экологии в градостроительстве, предлагаем вниманию читателей интервью с человеком, который в течение трех десятилетий является одним из крупнейших специалистов в США в области экологической архитектуры. Сим ВАН ДЕР РИН, много лет проработавший на архитектурном факультете Калифорнийского университета, одно время был главным архитектором штата Калифорния. Данное интервью было опубликовано в американском журнале "Urban Ecologist"
-Как бы вы определили экологическую архитектуру?
- Экологическая архитектура не подражает природе, она использует экологию не только практически, но и метафорически. При таком подходе здание рассматривается не как объект, а как организм. Здание можно считать экосистемой, частью более крупных экосистем. Я полагаю, что эта метафора должна полностью изменить процесс проектирования, выработать принципиально иные подходы по сравнению с традиционно существующими.
- И как, по-вашему, эта идея проникает в умы архитекторов?
- С трудом. Но все же это - воссоздание некогда существовавшей парадигмы. В доиндустриальных обществах метафора здания как организма очень развита. Посмотрите на жилища африканского народа догонов. Дома буквально изображают тело, различные помещения - разные органы тела. Существует и множество других примеров такого подхода к жилью. Механистическое восприятие жилища - всего лишь кратковременное увлечение в истории человечества. С самого начала промышленной эры всегда находились люди, не дававшие умереть органической концепции. Это философы-антропософы, в частности, Рудольф Штайнер. Можно проследить влияние этой философии на Фрэнка Ллойда Райта, которого я считаю крупнейшим архитектором двадцатого столетия. Потом появилось движение за охрану окружающей среды. Возникновение городской экологии как науки говорит о жизнеспособности данной идеи.
Если представлять городские кварталы и целые города как экосистемы, то органическая концепция естественно войдет в процесс проектирования городской среды и изменит его. Разумеется, это изменение будет происходить медленно. В других областях человеческой культуры мы уже видим результаты подобного нового мышления, в частности, в сельском хозяйстве. В архитектуре гораздо труднее привиться подобным идеям, поскольку в доминирующей культуре за основу берутся экономические соображения. Однако в последнее время удалось добиться определенных сдвигов. Например, энергосберегающие конструкции приобретают популярность и по экологическим, и по экономическим соображениям. Другое популярное в последнее время направление - "здоровое жилье", представляющее экологический подход к стройматериалам. Однако концепция экологической архитектуры рассматривает эти направления как составные части единого целого. Не исключено, что сменится целое поколение, пока экологическая концепция как целостное явление овладеет умами людей.
- Вы принимали участие в создании Сан-Францисского центра дзен-буддизма. Очень часто духовные аспекты влияют на особенности архитектуры. Не считаете ли вы, что экологическая архитектура имеет духовную основу?
- Боюсь, что не смогу адекватно ответить на этот вопрос. Я не хотел бы навешивать ярлыки типа "духовная архитектура" и говорить о "сакральной (священной) геометрии". Полагаю, что это ошибка. Действительно, подобная архитектура имеет вневременной аспект. Но я не уверен, что кто-нибудь может однозначно сказать, в чем именно он заключается.
Без сомнения, то, что называется "духом места", очень важно для меня. Я бы сказал, что здание связывает нас с пространствами большего размера. Однако говорить о "сакральной геометрии", уделяя повышенное внимание пропорциям и утверждая, что они придают зданию духовный аспект, было бы чисто механистическим подходом. Другое дело, что здания повышают нашу осведомленность о внешнем мире, связывая нас со вселенной, с природой - называйте это сакральным, если хотите. Собственно, это именно то, что я пытаюсь сделать.
Если говорить о "стабильности" зданий, я бы сказал, что стабильность - это сумма сохранения и домоуправления в старом смысле слова. Это другой аспект сакральности: невозможно назвать что-либо священным, не проявляя особую заботу об этом. Например, роль мужа или жены священна, поскольку подразумевает заботу о другом. Уход за жилищем, домоуправление - своего рода освящение жилища. Итак, сохранение, забота и регенерация - третья часть уравнения реставрации естественных систем, существенно поврежденных.
Стабильность включает в себя все эти три компонента, однако в мире коммерции, говоря о стабильности, подразумевают в основном сохранение, консервацию. Однако все, что способна сделать консервация - это замедлить процесс ухудшения состояния.
- Какой из ваших собственных проектов наиболее дорог вам?
- Из тех, что пока не реализованы, - проект школы "Ojai School". Данный проект означал для меня подъем на принципиально иной уровень. Видите ли, то, о чем я говорю сейчас, я называю вторым поколением экологического дизайна. То, что я делал в семидесятых, было первым поколением. Мы пытались приспособить здания к новым экологическим подходам, но результаты не удовлетворяют меня с точки зрения эстетики. Второе поколение экологической архитектуры более зрелое. При проектировании здания мы используем научные разработки (например, солнечную энергетику) и стараемся применять местные стройматериалы, чтобы исключить зависимость от транспорта. Пример - саманные кирпичи.
Из реализованных проектов я особенно горжусь зданием "Lindesfarne" в Колорадо. При его возведении возник ряд проблем, в частности, не было квалифицированной рабочей силы, однако результат получился просто замечательным. Мне также очень дороги другие проекты для центров дзен-буддизма, поскольку удавалось, к примеру, установить очень хорошие отношения со строителями, которые на лету ухватывали мои идеи и воплощали их в реальность даже лучше, чем это сделал бы я сам. А еще я люблю здания, которые не достигают окончательной завершенности. Мой собственный дом представляет собой проект, эволюционирующий на протяжении двадцати лет. Еще одним аспектом экологической архитектуры я назвал бы тот факт, что это архитектура не только пространства, но и времени. Обычно проектировщики не придают значения четвертому измерению - времени. Я люблю здания, которые могут "расти", эволюционировать с течением времени.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей работе для фирмы "Real Goods".
- Это быстро растущая компания, специализирующаяся на энергосбережении и возобновимых источниках энергии. Недавно эта фирма приобрела участок земли с целью построить административный корпус, выставочный зал и демонстрационные площади для своей продукции. Это был очень экономичный проект. В здании очень интересно организовано естественное освещение. Мы даже сняли видеофильм, как солнечные лучи проникают в него. Само здание как бы вырастает вокруг солнечного, открытого внутреннего двора. Лето в этих местах очень жаркое, и мы решили создать зеленые тенистые оазисы с водоемами рядом со зданиями. В строительстве предусмотрено широкое использование вторичных материалов и максимальное применение солнечной энергии.
- Что вы думаете о "новом урбанизме"? Насколько он экологичен?
- Как говорится, приговор пока не вынесен, присяжные совещаются. Насколько я понимаю, в основе этого движения лежат здоровые идеи. Замечательно, что кто-то пытается по-другому подойти к проектированию городской среды. Это непростая, очень непростая работа. Но я считаю, что лишь повышать плотность застройки и экономить таким образом землю - предельно узкий подход. Мне больше импонирует естественность, органичность. И затем, этот старый вопрос об общине. Все апеллируют к данному понятию, но привносят в него чересчур много физического детерминизма, к чему я отношусь довольно скептически. В наше время уже не родство и не место проживания создают общины. У каждого из нас - свой круг общения, круг друзей, и он гораздо шире, чем в прежние времена. И это явление характерно для культуры нашего времени. В экологической архитектуре можно вести речь о трех уровнях - строительные материалы, индивидуальное жилье и, наконец, община, или сообщество людей. Движение "нового урбанизма" делает акцент только на третьем уровне. Возможно, со временем подход станет более целостным. - Что бы вы смогли порекомендовать правительству для улучшения нашей жизни? Может быть, налоговые льготы для использующих солнечную энергию?
- Вообще-то, в душе я немного анархист. Я родился в Европе и много времени прожил в Северной Европе. В североевропейских странах правительства могут, как мне кажется, в определенной степени изменить ситуацию. Но я инноватор, а любое правительство в своей основе враждебно относится к значительным инновациям. Это значит, что окончательное решение является компромиссным.
- А что бы вы посоветовали молодым архитекторам, которые проявляют склонность к нововведениям, но чувствуют себя ограниченными со стороны своих заказчиков?
- Архитекторам в данной ситуации приходится несладко. Дело в том, что мы говорим о чем угодно, кроме того, что роль архитекторов в нашей жизни становится все более незначительной. И не только роль, но и влияние. Сегодня люди разных профессий как бы поделили мир. Архитекторы проектируют здания, промышленные дизайнеры делают свою работу и так далее, и каждый - сам по себе. Но экологический дизайн видит мир как единое целое. В природе происходят одни и те же процессы на всех уровнях - клеток, организмов, экосистем. В настоящее время у нас нет единого языка дизайна, позволяющего добиться подобного и в человеческой культуре. Я как раз работаю сейчас над новой книгой, посвященной этим проблемам.
Когда в США начали строиться первые железные дороги, вначале каждая линия имела свою ширину колеи. Похожим образом сегодня работают дизайнеры. Каждая область человеческой жизни проектируется по-разному. Полагаю, что человечеству следовало бы учиться единству подходов у природы. Что до ответа на ваш вопрос... боюсь, что мы попали в западню. Специализация становится все более узкой. Общество приучает нас иметь дело со все более мелкими деталями реальности. Нам необходимо начать думать и работать по-иному.
Стивен УИЛЕР, Пол ОКАМОТО. Перевод с английского Галины ЛЕВИТАН
-Как бы вы определили экологическую архитектуру?
- Экологическая архитектура не подражает природе, она использует экологию не только практически, но и метафорически. При таком подходе здание рассматривается не как объект, а как организм. Здание можно считать экосистемой, частью более крупных экосистем. Я полагаю, что эта метафора должна полностью изменить процесс проектирования, выработать принципиально иные подходы по сравнению с традиционно существующими.
- И как, по-вашему, эта идея проникает в умы архитекторов?
- С трудом. Но все же это - воссоздание некогда существовавшей парадигмы. В доиндустриальных обществах метафора здания как организма очень развита. Посмотрите на жилища африканского народа догонов. Дома буквально изображают тело, различные помещения - разные органы тела. Существует и множество других примеров такого подхода к жилью. Механистическое восприятие жилища - всего лишь кратковременное увлечение в истории человечества. С самого начала промышленной эры всегда находились люди, не дававшие умереть органической концепции. Это философы-антропософы, в частности, Рудольф Штайнер. Можно проследить влияние этой философии на Фрэнка Ллойда Райта, которого я считаю крупнейшим архитектором двадцатого столетия. Потом появилось движение за охрану окружающей среды. Возникновение городской экологии как науки говорит о жизнеспособности данной идеи.
Если представлять городские кварталы и целые города как экосистемы, то органическая концепция естественно войдет в процесс проектирования городской среды и изменит его. Разумеется, это изменение будет происходить медленно. В других областях человеческой культуры мы уже видим результаты подобного нового мышления, в частности, в сельском хозяйстве. В архитектуре гораздо труднее привиться подобным идеям, поскольку в доминирующей культуре за основу берутся экономические соображения. Однако в последнее время удалось добиться определенных сдвигов. Например, энергосберегающие конструкции приобретают популярность и по экологическим, и по экономическим соображениям. Другое популярное в последнее время направление - "здоровое жилье", представляющее экологический подход к стройматериалам. Однако концепция экологической архитектуры рассматривает эти направления как составные части единого целого. Не исключено, что сменится целое поколение, пока экологическая концепция как целостное явление овладеет умами людей.
- Вы принимали участие в создании Сан-Францисского центра дзен-буддизма. Очень часто духовные аспекты влияют на особенности архитектуры. Не считаете ли вы, что экологическая архитектура имеет духовную основу?
- Боюсь, что не смогу адекватно ответить на этот вопрос. Я не хотел бы навешивать ярлыки типа "духовная архитектура" и говорить о "сакральной (священной) геометрии". Полагаю, что это ошибка. Действительно, подобная архитектура имеет вневременной аспект. Но я не уверен, что кто-нибудь может однозначно сказать, в чем именно он заключается.
Без сомнения, то, что называется "духом места", очень важно для меня. Я бы сказал, что здание связывает нас с пространствами большего размера. Однако говорить о "сакральной геометрии", уделяя повышенное внимание пропорциям и утверждая, что они придают зданию духовный аспект, было бы чисто механистическим подходом. Другое дело, что здания повышают нашу осведомленность о внешнем мире, связывая нас со вселенной, с природой - называйте это сакральным, если хотите. Собственно, это именно то, что я пытаюсь сделать.
Если говорить о "стабильности" зданий, я бы сказал, что стабильность - это сумма сохранения и домоуправления в старом смысле слова. Это другой аспект сакральности: невозможно назвать что-либо священным, не проявляя особую заботу об этом. Например, роль мужа или жены священна, поскольку подразумевает заботу о другом. Уход за жилищем, домоуправление - своего рода освящение жилища. Итак, сохранение, забота и регенерация - третья часть уравнения реставрации естественных систем, существенно поврежденных.
Стабильность включает в себя все эти три компонента, однако в мире коммерции, говоря о стабильности, подразумевают в основном сохранение, консервацию. Однако все, что способна сделать консервация - это замедлить процесс ухудшения состояния.
- Какой из ваших собственных проектов наиболее дорог вам?
- Из тех, что пока не реализованы, - проект школы "Ojai School". Данный проект означал для меня подъем на принципиально иной уровень. Видите ли, то, о чем я говорю сейчас, я называю вторым поколением экологического дизайна. То, что я делал в семидесятых, было первым поколением. Мы пытались приспособить здания к новым экологическим подходам, но результаты не удовлетворяют меня с точки зрения эстетики. Второе поколение экологической архитектуры более зрелое. При проектировании здания мы используем научные разработки (например, солнечную энергетику) и стараемся применять местные стройматериалы, чтобы исключить зависимость от транспорта. Пример - саманные кирпичи.
Из реализованных проектов я особенно горжусь зданием "Lindesfarne" в Колорадо. При его возведении возник ряд проблем, в частности, не было квалифицированной рабочей силы, однако результат получился просто замечательным. Мне также очень дороги другие проекты для центров дзен-буддизма, поскольку удавалось, к примеру, установить очень хорошие отношения со строителями, которые на лету ухватывали мои идеи и воплощали их в реальность даже лучше, чем это сделал бы я сам. А еще я люблю здания, которые не достигают окончательной завершенности. Мой собственный дом представляет собой проект, эволюционирующий на протяжении двадцати лет. Еще одним аспектом экологической архитектуры я назвал бы тот факт, что это архитектура не только пространства, но и времени. Обычно проектировщики не придают значения четвертому измерению - времени. Я люблю здания, которые могут "расти", эволюционировать с течением времени.
- Расскажите, пожалуйста, о вашей работе для фирмы "Real Goods".
- Это быстро растущая компания, специализирующаяся на энергосбережении и возобновимых источниках энергии. Недавно эта фирма приобрела участок земли с целью построить административный корпус, выставочный зал и демонстрационные площади для своей продукции. Это был очень экономичный проект. В здании очень интересно организовано естественное освещение. Мы даже сняли видеофильм, как солнечные лучи проникают в него. Само здание как бы вырастает вокруг солнечного, открытого внутреннего двора. Лето в этих местах очень жаркое, и мы решили создать зеленые тенистые оазисы с водоемами рядом со зданиями. В строительстве предусмотрено широкое использование вторичных материалов и максимальное применение солнечной энергии.
- Что вы думаете о "новом урбанизме"? Насколько он экологичен?
- Как говорится, приговор пока не вынесен, присяжные совещаются. Насколько я понимаю, в основе этого движения лежат здоровые идеи. Замечательно, что кто-то пытается по-другому подойти к проектированию городской среды. Это непростая, очень непростая работа. Но я считаю, что лишь повышать плотность застройки и экономить таким образом землю - предельно узкий подход. Мне больше импонирует естественность, органичность. И затем, этот старый вопрос об общине. Все апеллируют к данному понятию, но привносят в него чересчур много физического детерминизма, к чему я отношусь довольно скептически. В наше время уже не родство и не место проживания создают общины. У каждого из нас - свой круг общения, круг друзей, и он гораздо шире, чем в прежние времена. И это явление характерно для культуры нашего времени. В экологической архитектуре можно вести речь о трех уровнях - строительные материалы, индивидуальное жилье и, наконец, община, или сообщество людей. Движение "нового урбанизма" делает акцент только на третьем уровне. Возможно, со временем подход станет более целостным. - Что бы вы смогли порекомендовать правительству для улучшения нашей жизни? Может быть, налоговые льготы для использующих солнечную энергию?
- Вообще-то, в душе я немного анархист. Я родился в Европе и много времени прожил в Северной Европе. В североевропейских странах правительства могут, как мне кажется, в определенной степени изменить ситуацию. Но я инноватор, а любое правительство в своей основе враждебно относится к значительным инновациям. Это значит, что окончательное решение является компромиссным.
- А что бы вы посоветовали молодым архитекторам, которые проявляют склонность к нововведениям, но чувствуют себя ограниченными со стороны своих заказчиков?
- Архитекторам в данной ситуации приходится несладко. Дело в том, что мы говорим о чем угодно, кроме того, что роль архитекторов в нашей жизни становится все более незначительной. И не только роль, но и влияние. Сегодня люди разных профессий как бы поделили мир. Архитекторы проектируют здания, промышленные дизайнеры делают свою работу и так далее, и каждый - сам по себе. Но экологический дизайн видит мир как единое целое. В природе происходят одни и те же процессы на всех уровнях - клеток, организмов, экосистем. В настоящее время у нас нет единого языка дизайна, позволяющего добиться подобного и в человеческой культуре. Я как раз работаю сейчас над новой книгой, посвященной этим проблемам.
Когда в США начали строиться первые железные дороги, вначале каждая линия имела свою ширину колеи. Похожим образом сегодня работают дизайнеры. Каждая область человеческой жизни проектируется по-разному. Полагаю, что человечеству следовало бы учиться единству подходов у природы. Что до ответа на ваш вопрос... боюсь, что мы попали в западню. Специализация становится все более узкой. Общество приучает нас иметь дело со все более мелкими деталями реальности. Нам необходимо начать думать и работать по-иному.
Стивен УИЛЕР, Пол ОКАМОТО. Перевод с английского Галины ЛЕВИТАН
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 1997 год в рубрике архитектура