Архитекторов нового тысячелетия готовят в БГПА

Выбор профессии - дело серьезное. Особенно если есть уверенность, что эта профессия станет делом жизни. Раньше человек, выбрав профессию и вслед за ней - учебное заведение соответствующего профиля, знал, что будет работать именно по этой специальности. Следовательно, прежде правильный выбор мог стать фактором, определяющим развитие событий на много лет вперед.

Теперь все иначе: жизнь повернулась таким образом, что мало кто может с уверенностью сказать, чем он будет заниматься завтра и каким способом заработает на хлеб. Сегодня никого не удивляют инженеры и учителя, перепрофилировавшиеся в рекламных агентов, научные работники, продающие с лотков бананы, и электромонтеры, возглавляющие фирмы по торговле недвижимостью. Не избежали этой участи и архитекторы, правда, в несколько иной форме. Профессия архитектора изначально охватывает множество специальностей, поэтому неудивительно, что и в прежние времена из архитекторов выходило немало художников, дизайнеров, мультипликаторов, музыкантов и искусствоведов. Нынешняя экономическая ситуация породила новый букет "вторых специальностей" архитекторов: сегодня они работают в рекламе, полиграфии, издательском бизнесе. Дипломированных архитекторов нередко можно встретить в качестве специалистов по связям с общественностью, корреспондентов газет и журналов, консультантов по интерьеру.

И все-таки в большинстве своем они сожалеют, что не могут заниматься своей настоящей работой и не оставляют надежды вернуться к первоначальной профессии.

Что можно сделать для того, чтобы архитекторы вернулись к архитектуре, профессионально развивались и достигали успеха именно в своей области? Наверное, ответ нужно искать там, где в течение нескольких лет "созревают" студенты-архитекторы, прежде чем превратиться в настоящих профессионалов. Сегодня мы предлагаем вам беседу с деканом архитектурного факультета Белорусской Государственной политехнической академии Галиной Владимировной ПОЛЯНСКОЙ.

- За последнее время требования к практикующему архитектору существенно изменились. Нашли ли эти изменения отражение в учебном плане, в соответствии с которым готовят молодых специалистов-архитекторов?

- Прежде всего мы изменили продолжительность обучения и саму систему образования. Теперь обычная продолжительность обучения составляет 5 лет вместо 6. По завершении пятилетнего курса студент получает диплом архитектора. Если, кроме обычной программы, он изучает дополнительный блок из 8-10 дисциплин и успешно сдает по ним экзамен, помимо диплома архитектора, ему вручается диплом бакалавра. После этого выпускник нашего факультета получает возможность поступить в магистратуру. По прошествии 1,5 лет обучения ему присуждается малая научная степень - магистр. Следующие ступени - это кандидат и доктор наук в области архитектуры. Такая система образования называется многоуровневой.

- Уже год студенты занимаются по новой рабочей программе. Чем она отличается от существовавшей ранее?

- Новая программа построена иначе, по таким принципам, как преемственность знаний и их комплексность. В программу вошли новые дисциплины: строительное черчение, архитектурная колористика и цветоведение, архитектурная эргономика, архитектурный рисунок и живопись, маркетинг и реклама в архитектуре. Причем новые предметы появляются в соответствии с необходимостью. Например, преподавание живописи начинается по завершении курса цветоведения, предмет "Инженерная геология" возникает после изучения геодезии инженерного благоустройства и транспорта и так далее. Очень логично построен курс, направленный на изучении конструкций зданий и сооружений: сначала студенты изучают архитектурные конструкции и статику сооружений, затем инженерные конструкции и, наконец, специальные. При этом процесс обучения происходит комплексно, т. е. проектирование какого-то объекта, к примеру, промышленного здания, ведется после соответствующего конструктивного курса. Появляется четкая взаимосвязь между архитектурным решением и конструкциями, что при предыдущей системе обучения просматривалось далеко не всегда. Студенты учатся делать реальную архитектуру, которую можно воплотить в жизнь. Мы и раньше стремились делать проекты на конкретных, настоящих подосновах, но это удавалось преимущественно при дипломном проектировании. Теперь все проекты, в том числе курсовые, разрабатываются только на реальных подосновах.

Очень большое значение мы придаем компьютерному проектированию, поскольку сегодня - это первостепенно необходимые архитектору знания. С целью активного обучения студентов проектированию с помощью современной техники мы создали компьютерный класс, оборудовав его всем необходимым.

- Вот уже несколько лет выпускники архитектурного факультета БГПА получают диплом архитектора широкого профиля. Будет ли восстановлена система специализаций?

- Да, мы планируем снова выпускать специалистов по архитектуре жилых и общественных зданий, по градостроительству, ландшафтному проектированию. Но первоочередная задача, над решением которой мы активно работаем уже сегодня - это введение новой специализации "средовый дизайн". Появление новой специализации обусловлено возникшей потребностью в профессиональных дизайнерах по интерьеру и экстерьеру. Наш факультет будет готовить именно таких специалистов.

Кроме того, появился новый учебный план для архитектурно-строительного техникума. Раньше из выпускников техникума формировали специальные группы, которые в течение 4,5 лет проходили сокращенную программу архитектурного факультета БГПА. Теперь предполагается, что выпускники техникума будут зачисляться сразу на третий курс в общие группы. Естественно, при этом учебная программа техникума существенно изменилась.

- Да, новшеств задумано немало. Может быть, есть еще что-нибудь, чем можно удивить не только абитуриентов, но и взрослых специалистов?

- Уже сейчас мы начинаем создавать информационный центр, который будет работать не только на студентов и преподавателей архитектурного факультета, но и на всю Политехническую академию, возможно, даже на специалистов всего города. Мы предполагаем собрать максимальное количество книг, журналов, методических пособий по архитектуре и строительству, а главное сосредоточить в одном месте информацию о множестве фирм и предприятий, работающих на строительном рынке республики. Таким образом, наши студенты будут еще во время обучения знакомиться с материалами, конструкциями и технологиями, знание которых архитектору сегодня просто необходимо.

Студентам, которым предстоит учиться по новой программе, можно только позавидовать. Первый выпуск чудо-архитекторов состоится в 2001 году. По сути, ждать осталось совсем немного. Вот тогда-то мы и увидим, какие они - архитекторы нового тысячелетия.

Надежда ЛОБАНОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость