Специалисты немецкой компании "Consult Team" провели семинар, посвященный стратегии качества в строительстве


Второй день семинара "Стратегия качества", проведенного немецкой консультационной компанией "Consult Team" с 5 по 7 августа 1997 г., был посвящен вопросам контроля качества, менеджмента на строительной площадке и менеджмента строительных материалов.

- Прошу всех присутствующих, - сказал г-н Хоффманн, - рассматривать это определение (см. заголовок - С. З.) как одно из возможных. Это - то, чего мы хотим достичь при помощи системы обеспечения качества. Целью внедрения системы обеспечения качества является сведение к минимуму расходов, возникающих по причине брака. Эта цель касается всех сторон жизнедеятельности предприятия. В отношении стройкомплекса существует одна интересная цифра. Федеративное правительство ежегодно публикует так называемый отчет о дефектах. Из этого отчета видно, какие строительные дефекты, на каком этапе строительства и в каком количестве возникают. Рассмотрим 3 этапа.

Первый - планирование, проектирование. Второй - подготовка строительства. Третий - собственно строительство. Как вы думаете, на каком этапе возникает наибольшее количество дефектов и, соответственно - расходов? В Германии, и это весьма неприятно слышать нашим архитекторам, наибольшее количество ошибок совершается именно на первом этапе. (Разумеется, не имеются в виду присутствующие архитекторы.) 40% приходится на 1-й этап, оставшиеся же 60 поровну делятся между 2 остальными. Однако эти ошибки при проектировании не стоит относить лишь на счет архитекторов. Часто они коренятся в недостаточно четком согласовании заказчиком и подрядчиком совместных действий.

При отсутствии стремления к минимизации затрат неизбежно должна возрастать доля прибыли, отчисляемая на их покрытие. С другой стороны, чем меньше дефектов, тем в большей степени удовлетворен клиент. Вот основная цель системы обеспечения качества.

Уже в течение нескольких лет в Германии существует система обеспечения качества, базирующаяся на известных нормах ISO (например, ISO9000). Это значит, что органам госконтроля необходимо документально подтвердить, что внутри предприятия введена система обеспечения качества, что введение этой системы задокументировано и что сотрудники предприятия знают, как эту систему использовать. В отношении системы обеспечения качества речь не идет о каких-то определенных видах продукции, но лишь только об организационных процессах. Каких именно - решать руководителю. Не существует документов, регламентирующих организацию материально-технического снабжения предприятия. Каждое предприятие должно найти свой оптимальный путь.

Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы создать на предприятии систему обеспечения качества?

Вначале вы, используя соответствующую литературу, знакомитесь с принципами обеспечения качества. Далее беседуете с клиентами. Вы должны всегда помнить о клиентах, думать о том, как их наилучшим образом удовлетворить. Вы изучаете возможности других предприятий вашей отрасли. При необходимости примите участие в одном из обучающих мероприятий. Здесь, как правило, бывает очень много начальства, поэтому можно выяснить немало важных вопросов. Это не помешает вам впоследствии самому организовать похожее обучающее мероприятие, например, в рамках сотрудничества с другими строительными трестами, если вы хотите поднять качество внутри ваших фирм и хотите при этом использовать синергетический эффект других предприятий. Определите ваши принципы и цели качества. Привлекайте сотрудников к разработке вашей системы обеспечения качества (СОК). Ведь это вы принимаете решение относительно качества системы. Вчера вы очень правильно сформулировали: качество - это не то, что спускается сверху, а то, чем живет каждый сотрудник. Только тогда, когда каждый работник поймет, что для выполнения какого-то вида строительной работы необходимо участие целого ряда отделов, что каждый на своем рабочем месте отвечает за выпуск продукции, только тогда вы сможете достичь такого состояния предприятия, когда необходимое качество будет обеспечиваться на каждом этапе производства. После того, как вы определите ваши цели и принципы качества, можно переходить к следующему этапу. При этом сначала максимально точно опишите фактическую ситуацию на вашем предприятии. Это можно сделать, инициировав сотрудничество нескольких отделов. Проигрываются различные ситуации. Например, вы выиграли какой-то тендер, получили финансирование одного из своих проектов, так походите по отделам, поспрашивайте сотрудников, какими им представляются пути дальнейшего сотрудничества между службами фирмы. Кто от кого должен получать и кому передавать какую именно информацию? Кто должен производить документирование? (Все это - с точным указанием рабочих мест.)

После того, как вы опишите фактическое положение, сравните имеющуюся ситуацию с той новой, к которой вы стремитесь. Только когда вы смогли убедить ваших сотрудников в необходимости и целесообразности системы обеспечения качества, только когда вы объяснили им, чего хочет достичь предприятие в целом, только когда вы вместе с вашими работниками выявили слабые места предприятия и исходя из этого разработали необходимые меры, только тогда вы должны переносить все это на бумагу, т. е. документировать. Что в этом случае обозначает документация? Это фиксирование всех результатов в "Справочнике по менеджменту качества фирмы" (в дальнейшем для краткости называемом просто "Справочник". - С. З.), как уже было сказано, это именно организационные процессы, которые должны быть отражены в "Справочнике". Они должны быть организованы таким образом, чтобы разобраться в "Справочнике" мог даже человек, не работающий на предприятии.

На какие вопросы должен давать ответы "Справочник"?

Первый вопрос: кто за что отвечает? Это должно быть четко определено. Если нет четкого определения иерархических уровней, вы каждый раз будете наталкиваться на сложности.

Второй вопрос: что и как делается на каждом рабочем месте? Что должно быть сделано? Что должно происходить на основании этой информации?

И последнее: кто и как принимает решения?

Такая СОК разработана нами для АО "Мозырьпромстрой" и уже внедрена там. Разработан справочник по менеджменту качества. Процесс этот был достаточно длительным, более того, он будет продолжен. Он составлен на основании требований, практикуемых в АО "Мозырьпромстрой". Справочник не претендует на полноту, не претендует на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.

Качество - это не нечто статичное. Это то, что должно всякий раз заново переосмысляться, заново определяться. Поэтому очень важно определить, кто отвечает за него. Справочник не принесет пользы, если после завершения его разработки он будет стоять где-то в шкафу, если его будут лишь в случае необходимости вынимать и показывать: вот видите, у нас есть такой справочник.

Ваша задача - через определенные промежутки времени заново переосмысливать и определять качество в зависимости от новых условий, новых требований. Вносить процессуальные изменения, заново определять компетенции, заново перестраивать иерархию, словом, делать все, чтобы справочник соответствовал меняющимся условиям.

"Справочник по менеджменту качества АО "Мозырьпромстрой" открывается двумя главами, определяющими качество как цель предприятия - "Ответственность руководителя" и "Система менеджмента качества". Одиннадцать следующих являются разделами системы обеспечения качества, относящимися к различным фазам строительства (как к этапу подготовки строительства, так и к этапу непосредственного выполнения работ). Это "Проверка договоров", "Проверка проектной документации и расчетов", "Снабжение стройматериалами и привлечение субподрядчиков", "Складирование, транспортировка и защита строительных материалов и работ", "Идентификация полученных материалов и субподрядных работ", "Управление качеством на этапе строительства", "Маркировка проверенных строительных работ", "Маркировка дефектных строительных материалов и работ и обращение с ними", "Поставки и работы, выполняемые заказчиком", "Обслуживание клиента" и "Устранение отклонений от стандарта качества." Последние четыре раздела - "Обучение сотрудников по вопросам качества", "Проверки", "Средства проверок" и "Внутренний контроль качества". Предпоследний раздел определяет, на каком этапе какими средствами какие проверки проводятся.

Когда вы, учтя все нюансы, найдете оптимальное соотношение формы и содержания документа, аналогичного разработанному нами для "Мозырьпромстроя", вам останется поместить всю эту информацию в память компьютера вашей фирмы. Лишь тогда, располагая этим инструментом, вы будете в состоянии свести к минимуму все возможные промахи.

Не страшно, если вы столкнетесь с ситуацией, не описанной в вашем справочнике. Но важно, чтобы ситуация эта на сей раз нашла себе место на его страницах. При этом вы либо внесете необходимое изменение в какое-либо из уже действующих положений вашей системы обеспечения качества, либо выделите новую ситуацию и способ выхода из нее как дополнительный пункт.

Итак, работа над справочником - непрерывный процесс. Этот справочник никогда не может быть окончательно готов. Он должен постоянно дополняться и изменяться.

Далее последовало сообщение Вольфганга Аренса о критериях материально-технического снабжения объекта и привлечения субподрядчиков.

- Все присутствующие здесь знают, что такое стройплощадка и что готовый объект хорош настолько, насколько хороши были материалы, которые использовались для его сооружения.

Известно также, что после окончания II мировой войны в Германии имел место дефицит всех видов продукции, в т ом числе и стройматериалов. Это привело к возникновению монополий на определенные виды продукции. Покупатель был вынужден приобретать именно у этого поставщика именно этот товар за любую цену, которую поставщику заблагорассудилось назначить.

Сегодня в Германии, как и во всей Западной Европе, один и тот же вид продукции выпускается пятью, десятью, пятьюдесятью производителями. Качество у всех этих производителей примерно одинаковое - очень хорошее. Это обстоятельство подтверждается соответствующими сертификатами. Разница состоит в условиях поставки и ценах.

Как обстоит дело с монополией на различные виды строительных материалов в РБ?

- Минский завод гипса и гипсовых стройдеталей - единственное предприятие РБ, производящее гипсокартоные плиты, - говорит начальник ОТК завода Н. В. Володько.

- Вы сами назначаете цены? - спрашивает Вольфганг Аренс.

- В России и Украине достаточно предприятий, выпускающих аналоги, и мы не можем не учитывать этого.

- Таким образом, вы конкурируете на международном рынке?

- Так получается.

- Внутренний рынок превратился в международный, - уточняют другие слушатели семинара.

- Нам представляется, - продолжил Вольфганг Аренс, - что строители России, Украины и Беларуси, ввиду размеров этих стран, испытывают нехватку интересующей их информации. В последние годы определенный вклад в насыщение информационного рынка внесла пресса. Сегодня существуют специальные издания, на страницах которых различные производители рекламируют свою продукцию. Тем не менее поездка по городам Украины, совершенная нами некоторое время назад с посещением предприятий, производящих стройматериалы, показала, что там есть предприятия, ничего не знающие друг о друге, о производимых товарах и ценах на них. Думаю, что проблема еще остается.

Каждая аналогичная фирма Германии располагает подробной картотекой потенциальных клиентов - как на бумажных, так и на магнитных носителях, в памяти компьютера фирмы. Точно такими же сведениями располагают клиенты обо всех потенциальных поставщиках. Разумеется, все постоянно помнят о том, что реклама - двигатель торговли. Фирмы, производящие строительные материалы, курируют строительные фирмы, это и есть составная часть того обслуживания клиентов, о котором говорил коллега Хоффманн (глава 12 "Справочника").

Рекламные проспекты, содержащие сведения о проверках, пройденных представляемой продукцией, и о сертификатах, которых она удостоена, техническую документацию по ее использованию, а также все прейскуранты, регулярно рассылаются производителями продукции, архитектурным фирмам, для которых она может представлять интерес, чтобы они учитывали эту информацию в своих проектах, всем строительным фирмам. Эти действия подкрепляются параллельной телерекламой.

Раздел "Справочника", касающийся работы отдела материально-технического снабжения, содержит "Методическую инструкцию по менеджменту качества", помогающую в оценке и выборе поставщиков. За выбор и оценку поставщиков отвечает начальник ОМТС. Характер участия в данном процессе архитектурного бюро, отдела контроля качества и производственного отдела виден из 5-страничной блок-схемы, где степень ответственности каждого из 4 отделов на различных этапах работы с поставщиками зависит от того, проводит ли данная служба данное мероприятие, участвует ли в нем либо просто получает необходимую информацию. В блок-схеме отражены все документы, которые должны циркулировать между участниками в процессе их контакта, и все действия, которые необходимо произвести с этими документами на различных этапах процесса выбора поставщиков.

Заказы даются только тем поставщикам, о которых есть проверенная и подтвержденная опытом прошлых поставок информация, касающаяся качества производимой ими продукции и соблюдения ими сроков поставок. Перечень утвержденных поставщиков постоянно обновляется ОМТС.

Существует несколько методов оценки и выбора поставщиков.

Например, ОМТС и ОКК производят первичную и повторную проверку поставщиков с составлением отчетов.

Могут при наличии постоянных поставщиков привлекаться декларации производителей, что осуществляется в сочетании с систематическим внутренним контролем качества.

Производится также постоянная оценка поставщиков путем учета всех претензий и рекламаций.

Основной предпосылкой для выдачи заказа является способность поставщика выполнять предъявляемые к нему требования. Исключения возможны лишь по согласованию с ОКК и начальником производственного отдела.

Менеджмент стройматериалов осуществляется с учетом 7 основных видов исходных данных. Это проектная документация по конкретным объектам, требования, предъявляемые к материалам, сертификаты качества товаров, знаки качества, применяемые при их сертификации, результаты типовой проверки, количество конкретного материала, необходимого для производства конкретной работы на определенном объекте (здесь возможны оптовые скидки) и сведения о том, когда и куда следует доставить тот или иной материал.

Путем краткого опроса присутствующих г-н Аренс выяснил, что производителям стройматериалов приходится как отпускать клиентам материалы у себя на предприятии, так и доставлять их на склады либо объекты клиентов своими силами, подрядчики же чаще всего сами приезжают за материалами. И он продолжил:

- Этот нюанс также характеризует качество обслуживания клиентов. В Германии обслуживание в соответствии с договором на поставку заключается, помимо всего прочего, и в доставке материалов на место их применения. При этом строительную фирму не интересует ничего, кроме качества материала и срока его доставки. Хороши ли связывающие поставщика и клиента шоссе или нет, разумеется, не интересует строительную фирму. Этот входной контроль качества осуществляет производитель работ на данном объекте. За качество отвечает поставщик продукции. Многое зависит от характера упаковки товара.

Работая в Мозыре, я хорошо усвоил, что собой представляет материально-техническое снабжение в РБ, насколько оно отличается от европейского. Хотя и здесь за последние годы произошли определенные сдвиги. Теперь кирпич на объекты поставляется в основном на поддонах.

В Германии же в полиэтиленовую пленку упаковываются газосиликатные блоки, фасадный кирпич (по 100-200 штук), полимербетонные панели (по 10 штук). Половинок кирпича в Германии не бывает. Если же нужны какие-то доли кирпича (половинка, четверть), то для их получения очень редко используется молоток. Обычно на объекте есть специальное приспособление для резки кирпичей.

Возвращаясь к теме ответственности, подчеркну, что ОМТС отвечает и за получение предложений по материалам, и за заключение договоров. Контроль качества материала осуществляет ОКК.

При оценке поставщика следует отличать одноразовую, в частности, первую поставку от регулярной. Оценивается надежность партнера. От этого зависят методы контроля получаемых от него материалов. Заключая договор на поставку, вы имеете дело с образцами. Получая материалы, необходимо сравнивать их качество с качеством образцов, фигурировавших при заключении договора.

Следующий критерий проверки качества - сопоставление поступившего материала с сопровождающей его документацией. В качестве оценочного критерия могут выступать и отзывы других клиентов поставщика.

База данных подрядчика содержит и такие сведения о поставщике, как количество, цена и дата поставки той или и ной продукции на тот или иной объект.

В Германии возможна поставка как напрямую с завода, так и при участии промежуточных поставщиков (посредников).

- У нас такие фирмы, называемые управлениями производственно-технической комплектации (УПТК), действуют в составе строительных трестов, - замечают слушатели.

- Постоянный клиент фирмы-посредника, - продолжил г-н Аренс, - обслуживается ею на определенных условиях и пользуется скидками до 50%. Однако производители стройматериалов, экономя свою прибыль, часто осуществляют прямую поставку с завода. В основном это касается поставок больших объемов кирпича, сборного железобетона.

Я предвижу коренные изменения картины материально-технического снабжения в РБ, которые наступят скорее всего не позже будущего года. Местные производители вынуждены учитывать конкуренцию зарубежных.

Разговор о том, как западноевропейские производители и поставщики стройматериалов действуют на рынке РБ, коснулся проблемы комплектности поставок.

- Если бы факты поставочного разнобоя, нестыковки элементов, поставляемых различными производителями, имели место в Германии, - заметил Вольфганг Аренс, - то там было бы проведено расследование причин данного явления с обязательной письменной фиксацией условий, необходимых для их устранения. Все, кто так или иначе связан с решаемой проблемой, собираются за одним столом и каждый из них получает экземпляр данного документа. Монтируемые элементы могут не подходить друг к другу по различным причинам. Производству недостающих нужных деталей могут препятствовать причины как технические, так и финансовые. Очень часто будущий сбой программируется уже в процессе изготовления изделия. В конце концов должны быть созданы условия нормальной стыковки.

Вновь взял слово Георг Хоффманн и повел разговор о качестве строительных работ и их приемке.

- В "Справочнике", а также во внутренних инструкциях предприятия отражены сроки производства различных приемок и указаны ответственные за каждую приемку.

Процесс строительства объекта начинается с заключения договора. Напомню, что первый пункт договора содержит требование контроля качества. Соответствующий руководитель должен проконтролировать выполнение всех пунктов договора. Далее осуществляется проверка проектной документации. Проект либо поступает со стороны заказчика (и тогда производится его внутренняя проверка специалистами подрядной организации, за проведение которой отвечает руководитель отдела подготовки производства), либо разрабатывается проектным бюро, входящим в состав этой организации (в таком случае за качество проекта отвечает руководитель бюро).

Поскольку за подбор поставщиков отвечает руководитель отдела материально-технического снабжения, ему очень часто приходится самому бывать на соответствующих предприятиях и знакомиться с процессом изготовления поставляемой продукции.

Контроль качества на стройплощадке - это входной контроль качества поступающих материалов плюс контроль качества строительных работ, выполняемых на объекте с их использованием. Проверяется и качество субподрядных работ; окончательной приемке предшествует предварительная. Руководитель ОКК подрядной организации отвечает за четкость функционирования этой системы.

В "справочнике" указаны виды контроля, составляющие процесс входного контроля качества. Тщательность проверки зависит от частоты поставки одним и тем же поставщиком (одноразовая или многоразовая). В любом случае следует проверить, опираясь на документацию, соответствует ли качество поставленного материала качеству заказанного материала. При этом необходимо требовать возобновление сертификата качества в зависимости от размера поставки. Так, на каждую следующую тысячу кирпичей следует требовать новый сертификат качества.

О маркировке стройматериалов при поставке их на объект. Прораб должен следить за тем, чтобы в одном и том же месте использовался материал одной и той же поставки.

Вообще за контроль качества на стройплощадке отвечают различные специалисты. Бригадир и мастер отвечают за ежедневный контроль произведенных работ. Сами рабочие отвечают за качество произведенной ими работы. Прораб, также отвечающий за это, должен по крайней мере раз в неделю принимать работу. Этот процесс он может совершать и ежедневно, все зависит от степени готовности объекта. Какие-то ошибки бывает нужно исправлять по мере их выявления. Появление других огрехов следует предупреждать ежедневно, поэтому промежуток между сеансами контролирования качества может быть сокращен прорабом. По требованию прораба инженер ОКК бывает обязан принять те или иные специальные виды работ. (Известны случаи, когда необходима так называемая нейтральная приемка - котлована ли, гидроизоляции ли фундаментов, армирования ли монолитных железобетонных конструкций.) Точно так же прораб может поручить инженеру ОКК принять те или иные работы, выполненные субподрядчиками. Субподрядчик представляет свою работу к проверке, располагая всеми необходимыми документами.

Производить контроль качества на этапе строительства может и заказчик. При нормальном сотрудничестве это может происходить раз в месяц в форме совещания, на котором текущие проблемы рассматриваются в присутствии заказчика, подрядчика и проектировщиков.

В большинстве случаев приемка работ производится в конце месяца, ибо от ее результатов зависит размер зарплаты.

За предварительную приемку работ отвечает прораб совместно с инженером ОКК. В этом отделе ведется специальная папка по приемке работ, в которой накапливаются все необходимые документы. Характер производственных процессов, протекающих с момента предварительной до момента окончательной приемки, зависит от наличия тех или иных работ, требующих завершения. Окончательная приемка происходит с участием заказчика и подрядчика, а также субподрядчиков, если их работа до сих пор не была принята. На данном этапе должны фигурировать согласования с государственными учреждениями. Вообще же документы, которые должны быть при этом составлены, оформляются согласно "Справочнику" либо законодательству.

Слушатели попросили поподробнее рассказать о правах и обязанностях немецкого прораба.

- Руководитель проекта (проектляйтер) отвечает за реализацию проекта от "а" до "я". Задачи же прораба (бауляйтера) зависят от структуры стройплощадки или стройучастка. Прораб генподрядной организации отвечает за общую координацию стройучастка, за качество всех выполняемых работ. В зависимости от размера участка в распоряжении прораба находятся другие сотрудники, подразделения, выполняющие как основные, так и специальные строительные работы. При участии в строительстве субподрядчиков их прорабы работают плечом к плечу с генподрядным. Многое зависит от распределения прав и обязанностей руководителем проекта. Вообще прораб в Германии, можно сказать, одной ногой стоит в тюремной камере.

Одной из разновидностей договорных основ являются Правила выполнения подрядных строительных работ (FOB), другой - Гражданский кодекс. Юридически прораб отвечает за безопасность на стройплощадке 24 часа в сутки, в том числе и в выходные дни, когда на объекте никого нет. Если, например, в один из выходных на каком-то из объектов окажутся дети, что бывает очень часто, то ловкий адвокат может доказать несоблюдение некоторых требований ТБ. Вопрос весьма скользкий - где и когда соблюдаются действительно все требования ТБ, вплоть до мельчайших деталей?

Вот один из вариантов модели процесса проектирования и строительства в Германии. Заказчик (застройщик) может представлять как государственную, так и частную структуру. Он поручает архитектурной фирме разработку проекта, а строительной подрядной - его реализацию. Это - классическая схема.

Есть и другая: заказчик (застройщик) дает поручение генеральному организатору строительства. Разработчик проекта полностью отвечает за его реализацию, от начала работы над проектом до сдачи объекта под ключ. Согласно этой схеме, разработчик проекта дает поручения подрядчику в соответствии с поручениями заказчика. Если речь идет о среднем либо крупном проекте, то у генерального организатора (разработчика) проекта есть свой прораб, следящий за адекватной реализацией всех идей проекта. Для того же, чтобы следить за обеспечением качества на объекте, генеральный подрядчик в свою очередь назначает своего прораба. Итого - уже 2 прораба. Все это направлено на то, чтобы работы сдавались в соответствии с требованиями качества, цен, сроков и так далее. Разумеется, интересы, представляемые различными участниками проектного и строительного процесса, также различны. Подрядчик (и его прораб) заинтересован в том, чтобы прийти к сдаче работ с наименьшими затратами. Прораб же со стороны разработчика проекта заинтересован получить как можно больше. Конечно, это может привести к трениям. Поэтому следует искать компромиссы на договорной основе.

Вопрос ведущего инженера по качеству оршанского стройтреста № 18 Л. В. Сеньковской:

- Ответственность за входной контроль на стройплощадке лежит на линейном руководителе (мастере, прорабе) или исключительно на инженере по качеству?

- Прораб всегда исходит из того, что на объект был поставлен качественный материал. Если же у него возникают на сей счет какие-либо сомнения, он обязан поставить в известность ОКК.

Генподрядчик сам поставляет материалы на объект, и все сопроводительные документы на эти материалы должны находиться у водителя транспортного средства. Он передает эти документы прорабу или же, если объект очень большой, иному ответственному лицу. Путем сопоставления данных документов с заказными сразу можно установить, те ли материалы доставлены на объект, которые заказывались. Все шаги в адрес поставщика, связанные с рекламациями, должен предпринимать инженер по качеству с участием представителя ОМТС.

- Какую роль играет немецкий заказчик в процессе осуществления входного контроля качества стройматериалов?

- Этот и подобные вопросы он поручает либо разработчику проекта, либо архитектору, непосредственно контролирующему ход строительных работ. Кроме получения договорной работы в договорные сроки по договорной цене, заказчика не интересует ничего. На мой взгляд, подобные вопросы должны решаться совместно архитектором и подрядчиком.

Вопрос начальника техотдела барановичского стройтреста № 25 Ю. Г. Солдаткина:

- Кто решает вопросы финансирования конкретного объекта?

- Следует внести ясность в понятие "финансирование". Как уже отмечалось, реализация некоторых методов проектирования предполагает разработку модели финансирования. Например, федеральное правительство планирует строительство правительственного здания в Берлине. Этот заказ получает разработчик проекта. Его заботит снижение цены, полученной в результате составления калькуляции, при сохранении того же качества, а также совместное финансирование проекта. Что касается средних и малых проектов, то их финансирует застройщик. Если, скажем, я решил построить себе коттедж и обратился в проектное бюро, то вопрос финансирования к этому моменту должен быть уже решен мною в банке. Задача же архитекторов состоит в том, чтобы не выйти из определенных рамок при планировании расходов. В данном случае они несут ответственность за соблюдение договорной цены.

- Можно провести достаточно четкую границу между стоимостью проекта и его финансированием, - добавляет Рольф Беккер, - от стадии эскизов и до завершения проекта архитектором делаются выводы о расходах. Вначале достаточно поверхностная, грубая оценка к концу проектного периода уточняется, возможно, потому, что у нас нет государственного регулирования, цены же устанавливаются из соотношения спроса и предложения.

- Но представьте себе, - уточняет свой вопрос Ю. Г. Солдаткин, - что строительная фирма возводит несколько объектов и на каждом из них - свой руководитель проекта, свой прораб. Деньги от заказчика на любой объект идут через головную фирму или же ими распоряжается автор проекта каждого объекта, например, закупает ли он самостоятельно стройматериалы? Короче, кто распоряжается деньгами, поступающими от заказчика?

- Деньгами заказчика не распоряжается никто, кроме заказчика.

- С вашего позволения я расскажу, как это происходит у нас. Мы получаем от заказчика предоплату, или аванс. Эти деньги поступают в трест, трест же тратит их по своему усмотрению. Ни прораб, ни начальник участка, ведущий несколько объектов, ни начальник управления, в чьем ведении находится еще больше объектов, к распределению денег не имеют никакого отношения. Он располагает тем, что ему выделили сверху.

- Существует определенная разница между прорабом, осуществляющим контроль со стороны заказчика, и прорабом, являющимся служащим вашей фирмы. Первого не касается ничего из того, что происходит в фирме. Деньги находятся в банке. Строительное предприятие произвело работу, оно выставляет счет, архитектор сравнивает этот счет со сметной частью своего проекта, подписывает его, этот счет предъявляется в банк, и банк пересылает подрядчику деньги. Этот архитектор - руководитель проекта - может курировать несколько объектов.

К сожалению, в Германии часто практикуется следующее: строительное предприятие одновременно выполняет несколько заказов, деньги предприятию поступают от каждого из заказчиков. Предприятие же тратит деньги, предназначенные для оплаты труда рабочих и покупки материалов, не по назначению. Так что отрицательный опыт у нас тоже есть. Так или иначе, в тюрьму в итоге отправляется, как правило, руководитель строительной фирмы, поэтому грамотный руководитель заранее заботится о том, чтобы в фирме функционировал надежный механизм контроля деятельности проектляйтеров.

- Насколько мне известно, - задал еще один вопрос Ю. Г. Солдаткин, - фирмы в Германии небольшие, численность 50 человек уже считается внушительной. Каково в средней немецкой фирме численное соотношение рабочих и инженерно-технического персонала и многие ли инженерно-технические работники отвечают за качество?

- В самых маленьких фирмах соотношение ИТР и рабочих может составлять 1/10-1/12. Начиная с численности рабочих в 80 человек, фирма, как правило, имеет уже несколько иную структуру, ей требуется более многочисленный аппарат управления. И, повторяю, не так важно, есть ли в фирме инженер по качеству, служба контроля качества. Важно, чтобы менеджмент качества осуществлялся всеми сотрудниками предприятия на всех рабочих местах.

Качество работы предприятия начинается, как ни банально это звучит, с того, чтобы письма к клиентам не содержали грамматических ошибок.

Вы сможете создать нормально функционирующую производственную систему контроля качества и внедрить ее лишь тогда, когда каждый сотрудник фирмы, каждый рабочий будет абсолютно убежден в том, что за качество отвечают все до единого, сверху донизу.

И вот еще что. По моему мнению, настоящая борьба за качество начинается тогда, когда каждый не только добросовестно выполняет свои обязанности, но и стремится самостоятельно расширить их круг, чем-то облегчить труд коллеги.

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 32 за 1997 год в рубрике технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость