Нормаы, регламентирующих организацию и управление строительным производством

Идет время, но строительные организации различных форм собственности по-прежнему лишены набора норм, регламентирующих организацию и управление строительным производством (СНБ 1.03.01-96), и 4 пособий к ним.

Эти документы разработаны творческим коллективом производственников-строителей, ученых, преподавателей и студентов БГПА. Работа выполнялась в течение 1995-1996 гг. согласно заказу, подписанному Г. В. Новицким, который в то время был министром архитектуры и строительства РБ, в соответствии с договором №32-202-2/95 от 10 октября 1995 г. между ГП "Стройтехнорм" и Минстройархитектуры РБ. Финансирование разработки осуществлялось за счет бюджетных средств Министерства образования и науки РБ.

Все этапы и работа в целом, согласно утвержденным А. И. Шатило, заместителем министра архитектуры и строительства РБ, техническим заданиям, прошли рецензирование и ряд согласований. Весь предусмотренный договором комплекс норм ГП "Стройтехнорм" приняло у творческого коллектива разработчиков и сдало в установленные сроки в Главное управление строительной науки и нормативов Минстройархитектуры РБ для редактирования и утверждения. СНБ 1.03.01-96 был сдан в начале января 1997 г., основное пособие "Внутрипостроечный бизнес-план строительной организации" - в июне 1996 г. Работа полностью оплачена, так что сегодня не требуется никаких дополнительных бюджетных средств. Речь идет о том, чтобы ввести замороженные разработки в действие.

Помещенная в "СиН" № 6 от 11 февраля 1997 г. информация о том, что наконец завершена работа над долгожданной нормативно-технической документацией, вызвала большой поток запросов от строительных, проектных и научных организаций, учебных заведений. В подобной ситуации полугодовое промедление выглядит по меньшей мере странно.

Нормы, о которых идет речь, адаптированы к современным условиям, научно обоснованы и проверены на практике многолетним добросовестным трудом ученых, производственников, преподавателей, студентов, лучших бригадиров-строителей.

В основе СНБ 1.03.01-96 лежит белорусская система социально-экономического управления, применение которой гарантировало каждой строительной организации среднегодовое снижение себестоимости строительства на 0,55-1,0%, сокращение сроков строительства объектов на 1-5%, рост производительности труда на 11-12%.

В условиях требований конкурентоспособности и комплексной компьютеризации, предъявляемых современным рынком, показатели эти, несомненно, возрастут в несколько раз.

В отличие от ранее действовавших норм организации строительства СН 3.01.01-85 нормы РБ по организации и управлению строительством состоят из 3 блоков.

Первый блок посвящен подготовке производства; в основном это касается проектов производства работ и организации работ строительной организации. К этому блоку можно отнести комплексную компьютеризацию системы социально-экономического управления (СЭУ) и управления качеством.

Второй, экономический, где основным нормативным документом является внутрипостроечный бизнес-план, посвящен учету, анализу, контролю, вариантным расчетам, прогнозированию риска.

Третий - собственно социально-экономический, включающий план социально-экономического развития коллектива, коллективные договоры и соглашения, контроль за их выполнением при обязательном участии в управлении строительной организацией общественных организаций. Система СЭУ должна быть гибкой и отражать требования действующих законодательных и нормативных актов.

Созданная специалистами РБ социально-экономическая система управления необходима для адаптации стройкомплекса республики к создаваемой рыночной экономтике РБ, для повышения управляемости строительными организациями путем контроля за соблюдением ими требований СНБ 1.03.01-96 и действующего законодательства с применением экономических санкций, а также для оказания помощи в освоении новых норм по организации и управлению строительством.

Система, бесспорно, способствует гармонизации норм и стандартов РБ с нормами и стандартами зарубежных стран, а также созданию обобщающего документа - внутрипостроечного бизнес-плана, разрабатываемого на обозримый период с учетом динамики развития рынка в РБ и позволяющего отслеживать все отклонения, возникающие в процессе строительного производства.

Можно надеяться, что при условии руководства строительной организацией прошедшим соответствующую аттестацию профессионалом система будет залогом обеспечения стабильной прибыльности организации.

Создание новой информационной технологии управления производством, необходимой для комплексной компьютеризации системы социально-экономического управления как строительной организацией, так и каждым объектом, каждой бригадой, с одной стороны, и обеспечение социального партнерства между работниками строительной организации и их руководителями путем включения в управление производством общественных организаций, с другой, также возможно благодаря системе СЭУ.

Роль общественных организаций должна заключаться в их участии в разработке планов социального развития коллектива, составлении коллективных договоров, осуществлении контроля выполнения решений, зафиксированных в этих документах.

Внедрение системы СЭУ, разработанной специалистами РБ, оказывается особенно эффективным при ликвидации срывов на строительстве крупных промышленных объектов и комплексов. (А порой непродуманные структурные изменения могут поставить самый передовой трест перед лицом угрозы развала. Своевременное же внедрение либо корректировка системы СЭУ способны резко улучшить показатели треста.)

В современных условиях необходима взаимоувязка научных исследований по организации и управлению производством и внедрению их результатов с учебным процессом, протекающим как в высших учебных заведениях, так и на курсах повышения квалификации строителей. Для решения этой проблемы целесообразно использовать лучшее из зарубежного (бывший ЦНИИОУС при МИСИ) и отечественного (бывшая территориальная научно-исследовательская лаборатория БелТНИЛОЭС при БПИ) опыта создания научно-учебных центров.

Цель создания НУЦ - развитие науки и нормативов по ОУС с одновременным их удешевлением, улучшение подготовки молодых управленческих и научных кадров, широкое привлечение студентов к вузовской науке.

Научно-учебные центры должны быть негосударственными, работать по договорам со строительными организациями, обеспечивая консультативную и практическую помощь, а также содействие линейному персоналу в овладевании знанием строительных норм по ОУС.

Следует отметить, что все вышеизложенное является описанием лишь начала систематической работы по созданию, развитию и корректировке этих норм.

Работа по созданию СНБ 1.03.01-96 "Организация и управление строительным производством" должна быть использована как современная база системы СЭУ стройкомплекса республики. Использование завершенных ранее научно-исследовательских работ по СЭУ значительно удешевит и ускорит создание систем СЭУ проектных организаций, предприятий стройиндустрии, организаций по реконструкции и ремонту зданий и сооружений, специализированных организаций. Ко всем разделам СНБ требуются пособия, подготовка которых началась с 1996 г. Создание системы СЭУ стройкомплекса республики в короткие сроки поднимет строительство до предперестроечного уровня и выше.

Но пока не будет введена в эксплуатацию система СЭУ строительной организации, пока не будут подготовлены основные пособия к ней, нет смысла говорить о планировании разработок новых норм.

Для того чтобы спасти от гибели систему СЭУ, необходимо восстановить деятельность Комитета по организации и управлению строительством ГП "Стройтехнорм", который должен рассматривать, согласовывать и готовить к утверждению проекты нормативно-технических документов, передавать документы на техническое редактирование, обеспечивать соблюдение принципов комплексного подхода к совершенствованию норм и организовывать разработку НТД по организации и управлению стройкомплексом РБ, в частности, планировать разработку пособий к СНБ на 1997-1998 гг.

Нелегкую и в высшей степени ответственную задачу налаживания и поддерживания связи между наукой, производством и учебным процессом территориальным научно-исследовательским лабораториям организации и экономики строительства помогал решать директор ЦНИИОУС Герой социалистического труда профессор И. В. Камзин. Трудно переоценить его помощь БелТНИЛОЭС. После его кончины распался ЦНИИОУС, развалилась БелТНИЛОЭС, однако работу по совершенствованию системы СЭУ продолжил научно-исследовательский кооператив ОНТУС.

Ни в коем случае не должны быть положены на полку СНБ 1.03.01-96, в противном случае это будет равносильно уничтожению 30-летних усилий не только упомянутого И. В. Камзина, но и пороректоров БПИ профессоров Ф. И. Винокурова, Д. Н. Худокормова, М. Б. Солдаткина, министров промышленного строительства БССР И. М. Мозоляко, Н. Т. Архипца, В. С. Воронова, заместителя начальника техуправления Минпромстроя БССР Н. С. Заровкиной, председателя Госстроя БССР Ю. А. Пупликова, управляющих стройтрестом № 1 И. С. Кузмича, А. Н. Гламаздина, А. М. Рачковского, Е. Ф. Сидорука, главных инженеров треста А. В. Маркина и В. В. Минкевича, главного бухгалтера треста М. Г. Степанова, главных технологов треста С. Е. Зальцмана, К. М. Мухли и В. М. Шейно, инженеров треста по труду и зарплате А. И. Животковой и В. М. Сорокиной, специалистов треста "Оргтехстрой", позже отдела подготовки производства стройтреста № 1 М. А. Чарушкина, Л. М. Серникова, В. М. Холопика и А. Б. Устимовича, научного руководителя БелТНИЛОЭС И. Т. Хачатрянц и доцента БПИ М. И. Корбан. Кто-то из этих замечательных специалистов включился в работу раньше, кто-то - позже, многих, к сожалению, уже нет с нами. Доведение многолетней работы до конца - это и дань уважения их памяти.

Георгий ЯРОЦКИЙ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 1997 год в рубрике технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость