Регулирование цен на производимые предприятиями РБ строительные материалы

Открывая пресс-конференцию, которую он провел 7 августа 1997 г., первый заместитель министра архитектуры и строительства РБ А. И. Шатило, в частности, не скрыл своей озабоченности по поводу того, что в результате осуществления государственного регулирования цен на производимые предприятиями стройиндустрии РБ строительные материалы и оказываемые подрядными организациями республики строительные услуги наблюдается отставание темпов роста этих цен от общего уровня темпов роста потребительских цен на территории РБ. В ходе мероприятия разговор вернулся к этой теме.

- В I квартале уровень рентабельности наших предприятий снизился до 2%, - сказал Анатолий Иванович, - и один из факторов, повлиявших на это, - достаточно жесткое регулирование цен. Сама по себе ситуация, когда предприятие вынуждено декларировать свои цены, не есть проявление какого-то диктата. Задекларировавший определенную цену на определенный продукт или услугу не имеет права в дальнейшем эту цену увеличивать. Требование декларирования подкреплено внедрением нормативного метода ценообразования: на единицу производства продукции министерством утверждаются физические нормативы. На изготовление, скажем, определенной конструкции нельзя израсходовать больше, чем определенное количество сырьевых, топливно-энергетических и людских (в виде зарплаты) ресурсов. Это - те рычаги, с помощью которых осуществляется государственное регулирование. К дополнительным же мерам, принятым совсем недавно, относится оплата приобретенных материалов в соответствии не с фактической ценой, по которой они были приобретены, а с усредненной ценой на материал-представитель для данного вида работ и данного региона. Выше этой цены никто не получит ни копейки. Эта мера создает предпосылки снижения подрядной организацией своих затрат. Она стимулирует творческий подход, внедрение новейших научно-технических достижений, передовых технологий, в целом направленных на удешевление строительства. Мера эта, являясь временной, в дальнейшем должна быть заменена эффективно действующей тендерной системой с распределением подрядов на основе конкурентной борьбы, что также должно влиять на снижение стоимости строительства. Для того же, чтобы эта система была действительно эффективно действующей, а не проформой, Минстройархитектуры РБ должно в первую очередь создать правовое поле, надежные правила игры. Далее этот инструмент должен быть передан на места - местным органам власти, инвесторам и иным заказчикам. Возможно отслеживание количественной стороны процесса, в какой-то степени - проблем, возникающих по его ходу, с тем чтобы в дальнейшем совершенствовать правила этой игры.

Когда же разговор зашел о заминках с оплатой стройматериалов, возникших в ходе ликвидации последствий пронесшегося над частью территории РБ урагана, первый замминистра так прокомментировал это обстоятельство:

- Определенным количеством стройматериалов располагала сеть Хозторга. Разумеется, торговые работники не могли отпускать населению для ликвидации последствий стихийного бедствия эти материалы бесплатно. Ведь каждый из завмагов - материально ответственное лицо. Тем людям, которые были вынуждены покупать стройматериалы для ремонта поврежденных зданий, позже, когда было организовано движение этих материалов в районы, пострадавшие от урагана, все затраты были возмещены. Предприятия РБ, производящие стройматериалы, например АП "Волковыскцементошифер" и ПО "Кричевцементошифер", осиповичское АО "Кровля", производили поставки материалов в соответствии с заявками областных снабженческо-сбытовых организаций без предварительной оплаты. Оплата за поставленные материалы начала поступать на эти предприятия через 10 дней после начала поставки. Сегодня оплачено около 70% поставленных объемов. Идут сверки бухгалтерских документов с тем, чтобы в результате никто не пострадал, в том числе и предприятия строительных материалов. В общей сложности предприятиями республики было поставлено стройматериалов на сумму около 60 млрд рублей.

На вопрос о том, каковы будут дальнейшие действия по санации жилья, Анатолий Иванович ответил следующим образом:

- Правительством республики принята программа тепловой реабилитации и тепловой санации жилых зданий. Она предусматривает выполнение определенных объемов работ по тепловой санации. Все зависит от формирования источников финансирования этих работ. Технически мы к этому готовы, готова и нормативная база, строительные мощности и все проектные решения также есть. Программа "Тасис" в этом смысле нас не очень облагодетельствовала, хотя мы очень благодарны ее специалистам за сотрудничество. Финансирование тепловой реабилитации жилого дома по ул. Матусевича, 50, было лишь на 30% профинансировано немецкой стороной, остальные средства - наши. Поскольку подаяния мы не просим, считать себя облагодетельствованными мы ни в коем случае не будем. Разумеется, мы будем благодарны немецкой стороне, если она поделится своим know how в области организации финансирования - как привлечь иные источники финансирования, помимо централизованных. Дело в том, что эти специалисты много лет занимаются данным вопросом, он всесторонне изучен ими. В чистом виде, "один к одному" эти решения применяться нами не могут - все же наши законодательные базы существенно разнятся, у нас различное правовое поле. Но в основу наших решений могут быть положены общие принципы, подходы, уже опробованные немцами.

Речь зашла о выполнении программы строительства жилья для молодежи, принятой в конце прошлого года.

- Само строительство, - уточнил А. И. Шатило, - началось лишь со II квартала текущего года. Естественно, пока что ни о каком вводе этого жилья в эксплуатацию речи быть не может. Министерством планировалось освоить во исполнение Указа Президента РБ около 800 млрд рублей кредитных ресурсов. В связи с задержкой формирования молодежных кооперативов было выделено 426 млрд рублей кредитных ресурсов, из них 360 млрд рублей освоено. Сегодня строители этих домов вошли в нормальный технологический ритм, и к концу года будут освоены все выделенные для этих целей ресурсы.

Далее на очереди оказалась тема долевого жилищного строительства и кредитования застройщиков. По этому поводу Анатолий Иванович высказался следующим образом:

- Наши подрядные организации работают по системе долевого участия застройщиков во всех городах РБ. Но эта система предусматривает выплату участником строительства всех средств на постройку квартиры в течение срока строительства. Подобные системы не предусматривают кредитования граждан. Первая же из систем, предусматривающих кредитование граждан, рассматривалась нами в рамках программы "Рациональный дом". На основе адаптированной к нашим условиям немецкой системы "Стройсбережение" будет осуществляться взаимное кредитование граждан. Система хорошо зарекомендовала себя в Германии, однако немецкие специалисты считают, что в условиях инфляционной экономики она нежизнеспособна. Тем не менее нам удалось найти свои рецепты приведения системы в действие и в не самых лучших для экономики условиях. Суть в том, что немецкая система "Стройсбережение" чисто финансовая, наша же - строительно-финансовая, то есть путем немедленного инвестирования получаемых от вкладчика средств последние спасаются от инфляции.

Во внедрении системы, вовлекающей в процесс инвестирования широкие слои населения, видится перспектива дальнейшего развития внебюджетного финансирования жилищного строительства. Учитывая, что сегодня удельный вес бюджетного финансирования очень низок, не более 8-10%, от дальнейшего развития программы "Рациональный дом" во многом зависит и дальнейшее состояние всей стройотрасли РБ.

Начало строительства первого дома по программе "Рациональный дом" планируется в сентябре текущего года.

От вас же, уважаемые представители средств массовой информации, во многом зависит подготовка общественного мнения к принятию внесенного Минстройархитектуры РБ в Совмин РБ проекта Указа Президента РБ, уточняющего некоторые положения декрета № 2. В частности, отменяющего декларирование своих доходов для того, кто вкладывает их в строительство собственной квартиры. При этом построенная квартира хотя бы в течение первых 5 лет должна использоваться вкладчиком либо его близкими исключительно для собственного проживания.

А снижение уровня рентабельности предприятий - очень опасная и очень тревожная вещь. Такой уровень эффективности работы предприятий не позволяет им осуществлять даже простое воспроизводство, не говоря уже о расширенном. И наша работа направлена на повышение эффективности производства, но не путем наращивания цен, а путем снижения затрат по производству...

Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 31 за 1997 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость