Дом, построенный Мис ван дер Ройе

Судьба большинства памятников архитектуры напрямую связана с историей страны, в которой они были построены. В этом смысле архитектурные шедевры ХХ века не являются исключением. Войны, революции и социальные потрясения наложили на них свой отпечаток. Если вы думаете, что проблема реставрации и сохранения памятников архитектуры актуальна только для нас (Беларуси и стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза), то вы глубоко заблуждаетесь...

На северо-востоке Берлина стоит маленький усадебный домик, построенный всемирно известным архитектором Мис ван дер Ройе для супружеской четы Лемке в 1932 году. Этот объект был последним жилым зданием, возведенным по проекту Мис ван дер Ройе в Германии, так как в 1938 году великий архитектор иммигрировал в США. Строительство дома пришлось как раз на время закрытия Баухаза в Дессау, который тогда являлся центром, где рождались, совершенствовались и созревали для воплощения на практике новые архитектурные идеи. Как известно, Мис ван дер Ройе был последним директором академии Баухауз, полномочия которого были прерваны в 1933 году. Возможно, строительство дома Лемке стало прощальным подарком архитектора и теоретика архитектуры Берлину и Германии вообще.

Несмотря на то что дом был возведен из традиционных для того времени материалов, здание несет на себе отпечаток стиля, присущего только Мис ван дер Ройе. В общем замысле архитектора большую роль играли не только объемно-пространственная композиция сооружения, но и связь дома с окружающим ландшафтом. Большое озелененное пространство перед домом, несколько деревьев, посаженных рядом с домом в соответствии с некой композиционной идеей, - все это способствовало единству здания и окружающей среды, людей, живущих в нем, и природы... Что касается самого дома, то он представляет собой композицию из одноэтажных прямоугольных объемов с плоской крышей.

Со стороны улицы дом выглядит весьма скромно и непритязательно. Вся его красота по-настоящему раскрывается только со стороны, окруженной импровизированным садом. На выбор положения здания на участке повлияла просьба заказчиков оставить существующие на данной территории деревья. Но, как это часто бывает, трудности, вызванные сложными существующими территориальными условиями, послужили толчком для появления новых интересных архитектурных решений. Можно считать, что в доме Лемке впервые была апробирована на практике система "климатических устройств", которая в данном случае заключалась в том, что деревья, окружающие здание, влияли на затемненность и затенность помещений, а также на температуру и влажность воздуха внутри объекта. Кроме материально-физической связи дома и его природного окружения, в проекте с блеском была решена проблема визуальной связи здания и природной среды. Эта задача была решена посредством огромных остекленных проемов, которые стерли визуальную границу между домом и садом.

Для того времени устройство остекления такой большой площади (окна, или, скорее, остекленные стены, занимали значительную часть площади фасада) было новшеством не только с точки зрения эстетики, композиции и стиля, но с точки зрения выбора технических решений и приемов. Тем не менее конструктивные и технические проблемы также были успешно решены. Для устройства остекления были использованы оконные профили, специально разработанные фирмой "Finestra-Crittal". С помощью этих профилей, имеющих малую глубину, стала возможной реализация идеи архитектора об остеклении большой площади с минимальным количеством "чужих" инородных элементов. Остекление здания в том виде, как оно было выполнено в 1932 году, почти полностью сохранилось и до наших дней. Исключение составили только окна террасы, оригинальные конструкции которых в настоящее время по объективным причинам заменены на современные.

Здание, построенное Мис ван дер Ройе, было жилым домом с 1933 по 1945 год. В это время оно было самым настоящим музеем авангардной архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Так, интерьер дома по количеству художественных и стилистических новшеств не уступал общей композиции сооружения. Например, мебель в здании была изготовлена в единственном экземпляре дизайнером Лили Райх, которая в свое время тоже обучалась в академии Баухауз. Планировка сада также была выполнена талантливым специалистом - архитектором-ландшафтником Карлом Фоерстером.

В мае 1945 года, когда Берлин был поделен союзниками, дом Лемке полностью изменил свою функцию. Поступив в распоряжение одной из военных частей Советской Армии, здание стало использоваться то в качестве склада, то в качестве гаража. Претерпело определенные изменения и само конструктивно-планировочное решение дома - входной узел был разрушен, окна на террасе замурованы кирпичом и т. д. Дальнейшая история памятника архитектуры оказалась весьма непростой. В 1962 году здание было передано в ведение Министерства государственной безопасности тогдашней ГДР, которое тоже не слишком-то церемонилось с творением Мис ван дер Ройе. Снова в планировочную структуру и внешний облик здания вводились изменения, сад переделывался в соответствии со вкусом и потребностями новых владельцев.

Но все на свете когда-нибудь заканчивается: и плохое, и хорошее. Так случилось и с домом Лемке. В 1977 году магистрат Берлина вынес решение о том, что здание получает статус памятника архитектуры и подлежит реконструкции. Говорят, что это изменение в судьбе дома Лемке произошло не без влияния политических и финансовых причин - магистрат немецкой столицы что-то не поделил с Министерством госбезопасности и в отместку добился того, что здание было отнято у соперников. В начале 80-х годов решение о реконструкции здания наконец-то вступило в силу, и начался сбор финансовых средств для решения этой задачи. Тем не менее до 1989 года дом Лемке использовался то как прачечная, то как пансионат и больница для сотрудников Министерства госбезопасности. В саду устроили стоянку для автомобилей. В общем, отвоевать здание полностью оказалось не так-то просто.

И сегодня дом Лемке еще несет на себе следы того функционального использования, которое происходило с 1945 по 1989 год. Во всяком случае, впечатление от его вида еще не полностью соотносится с тем первоначальным состоянием, которое было получено в результате реализации замысла Мис ван дер Ройе. Но все равно последствия "разрухи" уже не так сильно заметны, как раньше. В 1990 году дом был передан в ведение одного из округов Берлина. С тех пор он называется не иначе, как "дом Мис ван дер Ройе". К сожалению, к настоящему времени сохранилось мало подлинной документации, свидетельствующей об истории этого архитектурного памятника. Тем не менее его судьба уже предопределена - дом будет отреставрирован. Предполагается, что до 1999 года будут полностью восстановлены внешний облик здания, его интерьер, и окружающий садово-парковый ландшафт. Правда, о том, что здание, построенное Мис ван дер Ройе, когда-то выполняло функцию жилья, придется забыть - согласно проекту реконструкции, дом превратится в Центр современного искусства.

Светлана ЛОБАНОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость