Лифтовая система Schindler Group
15 апреля 1997 г. немецкая промышленная группа Schindler Group выбросила на мировой рынок подъемного оборудования новую лифтовую систему-сюрприз.
При этом элемент сюрприза заключался не только в устройстве и принципе действия лифта Schindler Mobile Elevator System, но и в процедуре демонстрации новинки 80 приглашенным на презентацию представителям средств массовой информации и специалистам в данной области техники. Близ взлетно-посадочной полосы Мюнхенского аэропорта был смонтирован макет 4-этажного здания в натуральную величину, включающий лифтовую шахту, машинное отделение и все прочее, необходимое для нормального функционирования лифта. Хулио Моура, представитель Schindler Europe II & Communications в Совете директоров по лифтам и эскалаторам, в общих чертах изложил устройство и принцип действия обычной лифтовой системы, после чего, к изумлению присутствующих, вопросил: "Для чего машинное отделение?" В этот момент подъемный кран убрал машинное отделение с крыши здания. "Для чего такой большой перегон?" - продолжал Моура. Верхняя секция шахты последовала за машинным отделением.
Это уже произвело определенное впечатление, но далее были убраны 3 стены лифтовой шахты, после чего Schindler Mobile Elevator System предстала перед присутствующими во всем великолепии - без тросов, с самодвижущейся кабиной и алюминиевыми направляющими.
Проблемы, стоящие перед поставщиками подъемного оборудования, - те же, что и перед всей западноевропейской стройиндустрией: необходимость одновременного снижения цен, повышения качества и упрощения монтажа и эксплуатации. Schindler Mobile удовлетворяет всем этим требованиям, а ее поставки покрывают более половины запросов европейских потребителей.
Новая шиндлеровская пассажирская транспортная система включает самонесущую вертикальную стоечную конструкцию направляющих и, как уже было сказано, самодвижущуюся кабину. Совершенно не связанная с ограждающими конструкциями здания, эта уникальная подъемная система действительно не нуждается ни в машинном отделении, ни в собственно лебедках. Работает Schindler Mobile почти бесшумно.
Наиболее значительными техническими новшествами в данном случае являются самонесущие направляющие, самодвижущаяся кабина и система контроля адресности вызова. Безопасность гарантируют системы автоматической эвакуации пассажиров, управления открыванием и закрыванием дверей при помощи фотоэлементов и предупреждения самопроизвольного трогания кабины с места, а также сверхвысокая степень сцепления ведущих роликов с направляющими. К тому же новый лифт экологически безвреден.
Основной составной частью конструкции Schindler Mobile являются алюминиевые самонесущие стойки, снабженные специальными колеями для ведущих роликов и воспринимающие все передаваемые транспортной системой вертикальные нагрузки.
Каждая стойка при помощи звукоизоляционных скоб крепится только к одной стене, точнее, к плите перекрытия каждого этажа. В эти стойки вмонтирована (либо на них смонтирована) вся необходимая для работы лифта аппаратура. Самодвижущаяся кабина включает пассажирское купе, встроенную микропроцессорную систему контроля, двигатель с возможностью регулировки частоты и 4 полиуретановых ролика, смонтированных под полом кабины. И ведущий и ведомый ролики прижимаются к направляющим колеям пружинами. Это обеспечивает необходимое для движения кабины трение - дает ей возможность двигаться вверх и вниз без помощи тросов и лебедок, но лишь за счет мощности собственного двигателя. На сверхвысокое сцепление роликов и колей не в состоянии повлиять ни пыль, ни сырость, ни потеки машинного масла. 2 противовеса служат для снижения энергопотребления и уравновешивания системы.
Благодаря действию этих противовесов вертикальная нагрузка от кабины на стойки снижается на 25%. Движение противовесов, связанных с кабиной тросами, осуществляется внутри стоек. Так что тросы все же есть, но их не видно.
Компактный блок движения кабины включает асинхроннный двигатель, частотный преобразователь, коробку передач и дисковый тормоз. Ведущие ролики соединяются с двигателем посредством высокоэффективной синусоидальной понижающей передачи. Эта передача была сконструирована в Национальном аэрокосмическом центре США (NASA, National Aeronautics & Spase Administration) для лунных экипажей (что-то вроде советского лунохода; современный Sojourner, работающий на Марсе, гораздо миниатюрнее). Для этих нужд разработанная коробка передач подходила идеально - легкая, компактная, с небольшим передаточным числом.
Описанная комбинация частотного преобразователя, системы контроля и понижающей передачи также способствует снижению энергопотребления. И трогается с места, и тормозит кабина чрезвычайно плавно, а когда останавливается на этажах, то ее пол оказывается точно на уровне пола данного этажа. Шум двигателя напоминает таковой, производимый двигателем дорогого автомобиля.
Разрабатывая эту модель, специалисты Schindler на первое место ставили безопасность. Schindler Mobile оборудован автоматической системой, эвакуирующей пассажиров без посторонней помощи в случаях падения напряжения в электросети либо появления неполадок в работе двигателя или системы контроля. Практически исключены ситуации зависания кабины с пассажирами между этажами, вообще, появления каких-либо помех, препятствующих выходу пассажиров из кабины. Помимо всего прочего, лифт укомплектован принятой для всех подъемных механизмов системой безопасности, так называемой ловушкой.
Помимо современного внешнего вида Schindler Mobile, неотразимое впечатление на пассажиров производят двери, ширина проема которых равна 90 см (в проем свободно проходит инвалидная коляска), а также система контроля адресности вызова, снабженная 10-кнопочным пультом. Нажимая кнопку вызова лифта, пассажир одновременно сообщает системе номер того этажа, на который он хотел бы подняться. Специальная кнопка предназначена для того, чтобы двери подольше были открыты в случае прохождения через них инвалидных колясок, мам с детскими колясками или пассажиров с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Нажатием этой кнопки также предупреждается возможность принятия дальнейших вызовов данного лифта и остановок его на промежуточных этажах, таким образом, в кабине сохраняется достаточно дополнительного места в случае следования пассажиров вышеуказанных категорий. Управление процессом открывания и закрывания дверей осуществляется при помощи фотоэлементов Progard TM. Это стандартное устройство, определяющее, все ли пассажиры вошли или вышли, и только после этого генерирующее команду на закрытие дверей.
Schindler Mobile потребляет гораздо меньше энергии, чем обычные лебедочно-тросовые или гидравлические лифты. Никакой смазки, кроме 0,2 л машинного масла для коробки передач, ему не нужно. Швейцарская национальная служба страхования от несчастных случаев (SUVA) сообщает: "Результаты произведенных нами замеров уровней шума показывают, что эти уровни, независимо от того, передается шум механическим или же акустическим путем, в любом случае ниже соответствующих уровней, отмечаемых при эксплуатации лифта любой другой из известных на сегодняшний день конструкций." О хорошей совместимости нового лифта с окружающей средой говорят и возможность переработки его составных частей по завершении эксплуатационного срока, и широкое использование алюминия при его изготовлении.
В процессе разработки Schindler Mobile учитывались требования, вытекающие из современных методов строительства, предусматривающих использование индустриальных конструкций и работу с минимальными допусками. Связи лифтов со зданиями минимизируются. Это упрощает и проектирование объектов и организацию их строительства, ликвидируя источники возможных ошибок при монтаже. Временный проем в крыше, необходимое для размещения шахты свободное пространство внутри здания и силовой кабель энергоснабжения - вот и все, что должно быть в наличии перед началом инсталляции Schindler Mobile.
Перед отправкой оборудования клиенту предприятие-изготовитель производит полную сборку и испытание Schindler Mobile в заводских условиях. В назначенный день лифт грузится на трейлер и доставляется на объект, где подъемный кран через временное отверстие в крыше помещает его внутрь шахты. Отдельной установки требуют лишь шахтные двери каждого этажа. Через 2-3 дня лифт принимается соответствующей комиссией и готов к работе.
Проектная скорость движения Schindler Mobile 630 - 0,63 м/сек. Он укомплектовывается 4-полотенной центральнооткрывающейся дверью с повышенной скоростью срабатывания, с частотнорегулируемым приводом механизма открывания и закрывания. Благодаря этому скоростные характеристики лифта приближаются к таковым обычных лифтов со скоростью движения 1,0 м/сек.
На случай необходимости работы лифта в режиме автоматической эвакуации пассажиров (мы уже говорили о возможности падения напряжения, перебоев в работе двигателя или системы контроля) Schindler Mobile подключается к автономной системе энергоснабжения, расположенной в приводном блоке. Дополнительный мотор приводит в движение ведущие ролики и на малой скорости доставляет лифт к ближайшему этажу. Двери открываются автоматически. Защищен Schindler Mobile и от развития чрезмерной скорости. Вдобавок все элементы системы электробезопасности продолжают работать даже в случае падения напряжения. На случай, если система эвакуации пассажиров автоматически не срабатывает, в купе кабины есть аварийная кнопка. Таким образом, можно обратиться за помощью в центр обслуживания лифтов, работающий круглосуточно.
В случае отказа тормоза или передачи обычного лифта с 50%-ной весовой компенсацией неконтролируемое движение кабины вверх приводит к сильным ее повреждениям. Весовая компенсация Schindler Mobile - это вес кабины плюс 25%. В этом случае неконтролируемое движение вверх вообще невозможно.
Разработкой новой лифтовой системы специалисты Schindler занимались совместно со специалистами Porsche Engineering и Alusuisse. Отбрасывание традиционной технологии создания обычных лифтов позволило получить подъемную машину, независимую от обслуживаемого ею здания, что дает возможность предложить заказчику ряд дополнительных преимуществ. С 1 июля 1997 г. введено в действие руководство Евросоюза, касающееся безопасной работы подъемных механизмов, требованиям которого параметры Schindler Mobile целиком и полностью соответствуют.
Что же касается модели Schindler Mobile 630, то в этом случае проектирование и организация строительства особенно облегчены, поскольку возможные связи между зданием и лифтом минимизированы на 2/3. Это создает для проектировщиков и архитекторов новую степень творческой свободы: вносить проектные коррективы можно еще тогда, когда до монтажа оборудования остался всего месяц.
Schindler Mobile создавался для оборудования жилых и общественных зданий высотой до 7 этажей включительно. Он может устанавливаться как в новых, так и в существующих зданиях, в том числе и взамен существующих лифтов. Уже с середины апреля 630-килограммовую модель Schindler Mobile можно было встретить на немецком, австрийском и швейцарском рынках. На этих рынках - самые высокие в Европе цены на строительную продукцию, поэтому технические решения, в той или иной степени способствующие их понижению, встречаются здесь с пониманием и энтузиазмом.
Джон ГЭЙЛ, перевел Сергей ЗОЛОТОВ
При этом элемент сюрприза заключался не только в устройстве и принципе действия лифта Schindler Mobile Elevator System, но и в процедуре демонстрации новинки 80 приглашенным на презентацию представителям средств массовой информации и специалистам в данной области техники. Близ взлетно-посадочной полосы Мюнхенского аэропорта был смонтирован макет 4-этажного здания в натуральную величину, включающий лифтовую шахту, машинное отделение и все прочее, необходимое для нормального функционирования лифта. Хулио Моура, представитель Schindler Europe II & Communications в Совете директоров по лифтам и эскалаторам, в общих чертах изложил устройство и принцип действия обычной лифтовой системы, после чего, к изумлению присутствующих, вопросил: "Для чего машинное отделение?" В этот момент подъемный кран убрал машинное отделение с крыши здания. "Для чего такой большой перегон?" - продолжал Моура. Верхняя секция шахты последовала за машинным отделением.
Это уже произвело определенное впечатление, но далее были убраны 3 стены лифтовой шахты, после чего Schindler Mobile Elevator System предстала перед присутствующими во всем великолепии - без тросов, с самодвижущейся кабиной и алюминиевыми направляющими.
Проблемы, стоящие перед поставщиками подъемного оборудования, - те же, что и перед всей западноевропейской стройиндустрией: необходимость одновременного снижения цен, повышения качества и упрощения монтажа и эксплуатации. Schindler Mobile удовлетворяет всем этим требованиям, а ее поставки покрывают более половины запросов европейских потребителей.
Новая шиндлеровская пассажирская транспортная система включает самонесущую вертикальную стоечную конструкцию направляющих и, как уже было сказано, самодвижущуюся кабину. Совершенно не связанная с ограждающими конструкциями здания, эта уникальная подъемная система действительно не нуждается ни в машинном отделении, ни в собственно лебедках. Работает Schindler Mobile почти бесшумно.
Наиболее значительными техническими новшествами в данном случае являются самонесущие направляющие, самодвижущаяся кабина и система контроля адресности вызова. Безопасность гарантируют системы автоматической эвакуации пассажиров, управления открыванием и закрыванием дверей при помощи фотоэлементов и предупреждения самопроизвольного трогания кабины с места, а также сверхвысокая степень сцепления ведущих роликов с направляющими. К тому же новый лифт экологически безвреден.
Основной составной частью конструкции Schindler Mobile являются алюминиевые самонесущие стойки, снабженные специальными колеями для ведущих роликов и воспринимающие все передаваемые транспортной системой вертикальные нагрузки.
Каждая стойка при помощи звукоизоляционных скоб крепится только к одной стене, точнее, к плите перекрытия каждого этажа. В эти стойки вмонтирована (либо на них смонтирована) вся необходимая для работы лифта аппаратура. Самодвижущаяся кабина включает пассажирское купе, встроенную микропроцессорную систему контроля, двигатель с возможностью регулировки частоты и 4 полиуретановых ролика, смонтированных под полом кабины. И ведущий и ведомый ролики прижимаются к направляющим колеям пружинами. Это обеспечивает необходимое для движения кабины трение - дает ей возможность двигаться вверх и вниз без помощи тросов и лебедок, но лишь за счет мощности собственного двигателя. На сверхвысокое сцепление роликов и колей не в состоянии повлиять ни пыль, ни сырость, ни потеки машинного масла. 2 противовеса служат для снижения энергопотребления и уравновешивания системы.
Благодаря действию этих противовесов вертикальная нагрузка от кабины на стойки снижается на 25%. Движение противовесов, связанных с кабиной тросами, осуществляется внутри стоек. Так что тросы все же есть, но их не видно.
Компактный блок движения кабины включает асинхроннный двигатель, частотный преобразователь, коробку передач и дисковый тормоз. Ведущие ролики соединяются с двигателем посредством высокоэффективной синусоидальной понижающей передачи. Эта передача была сконструирована в Национальном аэрокосмическом центре США (NASA, National Aeronautics & Spase Administration) для лунных экипажей (что-то вроде советского лунохода; современный Sojourner, работающий на Марсе, гораздо миниатюрнее). Для этих нужд разработанная коробка передач подходила идеально - легкая, компактная, с небольшим передаточным числом.
Описанная комбинация частотного преобразователя, системы контроля и понижающей передачи также способствует снижению энергопотребления. И трогается с места, и тормозит кабина чрезвычайно плавно, а когда останавливается на этажах, то ее пол оказывается точно на уровне пола данного этажа. Шум двигателя напоминает таковой, производимый двигателем дорогого автомобиля.
Разрабатывая эту модель, специалисты Schindler на первое место ставили безопасность. Schindler Mobile оборудован автоматической системой, эвакуирующей пассажиров без посторонней помощи в случаях падения напряжения в электросети либо появления неполадок в работе двигателя или системы контроля. Практически исключены ситуации зависания кабины с пассажирами между этажами, вообще, появления каких-либо помех, препятствующих выходу пассажиров из кабины. Помимо всего прочего, лифт укомплектован принятой для всех подъемных механизмов системой безопасности, так называемой ловушкой.
Помимо современного внешнего вида Schindler Mobile, неотразимое впечатление на пассажиров производят двери, ширина проема которых равна 90 см (в проем свободно проходит инвалидная коляска), а также система контроля адресности вызова, снабженная 10-кнопочным пультом. Нажимая кнопку вызова лифта, пассажир одновременно сообщает системе номер того этажа, на который он хотел бы подняться. Специальная кнопка предназначена для того, чтобы двери подольше были открыты в случае прохождения через них инвалидных колясок, мам с детскими колясками или пассажиров с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Нажатием этой кнопки также предупреждается возможность принятия дальнейших вызовов данного лифта и остановок его на промежуточных этажах, таким образом, в кабине сохраняется достаточно дополнительного места в случае следования пассажиров вышеуказанных категорий. Управление процессом открывания и закрывания дверей осуществляется при помощи фотоэлементов Progard TM. Это стандартное устройство, определяющее, все ли пассажиры вошли или вышли, и только после этого генерирующее команду на закрытие дверей.
Schindler Mobile потребляет гораздо меньше энергии, чем обычные лебедочно-тросовые или гидравлические лифты. Никакой смазки, кроме 0,2 л машинного масла для коробки передач, ему не нужно. Швейцарская национальная служба страхования от несчастных случаев (SUVA) сообщает: "Результаты произведенных нами замеров уровней шума показывают, что эти уровни, независимо от того, передается шум механическим или же акустическим путем, в любом случае ниже соответствующих уровней, отмечаемых при эксплуатации лифта любой другой из известных на сегодняшний день конструкций." О хорошей совместимости нового лифта с окружающей средой говорят и возможность переработки его составных частей по завершении эксплуатационного срока, и широкое использование алюминия при его изготовлении.
В процессе разработки Schindler Mobile учитывались требования, вытекающие из современных методов строительства, предусматривающих использование индустриальных конструкций и работу с минимальными допусками. Связи лифтов со зданиями минимизируются. Это упрощает и проектирование объектов и организацию их строительства, ликвидируя источники возможных ошибок при монтаже. Временный проем в крыше, необходимое для размещения шахты свободное пространство внутри здания и силовой кабель энергоснабжения - вот и все, что должно быть в наличии перед началом инсталляции Schindler Mobile.
Перед отправкой оборудования клиенту предприятие-изготовитель производит полную сборку и испытание Schindler Mobile в заводских условиях. В назначенный день лифт грузится на трейлер и доставляется на объект, где подъемный кран через временное отверстие в крыше помещает его внутрь шахты. Отдельной установки требуют лишь шахтные двери каждого этажа. Через 2-3 дня лифт принимается соответствующей комиссией и готов к работе.
Проектная скорость движения Schindler Mobile 630 - 0,63 м/сек. Он укомплектовывается 4-полотенной центральнооткрывающейся дверью с повышенной скоростью срабатывания, с частотнорегулируемым приводом механизма открывания и закрывания. Благодаря этому скоростные характеристики лифта приближаются к таковым обычных лифтов со скоростью движения 1,0 м/сек.
На случай необходимости работы лифта в режиме автоматической эвакуации пассажиров (мы уже говорили о возможности падения напряжения, перебоев в работе двигателя или системы контроля) Schindler Mobile подключается к автономной системе энергоснабжения, расположенной в приводном блоке. Дополнительный мотор приводит в движение ведущие ролики и на малой скорости доставляет лифт к ближайшему этажу. Двери открываются автоматически. Защищен Schindler Mobile и от развития чрезмерной скорости. Вдобавок все элементы системы электробезопасности продолжают работать даже в случае падения напряжения. На случай, если система эвакуации пассажиров автоматически не срабатывает, в купе кабины есть аварийная кнопка. Таким образом, можно обратиться за помощью в центр обслуживания лифтов, работающий круглосуточно.
В случае отказа тормоза или передачи обычного лифта с 50%-ной весовой компенсацией неконтролируемое движение кабины вверх приводит к сильным ее повреждениям. Весовая компенсация Schindler Mobile - это вес кабины плюс 25%. В этом случае неконтролируемое движение вверх вообще невозможно.
Разработкой новой лифтовой системы специалисты Schindler занимались совместно со специалистами Porsche Engineering и Alusuisse. Отбрасывание традиционной технологии создания обычных лифтов позволило получить подъемную машину, независимую от обслуживаемого ею здания, что дает возможность предложить заказчику ряд дополнительных преимуществ. С 1 июля 1997 г. введено в действие руководство Евросоюза, касающееся безопасной работы подъемных механизмов, требованиям которого параметры Schindler Mobile целиком и полностью соответствуют.
Что же касается модели Schindler Mobile 630, то в этом случае проектирование и организация строительства особенно облегчены, поскольку возможные связи между зданием и лифтом минимизированы на 2/3. Это создает для проектировщиков и архитекторов новую степень творческой свободы: вносить проектные коррективы можно еще тогда, когда до монтажа оборудования остался всего месяц.
Schindler Mobile создавался для оборудования жилых и общественных зданий высотой до 7 этажей включительно. Он может устанавливаться как в новых, так и в существующих зданиях, в том числе и взамен существующих лифтов. Уже с середины апреля 630-килограммовую модель Schindler Mobile можно было встретить на немецком, австрийском и швейцарском рынках. На этих рынках - самые высокие в Европе цены на строительную продукцию, поэтому технические решения, в той или иной степени способствующие их понижению, встречаются здесь с пониманием и энтузиазмом.
Джон ГЭЙЛ, перевел Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 1997 год в рубрике инженерное оборудование