Гаражное строительство: за или против роста автомобилизации

По поводу роста автомобилизации бытуют различные мнения: одни считают, что этой проблемой должны заниматься соответствующие ведомства; другие сетуют на хлопоты с личным транспортом; третьи восторгаются обилием личных автомобилей на Западе и удобствами его содержания в развитых странах.

В связи с этим следует напомнить, что проблема автомобилизации у нас в стране до 90-х годов рассматривалась главным образом с позиции развития общественного (государственного) транспорта. Все государственные автомобили обеспечивались гаражами и автобазами в первую очередь. Аналогично решался вопрос их хранения и сервисного обслуживания.

Согласно действовавшим ранее СНиП 60-75*, не менее 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей должно было быть обеспечено гаражами и стоянками в жилых районах. При этом доля машино-мест на открытых площадках должна составлять не более 30%. С отменой указанных СНиП 60-75* вступили в силу СНиП 2.07.01-89.

Этим документом предусмотрено обеспечить гаражами и открытыми стоянками 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей с условием: пешеходной доступности не более 800 м, а в районах с неблагоприятной гидрологической обстановкой не более 1 500 м. Доля открытых стоянок увеличена с 30 до 70% (п. 6.33).

Соблюдались ли в полной мере указанные нормативы? Хорошо известно только, что большинство ранее построенных индивидуальных гаражей являются гаражами боксового типа. Для их возведения использовались самые разные материалы, далеко не лучшего качества. Размещение гаражей осуществлялось по принципу "где-нибудь и как-нибудь".

Строящиеся в настоящее время гаражи гораздо лучше вписываются в схему жилье-автомобиль-гараж, но они являются в основном одноуровневыми и, естественно, их количество напрямую будет зависеть от наличия свободных земельных участков.

Согласно приведенным выше СНиП 2.07.01-89 пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из расчета 200-250 легковых автомобилей на 1 000 жителей, не считая временно прибывающих в город.

На территории Республики Беларусь определенное время действовали РСН 60-87* "Размещение автостоянок в городах БССР с учетом уровня автомобилизации на период до 1995 года".

Согласно этому документу, для размещения перспективного парка легковых автомобилей из расчета 140-170 единиц на 1 000 жителей для микрорайона со 100 000 жителей потребовалось бы 35-42,5 га - для одноуровневых гаражей и 8,4-10,2 га земельного участка для пятиуровневых.

Если учесть, что большинство микрорайонов крупных городов имеют уже сформированную инфраструктуру, то эта разница в необходимых площадях весьма существенна. Ведь строительство гаражей за пределами города повлечет за собой удорожание стоимости машино-места, не считая неудобств, связанных с удалением от места жительства.

Существует мнение, что многоуровневые гаражи дороже и менее удобны при эксплуатации. С этим можно согласиться, если не учитывать последние достижения в разработке современных гаражей. Они могут быть и дешевле, и более удобными, и нести в себе современные элементы архитектуры.

Новые технические решения позволяют иметь в многоуровневых гаражах смотровые ямы, тепловые узлы и многое другое, что в индивидуальных боксовых практически недостижимо.

Благодаря активному гаражному строительству сегодня предложение опережает спрос. Тем не менее большое количество личных автомобилей постоянно находится во дворах домов. Находясь круглые сутки под открытым небом, они становятся легкой добычей хулиганов и воров, подвергаются разрушению от атмосферного воздействия.

В городах с развитой системой общественного транспорта движение значительной части личного транспорта начинается с уходом зимы. Это обстоятельство играет существенную роль на рынке машин и гаражей.

Опыт многих стран подсказывает: там, где не прогнозируется рост автомобилизации, ощущается недостаток мест хранения и дорожных сетей, изменяется характер расселения населения и растут расстояния передвижения. Экстренные меры приводят к созданию дорогостоящей системы дорожных сетей и преимущественно подземных гаражей, стоимость которых в 2,5-3 раза выше наземных.

Учитывая, что в градостроительной практике важное место отводится перспективе на 30-40 лет, создаются благоприятные условия для применения мобильных (сборно-разборных) гаражей. На Западе они обеспечивают улучшение использования городских земельных участков и помогают решать острые проблемы хранения автомобилей. Возводимые из унифицированных элементов, эти гаражи после 10-летнего использования имеют номинальную стоимость в пределах 80% от первоначальной (при их разборке). Мобильные гаражи могут быть как одноуровневыми, так и многоуровневыми.

Привлекательным в гаражном строительстве остается компактность размещения гаражных стоянок. Дело не только в экономии затрат на строительство подъездных дорог, освещение, водоснабжение, но и в создании пунктов сервисного обслуживания, розничной торговли запчастями.

В то же время компактное размещение гаражей позволяет использовать их здания в качестве экрана, препятствующего проникновению шума в глубь жилой застройки. За экраном-гаражом создается зона звуковой тени. Эффект звукозащиты можно увеличить, например, путем выполнения озеленения, что в общем-то предусматривается также санитарными и строительными нормами.

Поскольку новостройки, как правило, удаляются от центров городов, то и строительство гаражей также. Вместе с тем для коренных жителей остается проблема, где удобнее разместить только что приобретенную автомашину. Поблизости все уже давно занято.

Здесь на помощь могут прийти прогрессивные технические решения в области гаражного строительства, которые делают возможным создание многоуровневого гаража, ничем не уступающего фешенебельным зданиям, расположенным в центральной части города. При этом стоимость машино-места в таком гараже не выше, чем в строящихся в настоящее время многоуровневых гаражах в Минске.

В пользу таких гаражей говорит и тот факт, что наблюдается постоянный рост качественных показателей автомобилей, среди них: улучшение дизайна внешней формы; уменьшение шума от работы двигателей; уменьшение доли вредных для здоровья человека включений в выхлопном газе.

Для их размещения могут служить производственные площади прекративших свою деятельность предприятий, а также освободившиеся земельные участки после сноса ненужных зданий и сооружений.

Есть и другой важный резерв увеличения количества постоянных стоянок - надстройка второго уровня на заглубленных одноуровневых боксовых гаражах. Эта реконструкция заключается в следующем. На крышах этих гаражей сооружается сплошное бетонное основание. Полученная площадка может быть использована и как открытая стоянка и как боксовая. При этом боксы могут быть получены также на основе объемно-блочных элементов.

Автор статьи располагает эффективными с точки зрения снижения трудоемкости и материалоемкости решениями по данному вопросу. Приближение гаражей к автомобильным дорогам всегда было выгодным для автовладельцев. Во-первых, легче добираться до места стоянки автомобиля; во-вторых, устройство дорог располагает необходимой инфраструктурой, что удовлетворяет потребности водителя.

Может ли быть при этом обратная связь? То есть могут ли владельцы автодорог иметь какую-либо пользу от соседства с гаражами? Могут. И вот каким образом.

Дороги в районах с холмистой местностью имеют продольные уклоны, которые приносят водителям немало хлопот. Естественно, в таких условиях требуется проведение мероприятий по безопасности движения. Они распространяются в основном на автодороги, имеющие продольный уклон более 30 промилле и расстояние видимости поверхности дороги не менее 450 метров. В частности, согласно СНиП 2.05.02-85, п. 4.7, "...для дорог III категории при продольном уклоне более 40 промилле, при длине участка свыше 0,5 км необходимо предусматривать дополнительные полосы проезжей части", а в соответствии по п. 4.8 "ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки продольных уклонов с алгебраической разностью 80 промилле и более, следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категории на 0,5 м, а для дорог IV и V категории - на 0,25 м по сравнению с нормами... Длина участков с уширенной проезжей частью должна быть для дорог II и III категории не менее 100 м, для дорог IV и V категории не менее 50 м..."

Эти требования, как и другие, связанные с продольными уклонами автодорог, не являются нововведением. Они предусматривались и ранее, например в СНиП II-Д.5-72.

Чтобы устранить излишние уклоны, требуется создание насыпи. Это делается нечасто, поскольку стоимость таких работ сравнительно велика.

Вместе с тем в настоящее время имеется изобретение (патент РБ) "Гараж для автомобилей", принадлежащие автору, которое может внести существенный вклад в снижение затрат по устранению ненужных продольных уклонов дорог и одновременно создать удобно размещенные гаражи

Изображенный на фото 6 гараж может быть подземным или наземно-подземным с последующей обсыпкой грунтом и использованием земляной кровли для создания дорожной одежды расположенной над ним дороги.

Естественно, такие гаражи могут иметь столько уровней, сколько позволяет общая высота встроенного в автодорогу объекта.

Многоуровневый гараж в этом случае не проигрывает в эксплуатации благодаря тому, что его конструкция предусматривает подъездные пути как на уровне подножия, так и на крыше.

Хочется надеяться, что проблема роста автомобилизации не застанет врасплох наших градостроителей. Автор статьи готов оказать посильную помощь, если таковая потребуется.

Николай МЕЛЬНИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 1997 год в рубрике технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость