Услуги на ремонтно-строительном рынке Беларуси

Практически в любой рекламно-информационной газете можно увидеть объявления типа "Бригада строителей качественно и недорого выполнит ремонт вашей квартиры", "Облицовочные работы любой сложности", "Ремонт квартир по евростандарту" и т. д.

Похожие друг на друга объявления, занимающие одну строчку в рекламных таблицах и сопровождающиеся указанием одного-двух телефонов (иногда с пометкой "Звонить после такого-то часа"). О том, сколько таких "бригад" работает в Минске и по всей Беларуси, с точностью и уверенностью не может сказать никто. Достоверных статистических данных, характеризующих масштабы стихийной и полулегальной ремонтно-строительной деятельности, на сегодняшний день нет. Тем не менее есть основание предполагать, что значительную долю рынка ремонтно-строительных услуг удерживают именно эти бригады "летучих голландцев". Почему? Об этом мы поговорим немного позднее.

А сейчас обратимся к другой стороне медали. Другая сторона медали - это серьезные фирмы, работающие на ремонтно-строительном рынке, заметные фирмы, названия которых уже на слуху. Здесь и масштабы деятельности другие, и заказчики другие, и реклама - двигатель прогресса, а не возможность неосторожно "засветиться". В общем, как раньше говорили: "два мира, два образа жизни". Правда, некоторые (а может быть и многие - опять же подводит отсутствие статистических данных) солидные фирмы сами выросли из таких "шабашек". Но для нашего рассказа это не имеет значения, поэтому вернемся к его героям. Кстати, герои - образы собирательные. Все те факты и комментарии, с которыми вы ознакомитесь, прочитав эту статью, получены на основе бесед со многими людьми, занимающимися ремонтом и строительством в тех самых двух "весовых категориях" - на уровне крупных серьезных фирм и на уровне бригад-"шабашек". Поэтому и назовем эти собирательные персонажи соответственно: Фирма А ("лидер на рынке ремонтно-строительных услуг", "индивидуальный ремонт по европейским стандартам" и т.д.) и Бригада Б ("звонить после 19.00"). Возможно, портреты героев покажутся вам неубедительными и малоправдоподобными. Что ж, я не претендую на истину в последней инстанции. Если вы с чем-то не согласны, пожалуйста, звоните, пишите, поучайте, дополняйте, спорьте! Все это только пойдет на пользу. Итак...

Поле деятельности и заказчики

Бригада Б выполняет мелкие ремонтные работы - стеклит лоджии, облицовывает кухни и ванны плиткой, оклеивает стены обоями и т. д. Но если подвернется какой-нибудь более престижный и дорогостоящий заказ (например, установка подвесных потолков или отделка стен всяческой "евровагонкой"), с удовольствием возьмется и за него.

Как известно, в качестве одной из основных причин сложного финансового положения крупных государственных строительных организаций всегда называется низкая платежеспособность заказчиков. Бригада Б работает с самыми низкоплатежеспособными из низкоплатежеспособных - населением. Причем не с "новорусской" его прослойкой, а самыми обычными гражданами, которые хотят сделать свою квартиру чуть более уютной и привлекательной. Рынок мелкого ремонта необъятен. Если сделать полную перепланировку квартиры и "евроремонт" (вот уж словечко - всем набило оскомину!) далеко не каждому по карману, то для того, чтобы чуть-чуть преобразить свое жилище, готовы выложить небольшую отложенную сумму очень и очень многие. Естественно, Бригада Б прельщает своих заказчиков низкими ценами. Конкретных цифр не называю специально - если интересно, обзвоните пару-тройку телефонов по объявлениям. Поэтому поток заказов почти никогда не прерывается. Еще один факт, заслуживающий внимания: если в столице еще существует какая-никакая конкуренция между "бригадами", то в провинции пока еще спрос на мелкий ремонт превышает предложение - ниша не занята.

Поиск заказчика и дальнейшую деятельность Бригада Б ведет по следующей схеме: строчное объявление в рекламной газете - прием заказов диспетчером - выполнение заказа (в большинстве случаев из материала заказчика) - оплата заказа наличными.

Фирма А подобными мелочами не занимается. Сфера ее деятельности - это перепланировка и достаточно дорогостоящий ремонт квартир, офисов, магазинов, коттеджей и других серьезных объектов, где "есть где развернуться". Фирма А предпочитает работать с частными заказчиками, у которых с платежеспособностью все в порядке. Но вполне может выполнить и государственный заказ, когда не предвидится трудностей с его оплатой. Фирмы, отличающиеся особенно гибкой стратегической политикой, могут даже взяться за госзаказ, заведомо зная, что особой прибыли он не принесет, - просто в рекламных целях или "для укрепления дружбы". Круг потенциальных потребителей услуг "евроремонтных" фирм не так уж велик, поэтому в этой сфере существует серьезная конкуренция. Правда, все в этом мире относительно. Так, московские предприниматели, знакомые не понаслышке с конъюнктурой рынка ремонтных и строительных услуг в Беларуси, считают, что здесь "тишь да гладь, божья благодать", иначе говоря, не очень высокая конкуренция. Борьбу за заказчика Фирма А ведет различными способами: активно использует все рекламные возможности, участвует в выставках, проводит презентации, использует систему гарантийных обязательств и т. д. и т. п.

Качество работ

Вопрос, конечно, интересный, как сказал бы небезызвестный телевизионный персонаж. Обращаясь за помощью в реализации своих ремонтно-строительных замыслов и мечтаний к Бригаде Б, вы можете нарваться на любые сюрпризы, как приятные, так и неприятные. Как правило, Бригада Б работает без оформления соответствующих документов, и поэтому в принципе никаких обязательств по поводу качества выполненных работ перед заказчиком не несет. Но это не означает, что работы в любом случае будут выполнены плохо. Здесь уж - как кому повезет. Во многом качество услуг, оказываемых Бригадой Б, зависит от того, кто является непосредственным исполнителем работ. В общем, сплошной "человеческий фактор". Широкий спектр от "золотых рук" до "рук, которые растут не из того места". Сам заказчик может влиять на конечный результат проводимых ремонтных преобразований во-первых, выбирая качественные отделочные материалы, а во-вторых, осуществляя неусыпный авторский надзор.

У Фирмы А подход к качеству принципиально другой. Как-никак, нужно заботиться о своей репутации, поддерживать имидж серьезной фирмы, привлекать новых заказчиков. В итоге для поддержания требуемой планки качества принимаются разнообразные меры. Во-первых, работы ведутся в основном с использованием современных импортных материалов, которые, что бы там ни говорили, все равно лучше отечественных. Во-вторых, и исполнители работ берутся не с улицы. Довольно широкое распространение получила практика, когда технологиям работ с импортными материалами рабочих обучают консультанты от фирмы-поставщика или, как минимум, люди, уже имеющие опыт работы с данными технологиями. В третьих, ремонт и перепланировка выполняются не стихийно, а по намеченному плану, да еще и под надзором специалистов управленческого звена (менеджеров проекта, архитекторов, прорабов - тут возможны вариации как в названиях, так и в отводимой этим специалистом роли). Конечно, и Фирма А небезупречна. За 4 (или 5, 6, 7) лет ее деятельности на рынке ремонтно-строительных услуг и с ней наверняка случались "проколы". Но с такой же уверенностью можно утверждать и то, что все эти "накладки" и "проколы" пошли Фирме А на пользу, так как она смогла извлечь из них уроки на будущее.

Состав участников

Раз уж мы заговорили о "человеческом факторе", пора и поинтересоваться: "Что за люди такие работают в Бригаде Б и Фирме А? Откуда они взялись?". Люди самые обыкновенные, разве что отличаются от всех прочих граждан известной долей предприимчивости. Большинство из них в прошлом к строительству не имело никакого отношения, что, как ни странно, оказалось плюсом, а не минусом. Естественно, Фирма А обязательно держит у себя в штате нескольких специалистов с высшим строительным образованием и опытом работы (предпочитается опыт, полученный в аналогичных фирмах). Их профессионализм нужен для того, чтобы техническая сторона деятельности фирмы (то есть решение узкоспециализированных вопросов) была отлажена до мелочей и механизм работал без сучка и задоринки. Другие важные вопросы, такие как определение общей стратегии фирмы, финансовая сторона дела, маркетинг, реклама и т. д., чаще всего решаются "нестроителями", то есть людьми, которые пришли в строительно-ремонтную сферу сравнительно недавно. Может быть в этом кроется причина, из-за которой наши официальные строительные круги недолюбливают "всякие там фирмы"? Действительно - пришли какие-то люди неизвестно откуда и прекрасно себя чувствуют на строительном рынке.

Бригада Б тоже имеет сборный состав. Исполнители мелкого ремонта - как правило, рабочие строительных специальностей, которым самостоятельно работать удобнее, чем в составе какой-либо крупной организации со своими порядками и проблемами. "Вдохновителями" и организаторами всей этой мелкоремонтной деятельности могут быть люди любых специальностей и профессий, главное - было бы желание "предпринимать, предпринимать и предпринимать".

Используемые материалы и технологии

Хотя мы уже мельком коснулись темы используемых материалов и технологий, добавим к вышесказанному еще кое-что. С Бригадой Б все понятно: она работает с теми материалами, которые ей предоставляет заказчик. А поскольку заказчик этот не может позволить себе большие затраты, материалы выбираются самые обыкновенные и наиболее дешевые. Впрочем, заказчик Бригады Б и сам не желает особых отделочно-ремонтных изысков, так как имеет о них весьма смутное представление. Ко всему ультрасовременному и нестандартному он относится с недоверием, последние достижения в области производства строительных и отделочных материалов его нисколько не интересуют. Итак, заказчик Бригады Б - консерватор, а сама бригада никогда не станет ему перечить. Зачем? Ведь Бригада Б работает по принципу"Дешевле, проще, быстрее!".

Что касается Фирмы А, то, на первый взгляд, кажется, что в отношении использования прогрессивных отделочно-строительных материалов и технологий она ушла далеко вперед от своих мелких неконкурентов. На самом деле это не совсем так. Материалы, используемые для "евроремонта", довольно однообразны: подвесные потолки, пластиковые окна, облицовочные стеновые панели, стеклообои и т. д. Цены на одни и те же разновидности отделочных материалов тоже мало отличаются друг от друга. Причина, из-за которой сложилось такое положение вещей, заключается не столько в консерватизме заказчиков Фирмы А и их стремлении следовать пусть новым, но все же стандартам, и быть похожими на всех, сколько в ограничениях финансового характера. Заказчик Фирмы А платежеспособен, но он не всегда стремится вложить свои кровные деньги в нечто незнакомое и слишком "навороченное". В общем, как это ни прискорбно, отставание от новых веяний западной ремонтно-строительной моды пока еще достаточно велико. Там экологический бум, предписывающий использование натуральных строительных и отделочных материалов: оконных рам и дверей из древесины, обоев из хлопка, мебели в "прабабушкином" стиле. У нас - наоборот, популярно все то, чем Запад уже пресытился. Правда, Фирма А время от времени делает попытки внедрить на строительном рынке нечто новое, и эти попытки иногда оказываются успешными.

Прогноз на будущее

Хотя вполне вероятно, что Фирма А - это просто выросший и укрепившийся со временем вариант Бригады Б, в дальнейшем пути этих двух организаций вряд ли пересекутся. Каждая из них пойдет своей дорогой и будет работать в своем секторе рынка строительно-ремонтных услуг. Со временем сектор, в котором работает Фирма А, не будет особенно расширятся. Поэтому конкуренция между фирмами обострится и цены на услуги немного снизятся. Новым способом выживания и обеспечения для себя места в будущем станет кооперация между фирмами, которые начнут сообща отстаивать свои права и интересы.

А "дикий" рынок, на котором работает Бригада Б, еще надолго останется стихийным и полулегальным, так как причины, породившие его, вряд ли скоро исчезнут. По-прежнему сохранится спрос на мелкие и дешевые ремонтные работы, которые будут выполнять мобильные малочисленные бригады, не имеющие ни постоянного места дислокации, ни лицензий. Но так или иначе, за потребителями строительно-ремонтных услуг останется право выбора - к кому обращаться и с кем работать. Поэтому нашим героям вымирание не грозит. Ни тем, ни другим.

Александра ПОНОМАРЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 30 за 1997 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость