Архитектура и среда

На последнем смотре-конкурсе на лучший проект и постройку года высшую награду получила творческая мастерская А. Чадовича за проектное предложение по развитию комплекса БГУ на существующей площадке в центре города. Как это можно оценить? Однозначно и кратко ответить на вопрос невозможно. Обращаясь к этой проблеме у нас в республике, необходимо вопрос ставить шире: какая судьба уготована крупнейшим вузам нашей республики?

Исторически высшее учебное заведение (университет, академия, институт...) было показателем интеллектуального уровня нации. Средневековые университеты (Кембридж, Оксфорд...) возводились с роскошью, достойной культовых построек. Их размещению, архитектурному решению придавалось особенное значение: об этом свидетельствуют многочисленные дошедшие до нашего времени комплексы. Советское время отмечено грандиозным строительством Московского государственного университета, главное здание которого на Воробьевых горах, пожалуй, является самым помпезным сооружением эпохи сталинизма. Изначально университет был местом, где учили всему: врачеванию и архитектуре, юриспруденции, литературе, химии, математике. В университетах формировалась интеллектуальная элита не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Уже в средние века университетские комплексы занимали целые кварталы, порой определяя образ жизни всего города, формируя его лицо.

Процесс бурной урбанизации, изменение материальной базы высшей школы, технологическое переоснащение и ряд других причин привели к переселению крупных вузовских комплексов из центров городов на периферию, туда, где больше простора, чистого воздуха, зелени, где нет суеты города, шума и загазованности, где из окон общежитий видны учебные корпуса и спортивные площадки. Развитие и укрепление материальной базы высших учебных заведений - не отвлеченная благотворительность общества, а жестокая необходимость быть полноценным партнером в конкурентной борьбе в национальном и международном масштабах. Грядущий век углубит переориентацию общества, в котором вузы, научные и исследовательские комплексы станут играть ведущую роль, потеснив производственные и коммерческие предприятия. Вуз - это подготовка привилегированных, квалифицированных кадров, воспитание научной и политической элиты страны (правительственные чиновники, работники управлений, руководители предприятий, журналисты, юристы...), вуз - это проведение научных исследований, вуз - это подготовка кадров, способных передавать свои знания.

Пожалуй, в Минске только медицинский институт более или менее удачно распорядился своей судьбой: своевременное перемещение на относительно свободную территорию обеспечило ему приемлемое развитие.

Попробуем проследить судьбу двух крупнейших вузов Минска и республики, в основном поставляющих технические и управленческие кадры: Белорусского государственного университета (БГУ) и Белорусской государственной политехнической академии (БГПА), бывшего БПИ.

Сегодня БГУ - это несколько десятков учебных корпусов и студенческих общежитий, рассредоточенных по городу на удалении друг от друга более 10 км. Наиболее заметная, но не самая крупная как по территории, так и по физическому объему сооружений площадка университета примыкает к площади Независимости. Территория площадью около 6 га застроена по периметру разнохарактерными зданиями, не представляющими значительного интереса, но положение участка в системе города безусловно крайне престижно. Еще бы, с одной стороны горисполком, напротив - Дом правительств, с противоположной стороны - Привокзальная площадь с главным железнодорожным вокзалом республики. Масса преимуществ, кроме главного - собрать, сформировать здесь университетский комплекс, обеспеченный надлежащим комфортом невозможно ни практически, ни теоретически.

Практика проектирования последних лет демонстрирует полную зависимость определения судьбы университета от мнения ректора, человека почти всегда уважаемого и... часто заменяемого. Проектные работы, проводившиеся последние 25-30 лет, наглядная тому иллюстрация. То, что развитие комплекса БГУ на площадке в центре города невозможно, было понятно давно. В выборе достойного участка участвовали все заинтересованные, начиная от Министерства высшего образования и кончая Комитетом по архитектуре и градостроительству при Мингорисполкоме. Вначале было выбрано место в районе поселка Щомыслица. Территория площадью около 200 га, разделенная в срединной части кольцевой автодорогой, представлялась в достаточной степени перспективной. Однако очередной ректор обратил свой взор на площадку по пр. Ф. Скорины (напротив микрорайона Восток-1). Спустя десяток лет, убедившись в бесперспективности ее освоения, снова вернулись к площадке в районе поселка Щомыслица. Все эти перемещения сопровождались интенсивными проектными проработками, бурными рассмотрениями, обсуждениями, сменой проектировщиков.

Перестройка, распад СССР и последовавший за ними кризис перекроили все планы. И вот возникла "неожиданная" идея: а что если остаться там, где находится ректорат, то есть в центре города, напротив Дома правительства. В этом случае, как следует из комментариев к данному решению, по площади Независимости будут гулять не только чиновники в летах, но и молодежь.

Что же такое БГУ сегодня? Любой университет, в отличие от профильного вуза, это набор самостоятельных факультетов, не испытывающих никакой зависимости друг от друга. Действительно, что объединяет биологов и журналистов или химиков и филологов? С первого дня занятия проводятся по факультетам. Это-то и позволяет будущим филологам спокойно обитать на ул. Кирова, а биологам, математикам на ул. Курчатова, за кольцевой автодорогой. Встречаться, общаться они могут в главном корпусе только на общеуниверситетских вечерах. Никогда университет в Минске не претендовал на роль Сорбонны в Латинском квартале Парижа. Условий для создания культурно-общественной среды республиканского значения у него просто не было. Да, в определенной степени сегодняшний состав БГУ по специальностям случаен и вряд ли объективно отражает потребности времени и рациональное использует преподавательские кадры. Существует ряд аксиом, определяющих условия, при которых возможно существование вуза как культурного центра. В первую очередь это наличие единой площадки. Распыление же его по многочисленным участкам в угоду сиюминутным, конъюнктурным потребностям ведет к потере среды, превращению цельного организма в сумму чисто механических соединений из отдельных учебных подразделений.

В отличие от БГУ другой, еще более крупный вуз республики БГПА имеет несколько большую территорию (около 17 га), ограниченную пр. Ф. Скорины и ул. Я. Коласа, почти рядом на ул. Сурганова находится комплекс студенческих общежитий. БГПА фактически является многопрофильным техническим университетом. Компактная площадка, застроенная как учебно-лабораторными корпусами, так и зданиями студенческих общежитий позволяет за счет интенсивного использования учебных помещений, аудиторий организовывать обучение большого количества студентов. Продуманная реконструкция и изменение назначения ряда зданий позволит наращивать учебно-производственные площади вуза при сохранении на значительное время его нынешнего состава и количества студентов. Перемещенная на новую площадку группа факультетов строительного профиля вполне может приобрести статус самостоятельного вуза. Сегодня следует осознавать, что в последующем неизбежно выделение и организация на базе других, растущих факультетов новых вузовских комплексов. Полное перемещение всего вуза на совершенно свободную территорию в пригороде было бы идеальным решением. Однако сейчас поднимать эту проблему преждевременно.

Именно сегодня мы вправе достаточно критично взглянуть на существующее положение и сделать выводы. Рассматривая эти вузы, следует иметь в виду, что они даже в советское время были базой для научно-исследовательской работы. Научные подразделения при факультетах, самостоятельные НИИ в составе вузов во многих областях определяли научный потенциал республики и были предметом национальной гордости. Естественно, научные объекты также требуют территорию, и немалую. Сегодня же можно лишь констатировать, что комплекса БГУ практически нет, есть группа самостоятельных факультетов, объединенных формальной принадлежностью к Белорусскому государственному университету. Рост числа студентов, углубление процесса обучения неизбежно ведут к дифференцированной специализации вузов. Стоит ли положение сохранять и дальше или следует произвести некоторую реорганизацию, организовав на базе БГУ и других вузов из относительно родственных факультетов в зависимости от профиля, скажем, Гуманитарный университет, Естественнонаучный университет, Университет управления т.д.? Но даже для такой акции необходима значительная территория.

Для справки: все вновь проектируемые вузы бывшего СССР с контингентом студентов около 10 000 размещались на площадках не менее 100 га. По нормативным данным даже для рядовых вузов без научной базы требуется около 100-120м 2 территории на одного обучающегося. Можно скептически воспринимать эти цифры: сегодняшняя методика проектирования позволяет более рационально использовать землю.

Но как решает эти проблемы остальной цивилизованный мир? Возьмем, к примеру, перенаселенную Германию. Университеты Бохуме, Штутгарте, Дюссельдорфе и др. занимают площади в десятки, сотни гектаров, фактически это независимые автономные городки с достаточно высокой структурой организации, значительно превосходящей обычную городскую застройку.

Вуз, помимо формальной передачи знаний, это еще и выработка умения ориентироваться в обществе при творческом применении полученных знаний. А это закрепляется в особой среде высшего учебного заведения при непосредственном контакте со значительным количеством людей. Возникновение мелких вузов коммерческого типа, арендующих для занятий здания бывших детсадов или столовых, вряд ли способствует повышению уровня обучения и престижа высшей школы.

Существует методика определения состава, площадей помещений вуза, но нет теории создания его среды. Что такое вуз? Монастырский ли это тип зданий, предполагающий изоляцию от внешнего мира во имя внутренней свободы, система павильонов, свободно расставленных в природе или некая непрерывная, постоянно развивающаяся структура? Однозначно ответить трудно. В любом случае это нечто противоположное рядовой городской среде, отличное от нее. Вуз - это вечный праздник, это чувственное обаяние молодости, это бесконечное общение, это постоянное узнавание, это непрерывное обновление. Не совершая экскурсов в историю для поиска причин, мы вправе констатировать, что на территории нашей республики нет вузовских комплексов, способных представлять достаточно высокий интеллектуальный потенциал республики. Появятся ли они в обозримом будущем, будет зависеть от того, насколько правильно мы распорядимся сегодняшними возможностями. Ограничивать эти возможности случайными инвестициями, решающими только свои локальные интересы, будет неверным.

Можно убедить себя, что реконструкция, достройки, пристройки - это тоже развитие БГУ, но решит ли это хотя бы часть проблем? Вряд ли в ближайшие 5-10 лет можно ждать крупных перемен в судьбе БГУ, но до сих пор за университетом закреплена достаточно большая территория площадью около 200 га на периферии города (район пересечения Минской кольцевой автодороги и пр. Дзержинского). На части площадки, размещенной за кольцевой автодорогой (район поселка Щомыслица), к настоящему времени построены учебно-лабораторный корпус естественных факультетов, производственный корпус со специальным конструкторским бюро, здания НИИ прикладных физических проблем, два корпуса общежитий на 2 500 мест, ведется строительство учебного корпуса биологического факультета. Собственно улица Курчатова целиком организована из объектов БГУ. Имеются предпосылки для формирования на данной территории полноценного комплекса университета с размещением всех факультетов, научных подразделений, тяготеющих к ним, студенческих общежитий, блока объемных и плоскостных спортивных сооружений.

Будет непоправимой ошибкой использовать площадку для другой цели, проблема дальнейшего развития университета в этом случае только обострится. Площадка же у пл. Независимости обладает возможностями для организации на ее базе, в лучшем случае, межвузовского культурно-информационного центра, а это аудитория для массовых лекций, это демонстрация достижений, это реклама товаров. При соответствующей поддержке директивных органов это коммерчески выгодное предприятие, дающее постоянный доход высшей школе за счет сдачи площади в краткосрочную аренду для проведений международных семинаров, симпозиумов, выставок, презентаций и т.д. Некоторое время на данной площадке возможно сохранение группы факультетов гуманитарного профиля, на базе которых может сформироваться свой университет.

В любом случае застройку данной территории действительно следует упорядочить, но вначале следует четко и надолго определить назначение сохраняемых и вновь возводимых здесь объектов.

Александр СОБОЛЕВСКИЙ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 29 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость