Семь чудес Древнего мира
Каждый из нас, конечно, знает о Семи Чудесах Света, но мало кто сможет назвать их. Впервые они были оформлены как перечень памятников во II веке до н. э., а первое упоминание, сама идея такого перечня содержится в Истории Геродота (V век до н. э.)
Позже греческие историки напишут о грандиозных сооружениях своего времени. Каллимах, главный библиотекарь музея Александрии (305-240 гг. до н. э.), описал "Коллекцию Чудес Мира". Только это название нам и известно, сам труд не сохранился, да и библиотека Александрии была разрушена.
Окончательно список чудес сформировался в средние века. Он включает семь самых впечатляющих монументов Древнего мира, часть которых едва-едва дожила до средневековья, остальных тогда уже не существовало. Старейшие источники, на которые можно сослаться, - гравюры датского художника Мартена ван Хеемскерка (1498-1574 гг.) и Йохана Фишера, эрлахского историка архитектуры.
Современная археология видит несколько загадок в многовековой истории чудес. Для древних строителей их творения были синтезом и триумфом религии, мифологии, искусства, власти, науки. Для нас это - свидетельства реальных возможностей человека изменить окружающую среду путем возведения прекрасных монументальных сооружений, часть из которых выдержала испытание временем.
Вот эти сооружения (в хронологическом порядке):
Гигантское каменное строение вблизи античного города Мемфиса, надгробный памятник египетскому фараону Хеопсу (Гизская пирамида).
Дворец и легендарный парк на берегу реки Евфрат, построенные при царе Навуходоносоре II (Висячие Сады Вавилона).
Огромная статуя Зевса Олимпийского работы великого скульптора Фидия.
Храм в Эфесе (Малая Азия), воздвигнутый в честь греческой богини охоты и природы Артемиды.
Надгробие персидского сатрапа Мавсола - Мавзолей в Галикарнасе.
Колоссальная статуя бога Солнца Гелиоса, которой древние греки украсили гавань средиземноморского острова Родос (Колосс Родосский).
Маяк, построенный Птолемеем на средиземноморском острове Фарос (Александрийский маяк).
Вопреки общему мнению, входившая в число трех Великих Пирамид Большая Пирамида Хеопса, вероятнее всего, и возглавляла список чудес. Именно она была построена фараоном Хеопсом (Хуфу) из 4-й династии (2560 г. до н. э.) с тем, чтобы стать его усыпальницей после смерти. Эта традиция родилась в Древнем Египте как своеобразное воплощение идеи сохранности погребения. Позднее появилось еще несколько таких сложных сооружений. И более ранние пирамиды известного египетского архитектора Имхотепа, и пирамида фараона Джосера в Саккаре подтверждают эту закономерность. Огромная пирамида, как известно, строилась в течение 20 лет. Вначале готовился участок для строительства, затем привозились и устанавливались каменные блоки. Наружная обшивка (со временем ее не стало) была отполированной. До сих пор не ясно, как транспортировались и монтировались блоки.
Выдвигается несколько технологических версий. Одна из них предполагает наличие прямых или винтовых пандусов, части которых при необходимости последовательно выдвигались. Поверхность пандуса, покрытая грязевой смазкой или водой, облегчала перемещение блоков, когда их толкали или тянули к нужному месту. Другая гипотеза строится на использовании системы рычагов, одно плечо которых было длинным, другое - коротким.
После окончания строительства высота Большой Пирамиды составляла 145,75 м. Спустя годы она уменьшилась на 10 м. В течение 43 столетий, вплоть до 19 века, это было самое высокое сооружение Земли. Пирамида была покрыта гладкой каменной обшивкой, несколько фрагментов отполированной поверхности сохранилось близ вершины. Угол между стенами равен 54о54`, каждая из них ориентирована по сторонам света: на север, юг, восток, запад. Горизонтальный разрез на любой отметке - всегда квадратный в плане. Длина каждой из сторон основания - 229 м. Ошеломляет максимальная разница этих размеров, не превышающая 0,1%.
Пирамида сложена из более чем 2 миллионов каменных блоков весом несколько тонн каждая. Этого количества блоков было бы достаточно, чтобы построить вокруг Франции стену 3-метровой высоты шириной в 0,3 м. Площадь территории, занимаемой Большой Пирамидой, почти равна площадям, занимаемым собором Св. Петра в Риме, соборами Флоренции и Милана, собором Св. Павла и Вестминстерским аббатством в Лондоне, вместе взятым. Вход в пирамиду расположен на северной стороне. Множество коридоров, галерей ведут к усыпальнице или выполняют другие функции. Гробница фараона находится в самом сердце пирамиды, куда можно пройти по Большой Галерее и поднимающемуся коридору. Саркофаг выполнен из красного гранита, как и стены вокруг. Все камни интерьера подогнаны так точно, что между ними не просунуть даже игральной карты. Саркофаг установлен по направлению стрелки компаса. Размеры саркофага лишь на 1 см меньше размеров входа. Такое устройство, видимо, представлялось современникам фараона прогрессивным.
Существует несколько теорий относительно происхождения и назначения Пирамид: обсерватория, место богослужений. Геометрию строений связывали с давно исчезнувшими цивилизациями. Привлекалась (с небольшим, впрочем, на то основанием) даже теория притяжения небесных тел. Но большинство научных и исторических фактов все-таки свидетельствует, что, как и меньшие пирамиды этого региона, Большая Пирамида принадлежит древнеегипетской цивилизации. Все они служили захоронениями могущественным фараонам, в которых эти правители начали свои загробные жизни.
Подступы к Садам были крутыми, как холмы, отдельные участки поднимались друг над другом, ярус за ярусом... Они были покрыты землей и густо засажены всевозможными деревьями, которые размерами и красотой доставляли наслаждение очевидцам. Воды хватало с избытком, механическим способом она поднималась из реки, но это было скрыто от глаз посторонних. Висячие Сады Вавилона по преданию были расположены в 50 км южнее Багдада, на восточном берегу реки Евфрат.
Вавилонское царство расцвело во времена правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) задолго до царствования Набопаласара (625-605 гг. до н. э.) - представителя неовавилонской династии, которой Месопотамия навязала свою власть. Его сын Навуходоносор II (604-562 гг. до н. э.) и финансировал строительство легендарных cадов. Археологи всячески стараются собрать как можно больше сведений для разгадки тайны расположения, ирригационной системы и внешнего вида Садов.
Подробные рассказы можно найти в греческих источниках, например в трудах Страбона и Филона из Византии. Приведем некоторые выдержки из их отчетов: "Квадратный в плане сад представляет собой сводчатую галерею, которая покоится на кубическом основании. Подъем на самую верхнюю террасу-крышу сделан в виде крутой лестницы... Все растения в висячих садах, даже корни деревьев приподняты довольно высоко над землей. Сад поддерживают каменные колонны. Потоки воды появляются из еще более высоких родников, изобильно струясь вниз, растекаясь по каналам. Влага насыщает корни растений, давая плодородие всей почве садов. Поэтому трава здесь всегда зеленая, кроны деревьев великолепны. Труд и искусство создают царскую роскошь и самое замечательное, что происходит это над головами любующихся зрителей."
Современные археологические раскопки в древнем Вавилоне (Ирак) обнаружили основание дворца. Найдены остатки мощных стен, ирригационная скважина в южной части здания. Группа археологов обследовала весь регион и реконструировала цокольное помещение Садов.
Страбон настаивал на том, что Сады располагались вдоль берегов Евфрата, другие историки убеждены, что на несколько сотен метров дальше. Так или иначе, воссоздана часть дворца и то место между ним и рекой, где находились Висячие Сады. На берегу Евфрата обнаружены остатки массивных (толщиной 25 м) стен, составлявших основу террас...
В правой руке его - символ Победы из слоновой кости и золота. В левой - скипетр и орел. Сандалии бога - из золота, как и мантия. Это - статуя Зевса, бога, в честь которого проводились Олимпийские игры. Она стояла на земле древнего города Олимпия (в 150 км к западу от Афин), давшего играм свое имя. Во время игр прекращались войны, на торжества приезжали поклониться Зевсу атлеты из Малой Азии, Сирии, Египта и Сицилии.
Олимпийские игры стали проводиться с 776 г. до н. э. - это зафиксировал древнегреческий календарь. Величественный храм Зевса работы архитектора Либона был построен около 450 г. до н. э. Простой дорический стиль постройки представлялся слишком земным и неизбежно должен был измениться под влиянием древнегреческих эстетических воззрений. В результате и появилась статуя Зевса. Афинскому скульптору Фидию поручили высокую духовную задачу (как, скажем, и Микеланджело при росписи Сикстинской капеллы). Многие годы храм привлекал гостей и почитателей со всего мира. Во II в. до н. э он был мастерски отремонтирован. В I в. до н. э. римский император Калигула попытался перевезти монумент из Олимпии в Рим, но потерпел неудачу - леса, построенные его рабочими, обвалились. После того как Олимпийские игры были названы в 391 г. н. э. императором Теодосом I языческим обычаем, храм Зевса приказали закрыть. Позже Олимпия страдала от землетрясений, оползней и наводнений. В 462 г. н. э. статуя была повреждена огнем, пожар случился уже в Константинопольском дворце, куда незадолго до этого она была вывезена богатыми греками. Сейчас уже ничего не осталось на месте, где стояла древняя святыня. Только камни, обломки, фундаменты других зданий, упавшие колонны.
Фидий начал работу над статуей около 440 г. до н. э. Несколько лет он разрабатывал технику ваяния крупномасштабных скульптур из золота и слоновой кости. Возводился деревянный остов, на котором монтировались листы металла или кости, образуя наружную поверхность монумента. Мастерская Фидия в Олимпии существует до сих пор. По случайному стечению обстоятельств, а может быть, и не случайному, она совпадала по размерам и ориентации с храмом Зевса. Здесь мастер изготовил и выгравировал отдельные части скульптуры, чтобы затем собрать их в единое целое уже непосредственно в храме. Когда работа была закончена, статуя едва поместилась внутри.
Страбон писал: "Хотя само здание огромно, автор заметно нарушил гармонию пропорций. Он представил Зевса сидящим, с головой, упирающейся в потолок. Складывается впечатление, что если вла дыка богов встанет, храм непременно будет разрушен."
Длина стороны квадратного постамента высотой 1 м составляла 6,5 м при общей высоте монумента, равной 13 м. Скульптура была так высока, что посетители видели в основном трон, а не самого Зевса и уж, конечно, не черты его лица. Ножки трона украшали сфинксы и крылатые фигуры Победы. Греческие боги и герои всегда окружали своего патриарха: Аполлон, Артемида, дети Ниобеи.
Фундамент храма Артемиды был заложен в VII в. до н. э. в Эфесе (50 км к югу от турецкого города Измира). Возведение здания было завершено к 550 г. до н. э. Строительство огромного мраморного храма финансировалось лидийским царем Крезом, проект принадлежал греческому архитектору Херсифрону. Лучшими скульпторами того времени - Фидием, Поликлетом, Кресилаем и Фрадмоном - были выполнены бронзовые статуи для интерьера.
В ночь на 21 июля 356 г. до н. э. человек по имени Герострат поджег храм, чтобы увековечить свое имя. Он добился своего. По странному совпадению в эту ночь родился Александр Великий. Римский историк Плутарх писал, что богиня была слишком занята, заботясь о рождении Александра, чтобы думать о собственном доме. В последующие 20 лет храм отреставрировали. Когда Александр завоевал Малую Азию, он помог восстановлению храма.
В I в. н. э. св. Павел пришел в Эфес проповедовать христианство, но культ Артемиды не собирался уступать своих позиций. После нападения готов в 262 г. н. э. горожане поклялись отстроить святыню. К IV в. н. э. почти все жители уже приняли христианство и религиозный пафос в отношении Артемиды стал угасать. Развязка наступила в 401 г. н. э., когда храм был снесен св. Иоанном Хризостомом. Город Эфес со временем также был заброшен и забыт, и только в XIX в. археологи нашли его. Обнаружены фундамент храма и дорога к заболоченному ныне участку. Разрабатывались проекты реставрации, но лишь несколько колонн восстали из руин.
Фундамент храма был прямоугольной формы, как у большинства культовых зданий того времени. Но в отличие от многих храм был построен из мрамора, с красивым выходом в просторный двор. Мраморные ступени лестниц со всех сторон храма вели на верхнюю галерею размерами 80х130 м. Круглые резные колонны высотой 20 м венчали капители ионического ордера. Всего их было 127, они выстроились по всему периметру, за исключением центральной целлы.
В храме находилось множество произведений античного искусства, включая четыре бронзовые статуи амазонок. Золотые колонны, серебряные статуэтки, стенную роспись увидел здесь св.Павел.
Я оставляю после себя в Галикарнасе грандиозное сооружение, какого ни один смертный после себя не оставлял. Прекрасны скульптуры лошадей и всадников из самого лучшего мрамора.
В 377-353 г. до н. э. царем Карии был Мавсол, он и перенес свою столицу в Галикарнас. Ничто не волновало Мавсола при жизни, кроме устройства собственной могилы. Проект подготовили его жена и сестра Артемисия, и уже в 350 г. до н. э. он был реализован. Через год умерла Артемисия, еще через три года умер Мавсол.
До XVI в. Мавзолей был в хорошем состоянии, пока землетрясение не разрушило его крышу и колоннаду.
В начале 15 в. в регион вступили крестоносцы мальтийского ордена и вскоре начали строительство большого собора. Когда в 1494 г. его понадобилось укрепить, воспользовались камнями Мавзолея. В 1522 г. было разграблено последнее, что уцелело к тому времени. Массивный собор в Бодруме стоит до сих пор, а в его стенах можно различить полированные камни и мраморные блоки Мавзолея. Часть его скульптур вывезена в Лондон и находится в Британском музее. Это фрагменты статуй и плиты с фризов, изображающих борьбу греков с амазонками. Лишь фундамент свидетельствует о том, что на этом месте некогда находилось одно из Чудес Света.
Строение имело прямоугольную форму. Размеры фундамента в плане - 40х30 м. На фундаменте покоился ступенчатый подиум, по сторонам украшенный статуями. На подиуме, окруженные ионическими колоннами, находились усыпальница и саркофаг, изготовленный из украшенного золотом белого алебастра. Колоннада поддерживала пирамидальную крышу, в свою очередь увенчанную по углам статуями. Колесница с четырьмя лошадьми украшала вершину здания. Общая высота Мавзолея составляла 45 м. Красоту Мавзолея современники видели не столько в архитектурных достоинствах, сколько в скульптурных ансамблях, установленных на разной высоте.
Начиная с XIX столетия на месте, где некогда возвышался Мавзолей, проводились археологические раскопки. Результаты этих изысканий вместе с подробными хрониками древних историков доносят до нас образ усыпальницы. Ее имя - мавзолей - получило целое направление в строительстве погребений.
Тебе, Солнце, народ Родоса посвящает бронзовую статую, стремящуюся к Олимпу и усмиряющую волны войн. Не только на земле, но и на море он зажигает факел свободы. Колосс Родосский простоял всего 56 лет, однако успел войти в число Чудес. На возведение Колосса потребовалось 12 лет, он был закончен в 282 г. до н. э. и простоял у входа в гавань до 226 г. до н. э., когда на Родосе произошло землетрясение. Город очень сильно пострадал, а Колосс переломился в наиболее слабом месте - коленях. В 654 г. н.э. арабы захватили Родос. Они разобрали обломки Колосса и продали их в Сирию. По свидетельствам современников, для транспортировки груза потребовалось 900 верблюдов.
Долгое время считалось, что Колосс Родосский стоял у входа в бухту Мандраки - одну из множества гаваней города Родос, опираясь расставленнными ногами на ее берега. Однако при сопоставлении размеров статуи с шириной входа в бухту это представляется маловероятным. Кроме того, упавший Колосс должен был в таком случае перекрыть вход в гавань. Древние источники, видимо, ошибаются, и статуя возвышалась либо на восточном мысу бухты Мандраки, либо даже на некотором расстоянии от берега. Так или иначе, корабли никогда не проходили между расставленными ногами Колосса.
Скульптура была выполнена родосским мастером Харесом из Линдоса. Его подмастерья отливали части бронзовой оболочки. Постамент сооружался из белого мрамора, первыми, разумеется, были установлены ноги статуи. По мере роста сооружения бронзовые элементы крепились на железном и каменном каркасе. Для того, чтобы можно было добраться до верхних отметок, вокруг строящегося Колосса была сооружена земляная насыпь, по окончании работ ликвидированная. Когда строительство было завершено, высота Колосса достигала 33 м. Когда же он упал, по свидетельству Плиния, "лишь несколько человек, взявшись за руки, смогли охватить его большой палец".
Мы мало знаем о том, каким на самом деле был Колосс. Современные ученые более осторожны в предположениях и выводах, чем древние художники. Но даже уже несуществующее Чудо Света вдохновило французского скульптора Августа Бартольди на новое Чудо - статую Свободы.
Из всех Семи Чудес Древнего мира лишь одно имело практическое значение в дополнение к архитектурным достоинствам - Александрийский Маяк. Остров Фарос близ Александрии был связан с сушей дамбой, образующей две городские гавани. Из соображений безопасности судоходства и особенностей береговой линии строительство маяка было совершенно необходимо. Состратус, современник Евклида, работал над чертежами сооружения, но детальные расчеты для основного строительства и вспомогательных построек выполнялись в Александрийской библиотеке.
Многие века Александрийский Маяк (иногда его называют Фаросским) огнем, зажженным ночью, или отражением солнечного света в дневное время указывал вход в гавань. Его изображение чеканилось на греческих и римских монетах точно так же, как известные памятники изображаются на деньгах в наши дни.
В 956 г. н. э. в Александрии случилось землетрясение, которое повредило сам маяк. В 1303 и 1323 гг. два сильных землетрясения нанесли еще более существенный вред постройке. Когда известный арабский путешественник Ибн Батута в 1349г. посетил Александрию, он не смог ни подняться на верхнюю площадку, ни даже войти в разрушенное здание. Последняя глава этой истории была дописана в 1480г. египетским султаном, который решил усилить оборону Александрии. На развалинах маяка он построил форт, используя обломки каменных блоков и мрамора.
Александрийский Маяк исчез с лица земли последним из шести Чудес Света. Поэтому о нем сохранились относительно полные сведения. Древние источники, в частности труды Страбона и Плиния Старшего, в подробностях повествуют о величественной, облицованной белым мрамором башне. Рассказывают и о необыкновенном зеркале.Есть легенда, что с его помощью подожгли вражеский корабль, приблизившийся к берегу. В 1166г. арабский паломник Абу-Хаггад Аль-Андалусси посетил маяк. Он оставил точные описания, по которым в наше время ученые воссоздали Чудо.
Высота нижней, четырехгранной части маяка, имевшей цилиндрическую сердцевину, была 55,9 м, средней, восьмигранной, - 27,45 м и верхней, цилиндрической, - 7,30 м. Общая высота, включая фундамент, составляла 117 м. Цилиндрическая сердцевина использовалась при подаче вверх топлива, необходимого для поддержания огня. На верхней площадке для отражения света Солнца или зажженного внутри башни огня было установлено упомянутое зеркало. Увенчивала сооружение статуя Посейдона. Хотя Маяк и не дожил до наших дней, он оказал влияние на развитие этого направления архитектуры во всем Средиземноморье, в частности в Испании. И в лингвистике он сыграл свою роль: во французском, испанском и итальянском языках слово "фарос" означает "маяк".
Любовь ГАВРИЛЮК
Позже греческие историки напишут о грандиозных сооружениях своего времени. Каллимах, главный библиотекарь музея Александрии (305-240 гг. до н. э.), описал "Коллекцию Чудес Мира". Только это название нам и известно, сам труд не сохранился, да и библиотека Александрии была разрушена.
Окончательно список чудес сформировался в средние века. Он включает семь самых впечатляющих монументов Древнего мира, часть которых едва-едва дожила до средневековья, остальных тогда уже не существовало. Старейшие источники, на которые можно сослаться, - гравюры датского художника Мартена ван Хеемскерка (1498-1574 гг.) и Йохана Фишера, эрлахского историка архитектуры.
Современная археология видит несколько загадок в многовековой истории чудес. Для древних строителей их творения были синтезом и триумфом религии, мифологии, искусства, власти, науки. Для нас это - свидетельства реальных возможностей человека изменить окружающую среду путем возведения прекрасных монументальных сооружений, часть из которых выдержала испытание временем.
Вот эти сооружения (в хронологическом порядке):
Гигантское каменное строение вблизи античного города Мемфиса, надгробный памятник египетскому фараону Хеопсу (Гизская пирамида).
Дворец и легендарный парк на берегу реки Евфрат, построенные при царе Навуходоносоре II (Висячие Сады Вавилона).
Огромная статуя Зевса Олимпийского работы великого скульптора Фидия.
Храм в Эфесе (Малая Азия), воздвигнутый в честь греческой богини охоты и природы Артемиды.
Надгробие персидского сатрапа Мавсола - Мавзолей в Галикарнасе.
Колоссальная статуя бога Солнца Гелиоса, которой древние греки украсили гавань средиземноморского острова Родос (Колосс Родосский).
Маяк, построенный Птолемеем на средиземноморском острове Фарос (Александрийский маяк).
Вопреки общему мнению, входившая в число трех Великих Пирамид Большая Пирамида Хеопса, вероятнее всего, и возглавляла список чудес. Именно она была построена фараоном Хеопсом (Хуфу) из 4-й династии (2560 г. до н. э.) с тем, чтобы стать его усыпальницей после смерти. Эта традиция родилась в Древнем Египте как своеобразное воплощение идеи сохранности погребения. Позднее появилось еще несколько таких сложных сооружений. И более ранние пирамиды известного египетского архитектора Имхотепа, и пирамида фараона Джосера в Саккаре подтверждают эту закономерность. Огромная пирамида, как известно, строилась в течение 20 лет. Вначале готовился участок для строительства, затем привозились и устанавливались каменные блоки. Наружная обшивка (со временем ее не стало) была отполированной. До сих пор не ясно, как транспортировались и монтировались блоки.
Выдвигается несколько технологических версий. Одна из них предполагает наличие прямых или винтовых пандусов, части которых при необходимости последовательно выдвигались. Поверхность пандуса, покрытая грязевой смазкой или водой, облегчала перемещение блоков, когда их толкали или тянули к нужному месту. Другая гипотеза строится на использовании системы рычагов, одно плечо которых было длинным, другое - коротким.
После окончания строительства высота Большой Пирамиды составляла 145,75 м. Спустя годы она уменьшилась на 10 м. В течение 43 столетий, вплоть до 19 века, это было самое высокое сооружение Земли. Пирамида была покрыта гладкой каменной обшивкой, несколько фрагментов отполированной поверхности сохранилось близ вершины. Угол между стенами равен 54о54`, каждая из них ориентирована по сторонам света: на север, юг, восток, запад. Горизонтальный разрез на любой отметке - всегда квадратный в плане. Длина каждой из сторон основания - 229 м. Ошеломляет максимальная разница этих размеров, не превышающая 0,1%.
Пирамида сложена из более чем 2 миллионов каменных блоков весом несколько тонн каждая. Этого количества блоков было бы достаточно, чтобы построить вокруг Франции стену 3-метровой высоты шириной в 0,3 м. Площадь территории, занимаемой Большой Пирамидой, почти равна площадям, занимаемым собором Св. Петра в Риме, соборами Флоренции и Милана, собором Св. Павла и Вестминстерским аббатством в Лондоне, вместе взятым. Вход в пирамиду расположен на северной стороне. Множество коридоров, галерей ведут к усыпальнице или выполняют другие функции. Гробница фараона находится в самом сердце пирамиды, куда можно пройти по Большой Галерее и поднимающемуся коридору. Саркофаг выполнен из красного гранита, как и стены вокруг. Все камни интерьера подогнаны так точно, что между ними не просунуть даже игральной карты. Саркофаг установлен по направлению стрелки компаса. Размеры саркофага лишь на 1 см меньше размеров входа. Такое устройство, видимо, представлялось современникам фараона прогрессивным.
Существует несколько теорий относительно происхождения и назначения Пирамид: обсерватория, место богослужений. Геометрию строений связывали с давно исчезнувшими цивилизациями. Привлекалась (с небольшим, впрочем, на то основанием) даже теория притяжения небесных тел. Но большинство научных и исторических фактов все-таки свидетельствует, что, как и меньшие пирамиды этого региона, Большая Пирамида принадлежит древнеегипетской цивилизации. Все они служили захоронениями могущественным фараонам, в которых эти правители начали свои загробные жизни.
Подступы к Садам были крутыми, как холмы, отдельные участки поднимались друг над другом, ярус за ярусом... Они были покрыты землей и густо засажены всевозможными деревьями, которые размерами и красотой доставляли наслаждение очевидцам. Воды хватало с избытком, механическим способом она поднималась из реки, но это было скрыто от глаз посторонних. Висячие Сады Вавилона по преданию были расположены в 50 км южнее Багдада, на восточном берегу реки Евфрат.
Вавилонское царство расцвело во времена правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) задолго до царствования Набопаласара (625-605 гг. до н. э.) - представителя неовавилонской династии, которой Месопотамия навязала свою власть. Его сын Навуходоносор II (604-562 гг. до н. э.) и финансировал строительство легендарных cадов. Археологи всячески стараются собрать как можно больше сведений для разгадки тайны расположения, ирригационной системы и внешнего вида Садов.
Подробные рассказы можно найти в греческих источниках, например в трудах Страбона и Филона из Византии. Приведем некоторые выдержки из их отчетов: "Квадратный в плане сад представляет собой сводчатую галерею, которая покоится на кубическом основании. Подъем на самую верхнюю террасу-крышу сделан в виде крутой лестницы... Все растения в висячих садах, даже корни деревьев приподняты довольно высоко над землей. Сад поддерживают каменные колонны. Потоки воды появляются из еще более высоких родников, изобильно струясь вниз, растекаясь по каналам. Влага насыщает корни растений, давая плодородие всей почве садов. Поэтому трава здесь всегда зеленая, кроны деревьев великолепны. Труд и искусство создают царскую роскошь и самое замечательное, что происходит это над головами любующихся зрителей."
Современные археологические раскопки в древнем Вавилоне (Ирак) обнаружили основание дворца. Найдены остатки мощных стен, ирригационная скважина в южной части здания. Группа археологов обследовала весь регион и реконструировала цокольное помещение Садов.
Страбон настаивал на том, что Сады располагались вдоль берегов Евфрата, другие историки убеждены, что на несколько сотен метров дальше. Так или иначе, воссоздана часть дворца и то место между ним и рекой, где находились Висячие Сады. На берегу Евфрата обнаружены остатки массивных (толщиной 25 м) стен, составлявших основу террас...
В правой руке его - символ Победы из слоновой кости и золота. В левой - скипетр и орел. Сандалии бога - из золота, как и мантия. Это - статуя Зевса, бога, в честь которого проводились Олимпийские игры. Она стояла на земле древнего города Олимпия (в 150 км к западу от Афин), давшего играм свое имя. Во время игр прекращались войны, на торжества приезжали поклониться Зевсу атлеты из Малой Азии, Сирии, Египта и Сицилии.
Олимпийские игры стали проводиться с 776 г. до н. э. - это зафиксировал древнегреческий календарь. Величественный храм Зевса работы архитектора Либона был построен около 450 г. до н. э. Простой дорический стиль постройки представлялся слишком земным и неизбежно должен был измениться под влиянием древнегреческих эстетических воззрений. В результате и появилась статуя Зевса. Афинскому скульптору Фидию поручили высокую духовную задачу (как, скажем, и Микеланджело при росписи Сикстинской капеллы). Многие годы храм привлекал гостей и почитателей со всего мира. Во II в. до н. э он был мастерски отремонтирован. В I в. до н. э. римский император Калигула попытался перевезти монумент из Олимпии в Рим, но потерпел неудачу - леса, построенные его рабочими, обвалились. После того как Олимпийские игры были названы в 391 г. н. э. императором Теодосом I языческим обычаем, храм Зевса приказали закрыть. Позже Олимпия страдала от землетрясений, оползней и наводнений. В 462 г. н. э. статуя была повреждена огнем, пожар случился уже в Константинопольском дворце, куда незадолго до этого она была вывезена богатыми греками. Сейчас уже ничего не осталось на месте, где стояла древняя святыня. Только камни, обломки, фундаменты других зданий, упавшие колонны.
Фидий начал работу над статуей около 440 г. до н. э. Несколько лет он разрабатывал технику ваяния крупномасштабных скульптур из золота и слоновой кости. Возводился деревянный остов, на котором монтировались листы металла или кости, образуя наружную поверхность монумента. Мастерская Фидия в Олимпии существует до сих пор. По случайному стечению обстоятельств, а может быть, и не случайному, она совпадала по размерам и ориентации с храмом Зевса. Здесь мастер изготовил и выгравировал отдельные части скульптуры, чтобы затем собрать их в единое целое уже непосредственно в храме. Когда работа была закончена, статуя едва поместилась внутри.
Страбон писал: "Хотя само здание огромно, автор заметно нарушил гармонию пропорций. Он представил Зевса сидящим, с головой, упирающейся в потолок. Складывается впечатление, что если вла дыка богов встанет, храм непременно будет разрушен."
Длина стороны квадратного постамента высотой 1 м составляла 6,5 м при общей высоте монумента, равной 13 м. Скульптура была так высока, что посетители видели в основном трон, а не самого Зевса и уж, конечно, не черты его лица. Ножки трона украшали сфинксы и крылатые фигуры Победы. Греческие боги и герои всегда окружали своего патриарха: Аполлон, Артемида, дети Ниобеи.
Фундамент храма Артемиды был заложен в VII в. до н. э. в Эфесе (50 км к югу от турецкого города Измира). Возведение здания было завершено к 550 г. до н. э. Строительство огромного мраморного храма финансировалось лидийским царем Крезом, проект принадлежал греческому архитектору Херсифрону. Лучшими скульпторами того времени - Фидием, Поликлетом, Кресилаем и Фрадмоном - были выполнены бронзовые статуи для интерьера.
В ночь на 21 июля 356 г. до н. э. человек по имени Герострат поджег храм, чтобы увековечить свое имя. Он добился своего. По странному совпадению в эту ночь родился Александр Великий. Римский историк Плутарх писал, что богиня была слишком занята, заботясь о рождении Александра, чтобы думать о собственном доме. В последующие 20 лет храм отреставрировали. Когда Александр завоевал Малую Азию, он помог восстановлению храма.
В I в. н. э. св. Павел пришел в Эфес проповедовать христианство, но культ Артемиды не собирался уступать своих позиций. После нападения готов в 262 г. н. э. горожане поклялись отстроить святыню. К IV в. н. э. почти все жители уже приняли христианство и религиозный пафос в отношении Артемиды стал угасать. Развязка наступила в 401 г. н. э., когда храм был снесен св. Иоанном Хризостомом. Город Эфес со временем также был заброшен и забыт, и только в XIX в. археологи нашли его. Обнаружены фундамент храма и дорога к заболоченному ныне участку. Разрабатывались проекты реставрации, но лишь несколько колонн восстали из руин.
Фундамент храма был прямоугольной формы, как у большинства культовых зданий того времени. Но в отличие от многих храм был построен из мрамора, с красивым выходом в просторный двор. Мраморные ступени лестниц со всех сторон храма вели на верхнюю галерею размерами 80х130 м. Круглые резные колонны высотой 20 м венчали капители ионического ордера. Всего их было 127, они выстроились по всему периметру, за исключением центральной целлы.
В храме находилось множество произведений античного искусства, включая четыре бронзовые статуи амазонок. Золотые колонны, серебряные статуэтки, стенную роспись увидел здесь св.Павел.
Я оставляю после себя в Галикарнасе грандиозное сооружение, какого ни один смертный после себя не оставлял. Прекрасны скульптуры лошадей и всадников из самого лучшего мрамора.
В 377-353 г. до н. э. царем Карии был Мавсол, он и перенес свою столицу в Галикарнас. Ничто не волновало Мавсола при жизни, кроме устройства собственной могилы. Проект подготовили его жена и сестра Артемисия, и уже в 350 г. до н. э. он был реализован. Через год умерла Артемисия, еще через три года умер Мавсол.
До XVI в. Мавзолей был в хорошем состоянии, пока землетрясение не разрушило его крышу и колоннаду.
В начале 15 в. в регион вступили крестоносцы мальтийского ордена и вскоре начали строительство большого собора. Когда в 1494 г. его понадобилось укрепить, воспользовались камнями Мавзолея. В 1522 г. было разграблено последнее, что уцелело к тому времени. Массивный собор в Бодруме стоит до сих пор, а в его стенах можно различить полированные камни и мраморные блоки Мавзолея. Часть его скульптур вывезена в Лондон и находится в Британском музее. Это фрагменты статуй и плиты с фризов, изображающих борьбу греков с амазонками. Лишь фундамент свидетельствует о том, что на этом месте некогда находилось одно из Чудес Света.
Строение имело прямоугольную форму. Размеры фундамента в плане - 40х30 м. На фундаменте покоился ступенчатый подиум, по сторонам украшенный статуями. На подиуме, окруженные ионическими колоннами, находились усыпальница и саркофаг, изготовленный из украшенного золотом белого алебастра. Колоннада поддерживала пирамидальную крышу, в свою очередь увенчанную по углам статуями. Колесница с четырьмя лошадьми украшала вершину здания. Общая высота Мавзолея составляла 45 м. Красоту Мавзолея современники видели не столько в архитектурных достоинствах, сколько в скульптурных ансамблях, установленных на разной высоте.
Начиная с XIX столетия на месте, где некогда возвышался Мавзолей, проводились археологические раскопки. Результаты этих изысканий вместе с подробными хрониками древних историков доносят до нас образ усыпальницы. Ее имя - мавзолей - получило целое направление в строительстве погребений.
Тебе, Солнце, народ Родоса посвящает бронзовую статую, стремящуюся к Олимпу и усмиряющую волны войн. Не только на земле, но и на море он зажигает факел свободы. Колосс Родосский простоял всего 56 лет, однако успел войти в число Чудес. На возведение Колосса потребовалось 12 лет, он был закончен в 282 г. до н. э. и простоял у входа в гавань до 226 г. до н. э., когда на Родосе произошло землетрясение. Город очень сильно пострадал, а Колосс переломился в наиболее слабом месте - коленях. В 654 г. н.э. арабы захватили Родос. Они разобрали обломки Колосса и продали их в Сирию. По свидетельствам современников, для транспортировки груза потребовалось 900 верблюдов.
Долгое время считалось, что Колосс Родосский стоял у входа в бухту Мандраки - одну из множества гаваней города Родос, опираясь расставленнными ногами на ее берега. Однако при сопоставлении размеров статуи с шириной входа в бухту это представляется маловероятным. Кроме того, упавший Колосс должен был в таком случае перекрыть вход в гавань. Древние источники, видимо, ошибаются, и статуя возвышалась либо на восточном мысу бухты Мандраки, либо даже на некотором расстоянии от берега. Так или иначе, корабли никогда не проходили между расставленными ногами Колосса.
Скульптура была выполнена родосским мастером Харесом из Линдоса. Его подмастерья отливали части бронзовой оболочки. Постамент сооружался из белого мрамора, первыми, разумеется, были установлены ноги статуи. По мере роста сооружения бронзовые элементы крепились на железном и каменном каркасе. Для того, чтобы можно было добраться до верхних отметок, вокруг строящегося Колосса была сооружена земляная насыпь, по окончании работ ликвидированная. Когда строительство было завершено, высота Колосса достигала 33 м. Когда же он упал, по свидетельству Плиния, "лишь несколько человек, взявшись за руки, смогли охватить его большой палец".
Мы мало знаем о том, каким на самом деле был Колосс. Современные ученые более осторожны в предположениях и выводах, чем древние художники. Но даже уже несуществующее Чудо Света вдохновило французского скульптора Августа Бартольди на новое Чудо - статую Свободы.
Из всех Семи Чудес Древнего мира лишь одно имело практическое значение в дополнение к архитектурным достоинствам - Александрийский Маяк. Остров Фарос близ Александрии был связан с сушей дамбой, образующей две городские гавани. Из соображений безопасности судоходства и особенностей береговой линии строительство маяка было совершенно необходимо. Состратус, современник Евклида, работал над чертежами сооружения, но детальные расчеты для основного строительства и вспомогательных построек выполнялись в Александрийской библиотеке.
Многие века Александрийский Маяк (иногда его называют Фаросским) огнем, зажженным ночью, или отражением солнечного света в дневное время указывал вход в гавань. Его изображение чеканилось на греческих и римских монетах точно так же, как известные памятники изображаются на деньгах в наши дни.
В 956 г. н. э. в Александрии случилось землетрясение, которое повредило сам маяк. В 1303 и 1323 гг. два сильных землетрясения нанесли еще более существенный вред постройке. Когда известный арабский путешественник Ибн Батута в 1349г. посетил Александрию, он не смог ни подняться на верхнюю площадку, ни даже войти в разрушенное здание. Последняя глава этой истории была дописана в 1480г. египетским султаном, который решил усилить оборону Александрии. На развалинах маяка он построил форт, используя обломки каменных блоков и мрамора.
Александрийский Маяк исчез с лица земли последним из шести Чудес Света. Поэтому о нем сохранились относительно полные сведения. Древние источники, в частности труды Страбона и Плиния Старшего, в подробностях повествуют о величественной, облицованной белым мрамором башне. Рассказывают и о необыкновенном зеркале.Есть легенда, что с его помощью подожгли вражеский корабль, приблизившийся к берегу. В 1166г. арабский паломник Абу-Хаггад Аль-Андалусси посетил маяк. Он оставил точные описания, по которым в наше время ученые воссоздали Чудо.
Высота нижней, четырехгранной части маяка, имевшей цилиндрическую сердцевину, была 55,9 м, средней, восьмигранной, - 27,45 м и верхней, цилиндрической, - 7,30 м. Общая высота, включая фундамент, составляла 117 м. Цилиндрическая сердцевина использовалась при подаче вверх топлива, необходимого для поддержания огня. На верхней площадке для отражения света Солнца или зажженного внутри башни огня было установлено упомянутое зеркало. Увенчивала сооружение статуя Посейдона. Хотя Маяк и не дожил до наших дней, он оказал влияние на развитие этого направления архитектуры во всем Средиземноморье, в частности в Испании. И в лингвистике он сыграл свою роль: во французском, испанском и итальянском языках слово "фарос" означает "маяк".
Любовь ГАВРИЛЮК
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 1997 год в рубрике новости