Псевдоэкологи и плотины в США

В Северной Америке в связи с продвижением Соединенных Штатов на Запад и прокладкой железных дорог на глазах всего лишь одного поколения произошли большие перемены. Были распаханы и исчезли прерии, истреблены стада бизонов и хищные звери, возникали и исчезали города золотоискателей и рудокопов.

Вот почему, хотя красоту природы первыми оценили в начале прошлого столетия европейские романтики, стремление сохранить для грядущих поколений нетронутыми замечательные природные ландшафты раньше прочих проявили жители и руководители США. Многое в этом отношении сделал Теодор Рузвельт, президент США с 1901 по 1909 г. Однако Рузвельт выступал за разумное пользование природными ресурсами и самозваных защитников природы не признавал. Например, когда для водоснабжения Сан-Франциско потребовалось строительство плотины на реке Туоломин (территория первого национального парка Иосемити, Калифорния, основанного в 1864 г.), мнения разделились. Президент высказался за плотину, которая по сей день служит городу. В дальнейшем учреждение национальных парков и строительство плотин шло параллельно, конфликтов не возникало. За первые две трети этого столетия в США было построено 800 больших плотин. Значение их в развитии экономики страны неоценимо.

Экология изучает взаимоотношения живых организмов в природе. Будучи в конце ХIХ - начале ХХ века лишь разделом ботаники либо зоологии, в 20-х годах она становится наукой вполне самостоятельной. Появляется понятие об экосистемах. Ученые установили, что если изъять из системы какой-нибудь организм, то нарушается ее внутреннее равновесие, система скудеет. А влияние деятельности человека на экосистемы именно такими изъятиями и отличается. Человек стоит вне и как бы выше экосистем. О влиянии на них плотин и водохранилищ никто пока особенно не беспокоился.

В конце 60-х - начале 70-х люди осознали, что их на свете становится слишком много, природными же ресурсами они пользуются неразумно, загрязняя, иногда до крайности, воздух, воды и почву. Появляется понятие об окружающей среде, которая должна охраняться. Человек поневоле включается в общую экосистему как один из составляющих ее живых организмов. В США издается целый ряд соответствующих законов (и расцветает заведующая их применением бюрократия). Крупная промышленность и общественные корпорации от этих законов по возможности увертываются, но на гидростроительство они обрушились всей своей массой.

Теперь в США при обсуждении и оценке гидротехнического проекта требуется принимать во внимание его влияние на окружающую среду не в меньшей степени, чем пользу, которую плотина по своему назначению должна принести. Эра больших плотин заканчивается. Говорят, что в стране больше нет подходящих створов. Но это не совсем так. Есть и другая причина: затруднения при получении одобрения проекта постройки плотины, ГЭС или ГАЭС настолько велики, что частная компания теперь вряд ли на такое предприятие решится.

Во имя экологии против плотин выдвигаются иногда самые невероятные аргументы, от совершенно бессмысленных до сугубо корыстных. Например, когда вследствие сложившихся исключительно неблагоприятных метеоусловий в Аризоне, Нью-Мексико и Техасе были большие наводнения, нашлись люди, которые обвиняли в этом плотины, тогда как именно плотины задержали хотя бы часть катастрофических паводков. В другом случае плотины обвинялись в загрязнении водотока, который на деле загрязнялся муниципальными, промышленными и сельскохозяйственными стоками, без попусков же из водохранилищ в межень превратился бы в сточную канаву.

Вот пример с водоснабжением Нью-Йорка, где воду можно пить прямо из крана. Поступает она в город из водохранилищ, образованных плотинами, что расположены севернее по отрогам возвышенностей Катскилл. Для того чтобы обеспечить себе снабжение чистой водой и в будущем, город решил купить у государства и сделать заповедными 80000 га покрытых лесами земель, расположенных на водоразделе, с которого стекают питающие водохранилища ручьи. Против продажи этих земель Нью-Йорку восстали местные выборные власти, которые утверждают, что незастройка указанных территорий не будет способствовать желаемому развитию округа и расширению базы местных налогов. Если продажа земель городу не состоится и водораздел начнет застраиваться, то резко ухудшится качество воды, поступающей с этого водораздела. Придет в негодность вся существующая система плотин, водохранилищ и водоподачи. Тогда Нью-Йорку останется только брать воду из Гудзона. Для того чтобы этой водой можно было пользоваться, придется построить огромную фильтрующую станцию, которая обойдется не в миллионы, а в миллиарды долларов.

В России издавна существуют замечательные природные заповедники, где трудятся экологи - настоящие ученые, чья работа, к сожалению, мало известна широкой публике и не оценена по заслугам. Теперь, как и в США, в России появились еще и самозваные ревнители природы, поборники экологии без диплома. Против загрязнения воздуха выбросами из труб предприятий тяжелой промышленности и ТЭС, вод - промышленными, городскими и сельхозстоками они ничего поделать не могут, оставляя эти явления просто без внимания. Зато, как и в США, они обрушились на гидростроительство и не желают, как и там, понять, что за исключением солнечных и ветровых установок, возможности коих весьма ограничены, а стоимость почти недоступна, ГЭС являются единственным источником энергии, не загрязняющим окружающей среды.

А. А. ДАНИЛЕВСКИЙ, профессор


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 1997 год в рубрике вода

©1995-2024 Строительство и недвижимость