Орша отмечает свое 930-летие

Орша - скромная ровесница Минска, город, который вместе со столицей в этом году отмечает свое 930-летие. Впервые "Рша" упоминается в "Повести минувших лет" под 1067 год как место, где славный полоцкий князь Всеслав Чародей, "перееха в ладьи через Днепр" для переговоров, был вероломно захвачен в плен киевским князем Изяславом. Так началась летописная история города. Возникнув на пути "из варягов в греки", на протяжении своей многовековой истории Орша всегда была узлом водных и сухопутных, а поздней и железнодорожных путей, что придавало ей важное торгово-экономическое и военно-стратегическое значение. Кто шел сюда с добром, кто с бедою... Но и после многократных, частых разрушительных войн город всегда быстро возрождался, продолжал жить и развиваться.

Уже в XII веке в Орше, одном из крупнейших городов Полоцкого княжества, было 5 тысяч жителей - количество населения весьма значительное по тому времени. Планировочно город в соответствии с рельефом и водной структурой местности формировался из укрепленного детинца, возникшего на месте более древнего городища, расположенного на мысу при впадении речки Оршицы в Днепр, и двух напольных посадов - Наднепровского и Заоршинья. Ровное возвышенное плато исторического ядра города, ограниченное крутыми откосами, дополнительно было укреплено деревянными стенами и отделялось от торгово-ремесленных посадов водяным рвом, прокопанным между Днепром и Оршицей. В XIV веке, во времена правления великого князя Ольгерда, старый ров был частично закопан, а параллельно ему прорыт новый ров, существующий ныне. Близкая к треугольнику территория древнего замчища, заключенная в водное кольцо.

На карте города XVI века осталось довольно схематичное изображение укреплений оршанского замка, расшифровать которое помогает его инвентарь 1560 года. В это время Орша была "коронным", то есть государственным городом. В замке находилась резиденция короля, включавшая ряд парадных зал, сеней, комор, а также пекарню, пивницу, кухню, конюшни и прочее. Кроме того, на территории замка находились церковь, 11 домов шляхты и 17 домов мещан. В северной части замка стоял "млын на реце на Орши, добре вробленый". Почти на том же месте в 1902 году построен каменный водяной млын, в котором сейчас работает музей этнографии, а рядом со старым деревянным мостом сооружен каменный арочный мост в одном стиле с декоративной нарядной архитектурой млына.

Укрепления оршанского замка состояли из стен по периметру территории и пяти башен. Среди них размерами и фортификационными качествами выделялась западная башня с проездными воротами-брамой, перед которыми через Оршицу на цепях перебрасывался подъемный мост - "узвод деревянный". На этой же башне находился "звон велики", предупреждавший город об опасности. На всех башнях стояли пушки, направленные в разные стороны, а при слиянии водяного рва с Днепром существовал "тайник деревянный" для обеспечения во время осады питьевою водой. Внутри замка горожане, шляхта и крестьяне замковой волости имели клети "на свое схованье часу патрэбы".

В "Списке городов русских ближних и дальних" XVI века отмечено: "Рша - город камен". Однако инвентарь замка 1560 года и археологические раскопки свидетельствуют, что в то время замковые укрепления были частично каменными, а частично деревянными. Только после 1620 года он был целиком возведен в камне: "камень дич до зубцов". И замок и посады неоднократно страдали от сильных пожаров и военных действий. Горожане были обязаны заниматься строительством и ремонтом укреплений, а также охраной замка. В 1594 году король Сигизмунд III Ваза приказал оршанцам деревянные "бланки на стене замковой оправлять и знову заробити, кгды опадуть". Даже на фоне общего высокого экономического развития города строительные ремесла имели особое значение. Орша славилась своими "цеслями" - плотниками и столярами-резчиками, "цанинниками" - мастерами по производству цветных поливных изразцов: "кафлей" для печей и украшения зданий, а также производством качественной местной извести - "вапны", в связи с чем оршанцев долгое время называли "вапенниками". Для массового изготовления местного строительного материала на окраинах Орши действовали 4 кирпичных завода.

С начала XVII века чрезвычайно драматичной и напряженной стала социальная жизнь Орши, которая здесь, как и повсеместно в феодальную эпоху, была одета в "религиозные одежды". До этого времени в городе существовали только православные церкви: кроме той, что на замчище, издавна известна Ильинская церковь в Заднепровье, которая, по преданию, основана еще в XV столетии. Каменная церковь на этом месте была сооружена только в 1880 году в псевдорусском стиле, и, к сожалению, это единственный из многих памятник культовой архитектуры, сохранившийся в городе на сегодняшний день, которому удалось пройти через испытания межконфессийной розни и атеистического варварства, особенно свирепствовавшего в Орше в 1930-х и 1960-х годах.

Первый католический храм появился в Орше в 1604 году. Это был деревянный костел ордена иезуитов, основанный здесь канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой. После заключения в 1596 году церковной Брестской унии обострилось сопротивление ее насаждению в традиционно православном Приднепровском регионе. Движение в защиту православия возглавил подкаморий мстиславский Богдан Стеткевич, основавший в 1623 году под Оршей Богоявленский мужской монастырь, на 2 км ниже по течению Днепра при впадении в него речки Кутеинки, которой в настоящее время уже нет. Однако от нее пошло название не только монастыря, но и созданной при нем знаменитой типографии, сыгравшей большую роль в развитии белорусской культуры. В 1656 году во время оккупации края войсками русского царя Алексея Михайловича Кутеинскую типографию вывезли в Иверский монастырь под Новгородом, а затем в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой. В середине XVII века в Россию только из Кутеинского монастыря было вывезено книг и типографского оборудования на 30 тысяч золотых рублей. В начале русско-польской войны 1654-1667 гг. здесь проживало 200 человек братии, а в конце XVII века - около 60. Вместе с монахами в Россию добровольно или насильно было переселено множество крестьян и ремесленников, которые привнесли туда новые виды ремесел и технологий, такие, например, как производство полихромных изразцов, объемную сквозную резьбу по дереву - "белорусскую резь", художественное литье металла.

Рисунок Д. Струкова, направленного Синодом русской православной церкви в 1863 году для изучения и фиксации православных древностей "Северо-Западного края", дает представление об архитектурном ансамбле Богоявленского монастыря, основой которого являлся грандиозный деревянный собор, сооруженный в 1623-1635 годах. Огромные размеры и строгая ясность четырехсрубной пятиглавой композиции придавали храму величие и художественную выразительность. Интерьер собора в 1639 году был почти сплошь расписан местным монахом. Живописный цикл включал 38 многофигурных композиций на библейские и евангельские сюжеты. Кроме собора, в комплекс монастыря входили каменная Святодуховская церковь, двухэтажный жилой корпус, которые частично сохранились, и деревянная звонница. При археологических раскопках на территории монастыря выявлено большое количество многоцветных изразцов для печей и фасадов зданий, а также горн для обжига черепицы.

Тем же Богданом Стеткевичем в Кутеинской слободе в 1631 году основан женский Успенский монастырь, соборный храм которого сначала был деревянным и вскоре сгорел. На его месте до 1655 года существовал каменный Успенский собор, величественная центрическая композиция которого имитировала в кирпиче формы местного деревянного зодчества. Рисунок Д. Струкова свидетельствует, что в ансамбль Успенского монастыря входило еще несколько деревянных церквей, жилых и хозяйственных построек. За прошедшее столетие от обоих кутеинских монастырей почти ничего не осталось.

В 1642 году на северной окраине Орши того времени, на левом берегу Оршицы, униатским митрополитом Антонием Селявою основан женский монастырь базилианок, здания которого первоначально были деревянными. Из архитектурной истории Орши очевидно, что православные и униатские монастырские комплексы ставились за пределами города, на открытой местности. При их строительстве наряду с кирпичом широко использовался более дешевый и менее долговечный местный материал - дерево. В то же время каменные ансамбли католических монастырей возводились в самом центре города, формировали его планировочную структуру, высотные доминанты и силуэт застройки, целостность архитектурно-художественного образа, что отражало прокатолическую государственную идеологическую политику.

Сразу за рвом, напротив оршанского королевского замка, в 1690 году началось строительство каменных костела и коллегиума иезуитов, которое шло, однако, чрезвычайно медленно. Михайловский костел освятили только в 1768 году, а вскоре после восстания 1831 года его уже разрушили. По обмерным чертежам того времени храм предоставлял собою трехнефную крестовую базилику со сдержанным ордерным декором. Известно, что интерьер украшали барочные алтари, выполненные в технике "стукко". Светлый коридор соединял костел с двумя монастырскими зданиями. К левому крылу трансепта примыкало длинное одноэтажное здание, в котором размещались 5-классное училище для детей дворянского происхождения и общежитие на 10 человек. Строительство двухэтажного Г-образного здания коллегиума завершилось только в 1803 году. Здесь находились кельи монахов, библиотека, трапезная, кухня, подсобные помещения - все перекрытые так называемыми иезуитскими сводами. Фасад коллегиума, обращенный к костелу, завершала башня с часами, бившими каждую четверть часа; противоположный фасад украшал фигурный двухъярусный фронтон. Оба эти здания до 1989 года использовались под тюрьму. На городскую площадь ранее выходило одноэтажное здание аптеки с лабораторией. Между ним и коллегиумом размещался довольно большой плодовый и ботанический сад с лекарственными растениями.

Противоположную сторону площади занимал самый крупный в городе монастырский комплекс тринитариев, окруженный каменной стеной с барочными воротами, выходившими на Могилевскую улицу. Величественный Троицкий костел, построенный в стиле барокко после 1714 года, также закрыли в 1831 году, а вскоре реконструировали под православный собор, вид которого запечатлен на фотоснимках начала XX века. В первые годы советской власти храм переоборудовали под аэроклуб. Во вторую мировую войну здание было значительно повреждено, а после войны окончательно разрушено. Двухэтажное Г-образное монастырское здание, где в XIX веке размещалось православное духовное училище, теперь используется под городской архив и коммунальное жилье.

На восток от иезуитского коллегиума располагался женский монастырь мариавиток, а на запад от тринитарского - монастырь бернардинцев. Здесь же в Наднепровьи, немного дальше на север, существовал монастырский комплекс миссионеров.

На правом берегу Оршицы, в Заоршинье, как показывают археологические исследования, культурный пласт XII-XVII веков имеет мощность 1,2 м, что свидетельствует о давней и плотной заселенности этой территории. Здесь планировочным ядром также была площадь с торговыми рядами, вокруг которой группировались ансамбли доминиканского и францисканского монастырей. Доминиканский костел св. Иосифа, основанный в 1649 году, сначала был деревянным, а в кирпиче был отстроен только в 1809 году. После восстания 1863 года были разобраны две башни на главном фасаде. В 1960-х годах храм был "реконструирован" под Дом культуры, а семь лет назад возвращен католической общине.

До середины 1970-х годов рядом с доминиканским костелом на противоположной стороне улицы находился францисканский костел св. Антония, основанный в 1680 году и отстроенный в кирпиче в начале XVIII века. Этот памятник архитектуры был снесен при расширении улицы. Неподалеку от него находилась православная соборная церковь Рождества Богородицы, сооруженная в 1691 году в стиле барокко и отстроенная заново около 1781 года. В середине 1950-х годов был уничтожен последний фрагмент этого комплекса - монастырский корпус со звонницей, выходивший фасадом на Советскую улицу, ранее называвшуюся Шкловской, а позднее Вокзальной. В 1987 году при прокладке трубопровода на месте церкви были выявлены фрагменты стен и фундаментов, поливные изразцы, многочисленные древние захоронения.

Особенно трагичным является факт уничтожения соборной церкви Покровского мужского базилианского монастыря, который находился также в Заоршинье, на северной окраине посада. Храм был возведен в кирпиче в 1758-1774 гг. на средства оршанского старосты Иосифа Ленковского при содействии полоцкого униатского митрополита Флориана Гребницкого. Это был один из лучших образцов архитектуры виленского барокко в витебском регионе. Тектонически храм представлял собой трехнефную базилику с планом в верхнем сечении в виде попарно равноконечного креста и двухбашенным нартексом. Наличие на средокрестии светового барабана с фигурным барочным куполом, дополнительно поделенного поясом люкарн, подчеркивало центричность крестовой композиции храма. Архитектурный ансамбль собора и двухэтажного монастырского корпуса в 1920-е годы находился под охраной государства, здесь работал местный краеведческий музей. Оставленный после войны без верхов и крыши, Покровский собор в 1960-х годах был варварски разрушен.

По архивным данным, в конце XVIII века в Орше было 6 каменных костелов, 2 церкви, 5 двухэтажных и 2 одноэтажных монастырских здания, а также ряд деревянных культовых построек. Очевидно, что феодальная Орша по количеству памятников монументального сакрального зодчества не только не уступала Минску, но даже превосходила его. Пепел уничтоженных памятников культуры должен стучать в сердце каждого мыслящего человека, тем более их создателей - архитекторов.

Тамара ГАБРУСЬ, кандидат архитектуры


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость