Современные отделочные материалы при реконструкции исторических памятников.
Современные отделочные материалы и изделия могут использоваться не только при строительстве обычных рядовых объектов, но и при реконструкции исторических памятников. Подтверждением этому может служить история восстановления и модернизации готического собора Святой Марии в немецком городе Фюрстенвальде.
Восстановление собора Святой Марии стало для архитекторов и проектировщиков сложной задачей. Во-первых, при реконструкции объектов, представляющих большую архитектурную и историческую ценность, к проекту и его исполнению всегда предъявляются повышенные требования. В данном случае задача, стоящая перед реставраторами, усложнилась еще и за счет того, что здание собора должно было быть приспособлено для выполнения новых дополнительных функций.
Собор Святой Марии, по праву считающийся одним из наиболее интересных памятников готической архитектуры в городе, во время второй мировой войны был почти полностью разрушен. 85% конструкций здания было уничтожено. Согласно новой градостроительной концепции, принятой в 1985 году, собор должен был быть восстановлен и превращен в Общественный центр земли Вестфалия. По замыслу проектировщиков, это преобразование планировалось полностью завершить в конце 1995 года.
По распоряжению департамента по культовому строительству Берлина и Брандербурга берлинский архитектор Хорст Гебель разработал проект реконструкции собора. Для проведения восстановительных работ были привлечены лучшие строительные фирмы, а возведение купола собора Святой Марии было поручено самым высококвалифицированным специалистам. В принципе, реализация такого проекта не являлась чем-то необычным для города. Из большого количества церквей, построенных в Фюрстенвальде в средние века, некоторые уже были реконструированы с изменением основного профиля и органично вписались в общую сеть культурных и общественных центров города.
Поскольку проект восстановления собора Святой Марии предполагал внесение изменений в функциональное использование объекта, при реконструкции были использованы современные строительные и отделочные материалы.
Особенно ярко эта тенденция отразилась на оформлении интерьера здания. Так, главная лестница, соединяющая разные уровни многоэтажного Общественного центра, была выполнена с использованием металлических ограждений, изготовленных фирмой "Poppe & Potthof GmbH & Co.". С помощью таких же изделий были выполнены специальные ограждения, защищающие витражи собора.
Учитывая стилистические особенности объекта, производители металлических ограждений предложили именно те варианты своих изделий, которые по своему дизайну соответствовали "историческому характеру" реконструкции и прекрасно вписались в общую оформительскую идею проекта. Художественная концепция изготовления изделий, предусматривающая "индивидуальность" каждого отдельного элемента и обращение к ясным и логически завершенным формам и линиям, пришлась здесь как нельзя более кстати.
При проведении реконструкционных работ также были возведены разрушенные колонны, арки и своды собора. Для восстановления этих элементов также были использованы современные материалы и изделия - кирпич, бетон, штукатурка, металлическая арматура и т. д. Правда, использование современных материалов не особенно афишировалось. Так, например, железобетонные перекрытия боковых помещений центра были замаскированы подвесными потолками с деревянной обшивкой.
Результаты реконструкции собора Святой Марии удовлетворили всех - заказчиков проекта, специалистов и просто жителей города: теперь они гордятся своим Общественным центром.
Александра ПОНОМАРЕВА
Восстановление собора Святой Марии стало для архитекторов и проектировщиков сложной задачей. Во-первых, при реконструкции объектов, представляющих большую архитектурную и историческую ценность, к проекту и его исполнению всегда предъявляются повышенные требования. В данном случае задача, стоящая перед реставраторами, усложнилась еще и за счет того, что здание собора должно было быть приспособлено для выполнения новых дополнительных функций.
Собор Святой Марии, по праву считающийся одним из наиболее интересных памятников готической архитектуры в городе, во время второй мировой войны был почти полностью разрушен. 85% конструкций здания было уничтожено. Согласно новой градостроительной концепции, принятой в 1985 году, собор должен был быть восстановлен и превращен в Общественный центр земли Вестфалия. По замыслу проектировщиков, это преобразование планировалось полностью завершить в конце 1995 года.
По распоряжению департамента по культовому строительству Берлина и Брандербурга берлинский архитектор Хорст Гебель разработал проект реконструкции собора. Для проведения восстановительных работ были привлечены лучшие строительные фирмы, а возведение купола собора Святой Марии было поручено самым высококвалифицированным специалистам. В принципе, реализация такого проекта не являлась чем-то необычным для города. Из большого количества церквей, построенных в Фюрстенвальде в средние века, некоторые уже были реконструированы с изменением основного профиля и органично вписались в общую сеть культурных и общественных центров города.
Поскольку проект восстановления собора Святой Марии предполагал внесение изменений в функциональное использование объекта, при реконструкции были использованы современные строительные и отделочные материалы.
Особенно ярко эта тенденция отразилась на оформлении интерьера здания. Так, главная лестница, соединяющая разные уровни многоэтажного Общественного центра, была выполнена с использованием металлических ограждений, изготовленных фирмой "Poppe & Potthof GmbH & Co.". С помощью таких же изделий были выполнены специальные ограждения, защищающие витражи собора.
Учитывая стилистические особенности объекта, производители металлических ограждений предложили именно те варианты своих изделий, которые по своему дизайну соответствовали "историческому характеру" реконструкции и прекрасно вписались в общую оформительскую идею проекта. Художественная концепция изготовления изделий, предусматривающая "индивидуальность" каждого отдельного элемента и обращение к ясным и логически завершенным формам и линиям, пришлась здесь как нельзя более кстати.
При проведении реконструкционных работ также были возведены разрушенные колонны, арки и своды собора. Для восстановления этих элементов также были использованы современные материалы и изделия - кирпич, бетон, штукатурка, металлическая арматура и т. д. Правда, использование современных материалов не особенно афишировалось. Так, например, железобетонные перекрытия боковых помещений центра были замаскированы подвесными потолками с деревянной обшивкой.
Результаты реконструкции собора Святой Марии удовлетворили всех - заказчиков проекта, специалистов и просто жителей города: теперь они гордятся своим Общественным центром.
Александра ПОНОМАРЕВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 26 за 1997 год в рубрике материалы и технолгии