Компьютерная визуализация ARMADO восстановливает старинные росписи
Давным-давно, примерно 1800 лет назад, на территории современного Перу стоял храм, построенный народом моче еще до прихода инков. Потолок храма был покрыт великолепными полихромными росписями, от которых к нашему времени осталось 5000 фрагментов, самый большой из которых не больше кулака, а самый маленький - с ноготок. Как собрать такую головоломку, если к тому же тысячи и тысячи фрагментов утеряны?
На помощь археологам пришла новая технология компьютерной визуализации под названием ARMADO, что в переводе с испанского означает "собираю". Автор разработки - доктор Алан Кельвин из исследовательского центра имени Томаса Дж. Уотсона, принадлежащего компании IBM. Новая технология помогает провести "виртуальную реставрацию" тогда, когда, как в данном случае, от памятника истории уцелели только отдельные фрагменты. Вместе с Кельвином над программой работали специалисты из перуанского отделения компании IBM и Перуанского католического университета. В основе ARMADO лежит пакет IBM Visualisation Data Explorer. Изображения разрозненных фрагментов группируются исходя из их цвета, формы и текстуры, а затем программа составляет их в единое целое.
Идея реконструкции потолочных росписей древнего храма принадлежит перуанскому банкиру доктору Гильеремо Визе, известному также своей благотворительной деятельностью. Банкир, возглавляющий Перуанский фонд имени Аугусто Н. Визе, прекрасно понимал, что вручную собрать крошечные осколки фресок практически невозможно. В октябре 1995 года было подписано соглашение между Перуанским отделением IBM, Перуанским католическим университетом и Фондом имени Аугусто Н.Визе о совместной разработке компьютерных программ для археологов.
С 1990 года Фонд имени Аугусто Визе проводил раскопки археологического комплекса "Эль Брухо" на перуанском побережье, где стояли три церемониальных храма таинственно исчезнувшего в восьмом веке нашей эры народа моче. Эти храмы, которые предположительно были центром религиозной жизни исчезнувшего народа, должны были дать ключ к пониманию древней истории страны. Появление программы ARMADO невероятно облегчило труд археологов. Уцелевшие фрагменты фресок были настолько хрупки, что их нельзя было перемещать. Поэтому их изображения были записаны в цифровом виде прямо на месте раскопок с помощью обычного цветного сканера. Работа по воссозданию разрушенных росписей проводилась при участии группы археологов в Католическом университете с помощью программы ARMADO на базе рабочей станции IBM RS/6000. С помощью мощного компьютера фрагменты группировались по нескольким признакам. Основными критериями для отбора фрагментов были: цвет (художники народа моче использовали девять основных цветов); возможная интерпретация фрагментов как принадлежащих к той или иной детали росписи (например, лиса, краб, змея, корона, лицо...); текстура поверхности (поверхность каждого осколка определялась как гладкая, шероховатая либо и то и другое в одном фрагменте); наличие нескольких слоев краски (что говорило о том, что в этом месте росписи обновлялись); отпечатки основы (каждый кусочек росписи имеет с обратной стороны несколько параллельных бороздок - отпечаток тростниковых прутьев, из которых был сделан потолок храма).
При работе с графическим интерфейсом ARMADO компьютер получал задание типа "найти все фрагменты с шероховатой поверхностью, с несколькими слоями краски, содержащие красный, синий и черный цвета, а также все детали изображения лисы". В процессе работы критерии отбора фрагментов могут уточняться и изменяться.
К настоящему времени удалось полностью восстановить шесть фигур росписей. Как ожидается, основная часть работ по реконструкции росписей будет завершена через три месяца, в середине сентября. Сочетание классической археологии и компьютерной технологии будущего дало нам возможность лучше понять культуру древнего народа моче, - отметил доктор Кельвин. - Более того, с помощью новой технологии можно будет реставрировать многие исторические памятники.
Галина ЛЕВИТАН
На помощь археологам пришла новая технология компьютерной визуализации под названием ARMADO, что в переводе с испанского означает "собираю". Автор разработки - доктор Алан Кельвин из исследовательского центра имени Томаса Дж. Уотсона, принадлежащего компании IBM. Новая технология помогает провести "виртуальную реставрацию" тогда, когда, как в данном случае, от памятника истории уцелели только отдельные фрагменты. Вместе с Кельвином над программой работали специалисты из перуанского отделения компании IBM и Перуанского католического университета. В основе ARMADO лежит пакет IBM Visualisation Data Explorer. Изображения разрозненных фрагментов группируются исходя из их цвета, формы и текстуры, а затем программа составляет их в единое целое.
Идея реконструкции потолочных росписей древнего храма принадлежит перуанскому банкиру доктору Гильеремо Визе, известному также своей благотворительной деятельностью. Банкир, возглавляющий Перуанский фонд имени Аугусто Н. Визе, прекрасно понимал, что вручную собрать крошечные осколки фресок практически невозможно. В октябре 1995 года было подписано соглашение между Перуанским отделением IBM, Перуанским католическим университетом и Фондом имени Аугусто Н.Визе о совместной разработке компьютерных программ для археологов.
С 1990 года Фонд имени Аугусто Визе проводил раскопки археологического комплекса "Эль Брухо" на перуанском побережье, где стояли три церемониальных храма таинственно исчезнувшего в восьмом веке нашей эры народа моче. Эти храмы, которые предположительно были центром религиозной жизни исчезнувшего народа, должны были дать ключ к пониманию древней истории страны. Появление программы ARMADO невероятно облегчило труд археологов. Уцелевшие фрагменты фресок были настолько хрупки, что их нельзя было перемещать. Поэтому их изображения были записаны в цифровом виде прямо на месте раскопок с помощью обычного цветного сканера. Работа по воссозданию разрушенных росписей проводилась при участии группы археологов в Католическом университете с помощью программы ARMADO на базе рабочей станции IBM RS/6000. С помощью мощного компьютера фрагменты группировались по нескольким признакам. Основными критериями для отбора фрагментов были: цвет (художники народа моче использовали девять основных цветов); возможная интерпретация фрагментов как принадлежащих к той или иной детали росписи (например, лиса, краб, змея, корона, лицо...); текстура поверхности (поверхность каждого осколка определялась как гладкая, шероховатая либо и то и другое в одном фрагменте); наличие нескольких слоев краски (что говорило о том, что в этом месте росписи обновлялись); отпечатки основы (каждый кусочек росписи имеет с обратной стороны несколько параллельных бороздок - отпечаток тростниковых прутьев, из которых был сделан потолок храма).
При работе с графическим интерфейсом ARMADO компьютер получал задание типа "найти все фрагменты с шероховатой поверхностью, с несколькими слоями краски, содержащие красный, синий и черный цвета, а также все детали изображения лисы". В процессе работы критерии отбора фрагментов могут уточняться и изменяться.
К настоящему времени удалось полностью восстановить шесть фигур росписей. Как ожидается, основная часть работ по реконструкции росписей будет завершена через три месяца, в середине сентября. Сочетание классической археологии и компьютерной технологии будущего дало нам возможность лучше понять культуру древнего народа моче, - отметил доктор Кельвин. - Более того, с помощью новой технологии можно будет реставрировать многие исторические памятники.
Галина ЛЕВИТАН
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 1997 год в рубрике технологии