Этот новый старый Минск
О чем можно говорить в канун такого важного для всех события - 930-летия Минска? Разумеется, о нашем чудесном городе, его истории, архитектуре, традициях. Любоваться постриженными деревьями и свежевыкрашенными фасадами домов (любопытно было бы знать, кто распоряжался выбором цветового решения), гулять по улицам, только что закатанным асфальтом, и гордиться родным городом. Поводов для гордости, к счастью, предостаточно. Один из них - солидный даже по европейским меркам возраст Минска - известен всем. Но что мы знаем о своем городе, кроме даты основания и нескольких исторических фактов? К сожалению, совсем немного. По-моему, приближающийся праздник, посвященный 930-летию белорусской столицы, отличный повод для разговора об архитектуре Минска, в частности о Верхнем городе. Наш сегодняшний собеседник - заместитель председателя Мингорсовета Белорусского общество охраны памятников Владимир Николаевич Денисов.
- Скажите, пожалуйста, насколько ценным памятником архитектуры и градостроительства является минский Верхний город? Может ли он соперничать с историческими центрами других городов Беларуси и Европы?
- Верхний город Минска представляет собой уникальное явление. Это комплексный памятник истории, археологии, градостроительства и архитектуры XVI-начала XX века. Здесь сохранились не только отдельные монументальные памятники, но и целые кварталы старинной застройки.
Наибольшую ценность представляет часть Верхнего города, расположенная к северо-востку от площади Свободы. Здесь находится квартал, ограниченный улицами Герцена, Торговой, Интернациональной и Энгельса, который целиком сохранил аутентичную застройку и планировочную структуру. Причем планировка практически не менялась со второй половины XVI века. Этот квартал еще в XVI столетии был поделен на частные земельные участки, конфигурация и размеры которых впоследствии обусловливали принципы застройки квартала вплоть до ХХ века.
Верхний город, прежде всего ансамбль Высокого рынка (современная площадь Свободы), сохранял свой исторический облик до начала второй мировой войны. Это был оригинальный памятник урбанистики XVI-XIX веков. И несмотря на многочисленные послевоенные утраты, здесь сохранилась подлинная застройка тех времен: памятники монументальной архитектуры XVII-XVIII веков, а также гражданская жилая застройка XVIII-XIX веков.
- Владимир Николаевич, скажите, были ли в застройке Минска какие-то специфические, свойственные только ему черты, особенности?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории Минска, заглянуть поглубже. Дело в том, что Минск был городом традиционным, в определенном смысле провинциальным. Минск конца XVIII-XIX века сохранил средневековые традиции строительного искусства. Минский цех зодчих веками использовал одни и те же приемы, которые передавались от мастера к ученику. В конце XVIII столетия в Беларусь пришел новый стиль - классицизм, в соответствии с требованиями которого было построено множество объектов.
Однако нужно учесть, что в те времена проектирование велось иначе, чем сейчас. Тогда архитектор разрабатывал план и фасад здания, строительство же объекта, а значит, выбор конструкции и строительных приемов, находилось в компетенции других специалистов. Благодаря такому положению дел в Минске зародилось интересное явление: главный фасад здания представлял собой явный пример классицизма, а конструкции были выполнены в соответствии со средневековыми традициями. Цокольные этажи выкладывались из огромных валунов, поверхность которых шлифовалась, в швы между валунами закладывали мелкие камушки. Традиции такого типа кладки сохранились до середины ХХ века, хотя истоки ее нужно искать в средневековье.
Встречается среди конструкций зданий Верхнего города и "прусская кладка" - фахверки. Это очень интересное явление, вообще не характерное для классицизма. Еще один пример дани средневековым традициям - открытые неоштукатуренные балки перекрытия в интерьере.
И уж совсем уникальное явление - росписи интерьеров зданий на рубеже XVIII-XIX веков. Части этих росписей были найдены в доме № 4 по улице Герцена. Самый крупный фрагмент росписей в доме № 2 на углу ул. Герцена и Музыкального переулка удалось чудом спасти в 1994 году. Причем уничтожение живописи удалось приостановить буквально в последний момент, так как по разработанной документации памятник подлежал практически полному сносу. На втором этаже здания находился большой парадный зал, стены которого были расписаны архитектоническим декором, представляющим собой опоясывавшую зал систему колоннад.
Таким образом, достигалось оптическое увеличение размеров зала. Примеры применения этого приема - росписи в Будславском и Гольшанском костелах.
- Показывая туристам Минск, минчане, как правило, "оставляют на десерт" Троицкое предместье, заранее предугадывая восхищенную реакцию приезжих. Что Вы как специалист думаете о тех работах, которые сейчас ведутся в Верхнем городе?
- По сути это была не реставрация, а реконструкция, порой переходящая в откровенный новострой. Проектирование в начале 1980-х годов было начато без общей концепции. Все постройки раздали конкретным заказчикам. Различные проектные организации начали проектировать каждое здание по отдельности. Реставраторам была поручена только разработка фасадов, все остальные проектные и строительные работы производились без привлечения специалистов в области реставрации. Проекты реконструкции (поскольку реставрацией это назвать нельзя) зачастую предполагали полную замену внутренних конструкций, а то и снос всего здания.
Первым уничтоженным в рамках реконструкции Верхнего города объектом стал дом Ваньковича, бывший единственной сохранившейся деревянной городской усадьбой XVIII века. Конструкции ее были в хорошем состоянии, сохранились и деревянные стены и старинная планировочная структура. И вот было разработано проектное предложение, согласно которому этот памятник полностью разбирался, а впоследствии восстанавливался, но уже не из дерева, а из силикатных блоков.
Ни на одном объекте не были использованы реставрационные методики усиления кладки, консервации деревянных конструкций. Проводились обычные общестроительные работы. Деревянные перекрытия заменялись на железобетонные, перебивались оконные проемы, надстраивались новые этажи.
- Получается, то, что мы считаем подлинными примерами старинной архитектуры Минска, таковым по сути не является. Это всего лишь подделка под старину. Остались ли в Минске нетронутые объекты гражданской архитектуры прошлых столетий, полностью сохранившие свой первоначальный облик, планировку, конструкции?
- Из аутентичных гражданских построек Верхнего города остался только один - дом № 31 по ул. Интернациональной, где раньше находилась библиотека им. Пушкина. Это старинная усадьба конца XVIII века, построенная по проекту первого губернского архитектора Минска Федора Крамера, один из первых памятников классицизма в Минске. В доме № 31 сохранилась стропильная система XVIII века, сделанная без единого металлического гвоздя. В то время крышу сначала собирали на земле.
Пока каменщики возводили стены, плотники собирали конструкцию крыши по заданным размерам. Внизу это было делать удобнее, а, кроме того, сроки строительства заметно укорачивались. После того как вся конструкция была готова, ее разбирали, предварительно пометив каждый элемент соответствующими знаками-засечками.
Затем конструкцию поднимали на готовые стены и там собирали снова. На конструктивных элементах стропильной системы в доме № 31 по ул. Интернациональной еще можно увидеть монтажные знаки XVIII века. Сохранились также деревянная винтовая лестница конца XVIII столетия, кафельные печи XIX века, декоративный паркет, первоначальные деревянные полы, каменные своды.
В ближайшее время планируется начало работ по реконструкции этого памятника архитектуры. Судя по той проектно-сметной документации, по которой планируется вести работы, памятник постигнет та же участь, что и другие памятники Верхнего города.
- Но ведь дом № 31 по ул. Интернациональной был далеко не единственным памятником гражданской архитектуры эпохи классицизма. Что случилось с остальными зданиями?
- Дом № 25 по ул. Интернациональной - здание столь же ценное - был разрушен до основания, от дома № 21/3 на углу ул. Интернациональной и Энгельса (так называемого дома Манюшки) сохранились только подлинные фрагменты фасадных стен. Полностью уничтожены дома № 2а и 6а по ул. Герцена, а на их месте ведется строительство нового комплекса, не имеющего ничего общего с прежними памятниками архитектуры. Кроме того, сейчас полностью уничтожены булыжные мостовые XVIII-XIX веков, которые прекрасно сохранились на основных улицах Верхнего города вплоть до начала реконструкции.
- Что сейчас происходит в Верхнем городе? Реставрация? Реконструкция? Новострой?
- Наиболее ценная часть Верхнего города передана акционерному обществу "Старый Менск", главная цель которого - извлечь максимальную выгоду, используя историческую значимость этой части Минска. Нужна дополнительная площадь, которую можно сдать в аренду: достраиваются новые этажи, устраиваются мансарды, причем в тех зданиях, которые никогда их не имели. Мансарды вообще не имеют ничего общего с исторической минской архитектурой. То, что происходит в Верхнем городе, - худший вариант Троицкого предместья.
Специалисты из Белорусского общества охраны памятников пытаются приостановить разрушение ценных образцов архитектуры, привлечь внимание властей и общественности к этой проблеме. На сегодняшний день - практически безрезультатно.
Надежда ЛОБАНОВА
- Скажите, пожалуйста, насколько ценным памятником архитектуры и градостроительства является минский Верхний город? Может ли он соперничать с историческими центрами других городов Беларуси и Европы?
- Верхний город Минска представляет собой уникальное явление. Это комплексный памятник истории, археологии, градостроительства и архитектуры XVI-начала XX века. Здесь сохранились не только отдельные монументальные памятники, но и целые кварталы старинной застройки.
Наибольшую ценность представляет часть Верхнего города, расположенная к северо-востку от площади Свободы. Здесь находится квартал, ограниченный улицами Герцена, Торговой, Интернациональной и Энгельса, который целиком сохранил аутентичную застройку и планировочную структуру. Причем планировка практически не менялась со второй половины XVI века. Этот квартал еще в XVI столетии был поделен на частные земельные участки, конфигурация и размеры которых впоследствии обусловливали принципы застройки квартала вплоть до ХХ века.
Верхний город, прежде всего ансамбль Высокого рынка (современная площадь Свободы), сохранял свой исторический облик до начала второй мировой войны. Это был оригинальный памятник урбанистики XVI-XIX веков. И несмотря на многочисленные послевоенные утраты, здесь сохранилась подлинная застройка тех времен: памятники монументальной архитектуры XVII-XVIII веков, а также гражданская жилая застройка XVIII-XIX веков.
- Владимир Николаевич, скажите, были ли в застройке Минска какие-то специфические, свойственные только ему черты, особенности?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории Минска, заглянуть поглубже. Дело в том, что Минск был городом традиционным, в определенном смысле провинциальным. Минск конца XVIII-XIX века сохранил средневековые традиции строительного искусства. Минский цех зодчих веками использовал одни и те же приемы, которые передавались от мастера к ученику. В конце XVIII столетия в Беларусь пришел новый стиль - классицизм, в соответствии с требованиями которого было построено множество объектов.
Однако нужно учесть, что в те времена проектирование велось иначе, чем сейчас. Тогда архитектор разрабатывал план и фасад здания, строительство же объекта, а значит, выбор конструкции и строительных приемов, находилось в компетенции других специалистов. Благодаря такому положению дел в Минске зародилось интересное явление: главный фасад здания представлял собой явный пример классицизма, а конструкции были выполнены в соответствии со средневековыми традициями. Цокольные этажи выкладывались из огромных валунов, поверхность которых шлифовалась, в швы между валунами закладывали мелкие камушки. Традиции такого типа кладки сохранились до середины ХХ века, хотя истоки ее нужно искать в средневековье.
Встречается среди конструкций зданий Верхнего города и "прусская кладка" - фахверки. Это очень интересное явление, вообще не характерное для классицизма. Еще один пример дани средневековым традициям - открытые неоштукатуренные балки перекрытия в интерьере.
И уж совсем уникальное явление - росписи интерьеров зданий на рубеже XVIII-XIX веков. Части этих росписей были найдены в доме № 4 по улице Герцена. Самый крупный фрагмент росписей в доме № 2 на углу ул. Герцена и Музыкального переулка удалось чудом спасти в 1994 году. Причем уничтожение живописи удалось приостановить буквально в последний момент, так как по разработанной документации памятник подлежал практически полному сносу. На втором этаже здания находился большой парадный зал, стены которого были расписаны архитектоническим декором, представляющим собой опоясывавшую зал систему колоннад.
Таким образом, достигалось оптическое увеличение размеров зала. Примеры применения этого приема - росписи в Будславском и Гольшанском костелах.
- Показывая туристам Минск, минчане, как правило, "оставляют на десерт" Троицкое предместье, заранее предугадывая восхищенную реакцию приезжих. Что Вы как специалист думаете о тех работах, которые сейчас ведутся в Верхнем городе?
- По сути это была не реставрация, а реконструкция, порой переходящая в откровенный новострой. Проектирование в начале 1980-х годов было начато без общей концепции. Все постройки раздали конкретным заказчикам. Различные проектные организации начали проектировать каждое здание по отдельности. Реставраторам была поручена только разработка фасадов, все остальные проектные и строительные работы производились без привлечения специалистов в области реставрации. Проекты реконструкции (поскольку реставрацией это назвать нельзя) зачастую предполагали полную замену внутренних конструкций, а то и снос всего здания.
Первым уничтоженным в рамках реконструкции Верхнего города объектом стал дом Ваньковича, бывший единственной сохранившейся деревянной городской усадьбой XVIII века. Конструкции ее были в хорошем состоянии, сохранились и деревянные стены и старинная планировочная структура. И вот было разработано проектное предложение, согласно которому этот памятник полностью разбирался, а впоследствии восстанавливался, но уже не из дерева, а из силикатных блоков.
Ни на одном объекте не были использованы реставрационные методики усиления кладки, консервации деревянных конструкций. Проводились обычные общестроительные работы. Деревянные перекрытия заменялись на железобетонные, перебивались оконные проемы, надстраивались новые этажи.
- Получается, то, что мы считаем подлинными примерами старинной архитектуры Минска, таковым по сути не является. Это всего лишь подделка под старину. Остались ли в Минске нетронутые объекты гражданской архитектуры прошлых столетий, полностью сохранившие свой первоначальный облик, планировку, конструкции?
- Из аутентичных гражданских построек Верхнего города остался только один - дом № 31 по ул. Интернациональной, где раньше находилась библиотека им. Пушкина. Это старинная усадьба конца XVIII века, построенная по проекту первого губернского архитектора Минска Федора Крамера, один из первых памятников классицизма в Минске. В доме № 31 сохранилась стропильная система XVIII века, сделанная без единого металлического гвоздя. В то время крышу сначала собирали на земле.
Пока каменщики возводили стены, плотники собирали конструкцию крыши по заданным размерам. Внизу это было делать удобнее, а, кроме того, сроки строительства заметно укорачивались. После того как вся конструкция была готова, ее разбирали, предварительно пометив каждый элемент соответствующими знаками-засечками.
Затем конструкцию поднимали на готовые стены и там собирали снова. На конструктивных элементах стропильной системы в доме № 31 по ул. Интернациональной еще можно увидеть монтажные знаки XVIII века. Сохранились также деревянная винтовая лестница конца XVIII столетия, кафельные печи XIX века, декоративный паркет, первоначальные деревянные полы, каменные своды.
В ближайшее время планируется начало работ по реконструкции этого памятника архитектуры. Судя по той проектно-сметной документации, по которой планируется вести работы, памятник постигнет та же участь, что и другие памятники Верхнего города.
- Но ведь дом № 31 по ул. Интернациональной был далеко не единственным памятником гражданской архитектуры эпохи классицизма. Что случилось с остальными зданиями?
- Дом № 25 по ул. Интернациональной - здание столь же ценное - был разрушен до основания, от дома № 21/3 на углу ул. Интернациональной и Энгельса (так называемого дома Манюшки) сохранились только подлинные фрагменты фасадных стен. Полностью уничтожены дома № 2а и 6а по ул. Герцена, а на их месте ведется строительство нового комплекса, не имеющего ничего общего с прежними памятниками архитектуры. Кроме того, сейчас полностью уничтожены булыжные мостовые XVIII-XIX веков, которые прекрасно сохранились на основных улицах Верхнего города вплоть до начала реконструкции.
- Что сейчас происходит в Верхнем городе? Реставрация? Реконструкция? Новострой?
- Наиболее ценная часть Верхнего города передана акционерному обществу "Старый Менск", главная цель которого - извлечь максимальную выгоду, используя историческую значимость этой части Минска. Нужна дополнительная площадь, которую можно сдать в аренду: достраиваются новые этажи, устраиваются мансарды, причем в тех зданиях, которые никогда их не имели. Мансарды вообще не имеют ничего общего с исторической минской архитектурой. То, что происходит в Верхнем городе, - худший вариант Троицкого предместья.
Специалисты из Белорусского общества охраны памятников пытаются приостановить разрушение ценных образцов архитектуры, привлечь внимание властей и общественности к этой проблеме. На сегодняшний день - практически безрезультатно.
Надежда ЛОБАНОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 25 за 1997 год в рубрике архитектура