Российский рынок геодезической техники

Фирма Геосервисприбор осуществляет маркетинговые исследования российского потребительского рынка, начиная с 1992 года. В обзорах фирмы дается практическая оценка сложившейся экономической ситуации, рассматриваются вопросы ценовой стратегии и тактики, сегментации рынка по группам потребителей, сообщается информация о существующих и перспективных планах на российском рынке, а также об освоении рынка ведущими зарубежными фирмами геодезического приборостроения.

В январе 1997 года мы завершили очередные исследования российского рынка, которые показали, что бодрые сообщения об увеличении осенью 1996 года объемов сбыта геодезической техники постепенно оправдываются. Однако пока трудно судить, что это на самом деле: устойчивая тенденция или чисто сезонный конъюнктурный всплеск. Так, в целом 1996 год оказался очень непростым для бизнеса, сбыта, развития и др. Безусловно, на маркетинговые решения фирм оказали сильное влияние события, происходившие в политической жизни России летом 1996 года. В июне-июле сбыт приборов оказался практически на нулевой отметке. Например, если в декабре 1995 года из каждых 100% выписанных счетов организациями-потребителями оплачивались 60-70 % этих счетов, то в апреле 1996 года 100% выписанных счетов оплачивались 20%, в мае, июне - 10%. Причем многие фирмы, которые регулярно закупали геодезическую технику, заняли выжидательную позицию и мотивировали это тем, что если к власти придет другой президент, то может начаться экспроприация частной собственности, поэтому пока нет смысла покупать какую-то геодезическую технику, и в первую очередь дорогостоящую.

Ближе к осени 1996 года началось оживление на российском рынке, хотя в самый разгар полевых работ приборы раскупались вяло, уже по тем причинам, что геодезисты - основные пропагандисты новой техники в организациях - были полностью заняты на этих работах. В целом, итоги 1996 года и начало 1997 года ознаменовались тем, что мы так и не смогли достигнуть объемов сбыта на уровне января 1996 года. Так, если в январе 1996 года из каждых 100% выписанных счетов организациями оплачивались 60% счетов, то в январе 1997 года оплачивались в среднем 50-55% счетов. То есть налицо уменьшение объемов сбыта геодезической техники на 13-15%. Некоторые фирмы почему-то увязывают снижение покупательского спроса с уменьшением потенциальной емкости российского рынка. Отметим, что по оценкам специалистов фирмы "Геосервисприбор", потенциальная емкость российского рынка составляет 8 млн долларов США. При этом на долю зарубежных фирм геодезического приборостроения уже сейчас приходится чуть больше 1 млн долларов. Поэтому увязывать снижение спроса с уменьшением емкости рынка, по-видимому, не следует.

Но вернемся к отечественным потребителям: многие из частных организаций на вопрос о том, почему они стали меньше закупать геодезической техники, отвечают примерно так: "В связи с изменением рыночной ситуации мы должны привести в соответствие размеры нашей организации с объемами нашего бизнеса, т.е. провести сокращение численности". У государственных предприятий мотивации примерно такие: наша деятельность зависит от госбюджетных ассигнований, и теперь, когда объемы госфинансирования резко сократились, нет ничего удивительного в создавшейся ситуации. А договорные работы, к сожалению, погоды не делают. Поэтому госорганизации связывают увеличение своей покупательной способности со структурными изменениями, обновлением номенклатуры решаемых задач и пр.

Селективная обработка российского рынка дала анализ приоритетных регионов сбыта геодезической продукции. Совместные предприятия (особенно в строительной области), количество которых, например в Москве и Подмосковье, приближается к цифре 250) могли бы войти в категорию крупных потребителей, но они 90% своей геодезической техники ввозят из-за рубежа. Мы им объясняем, что они в этом случае проигрывают, поскольку в России действуют специальные сниженные цены, например фирмы СОККИЯ. Но пока положение не меняется. Преимущество Московского региона, который по площади не меньше иного государства, очевидно. В целом доли рынка геодезической техники европейской и азиатской частей России примерно одинаковы: в европейской части организаций-потребителей много, но объемы закупаемой ими геодезической техники сравнимы с объемами азиатской части России, где потребителей мало, но это очень крупные потребители.

Анализ сбыта геодезической техники по отраслям говорит, что наибольшим спросом геодезическая техника пользуется в строительстве. Здесь необходимы лазерные уровни, электронные угломеры, дешевые и легкие безотражательные дальномеры, нивелиры с вращающейся лазерной плоскостью, уклономеры. Однако требования строителей в полной мере пока не реализованы из-за несоответствия характеристик приборов ценам на эти приборы. Пока строительные организации ограничиваются закупками дешевых нивелиров, теодолитов, рулеток, реек.

Эксперты фирмы Геосервисприбор сделали следующие выводы: наибольший оборот и сумму для покрытия расходов дают оптические нивелиры, производимые в России и на Украине , и, следовательно, они наиболее рентабельны с учетом расходов на рекламу. Однако постоянно ухудшающееся качество нивелиров стран СНГ приводит к постепенной потере рынка. Освободившаяся рыночная ниша заполняется зарубежными приборами, и в первую очередь нивелирами фирмы СОККИЯ, которые отличаются высокой надежностью, рассчитаны на длительную эксплуатацию и имеют достаточно приемлемую цену для потребителя. Например, самая популярная в России модель нивелира С4 фирмы СОККИЯ массой 900 граммов, погрешностью 2,5 мм на 1 км двойного хода и стоимостью $320 имеет шанс стать первой моделью совместного производства в России. Объемы сбыта этой модели уже сейчас составляют около 100 штук в месяц. В настоящее время фирма Геосервисприбор прорабатывает вопрос о создании совместного производства нивелира С4 с заинтересованными российскими предприятиями.

Отметим, что объемы продаж оптических теодолитов (имеются в виду только теодолиты отечественного производства серии 3Т и только для внутреннего рынка) уменьшились по сравнению с 1995 годом с 18% до 12% (это теодолиты 2" и 3") и с 12% до 10% (малые оптические теодолиты типа 2Т3ОП и 4Т3ОП). Зарубежные оптические теодолиты в этом секторе российского рынка не являются сколько-нибудь заметными конкурентами вследствие чрезмерной разницы в ценах. Например, в настоящее время цена отечественного теодолита серии 3Т колеблется в пределах $350, а цена зарубежного теодолита, например японского фирмы "СОККИЯ", зашкаливает за $1750. То есть нет нужды везти в Россию зарубежные оптические теодолиты. Нам могут возразить, что иногда зарубежные оптические теодолиты покупают для того, чтобы использовать зарубежные дальномерные насадки. Но здесь мог бы пригодиться опыт нашей фирмы Геосервисприбор, которая совместно с фирмой "СОККИЯ" спроектировала специальный адаптер для японского дальномера REDmini для установки на отечественные теодолиты серии 3Т. Такая комбинация дала возможность фирме "СОККИЯ" резко увеличить сбыт дальномеров REDmini3 в России. При этом малая масса (всего 520 граммов), высокий уровень автоматизации измерений и доступная цена делают этот дальномер весьма популярным среди российских потребителей. Практика показывает, что дальномеры Redmini работают в России, например в Роскомкадастрсъемке, более 12-15 лет и до сих пор безотказны в работе.

Самый дорогой сектор российского рынка геодезической техники представлен широкой гаммой отечественных и зарубежных электронных тахеометров (тотальных станций). Зарубежные тахеометры отличаются высоким качеством сборки, надежностью, долговечностью, высоким уровнем сервиса. Поэтому не случайно японская фирма СОККИЯ выиграла тендер, который провел российский Комитет по земельной реформе, и сегодня 31 суперсовременный электронный тахеометр POWER SET 3000 будет работать на российских просторах. Генеральным поставщиком тахеометров POWER SET для Роскомзема является фирма "Геосервисприбор". В целом стоимость тотальных станций чрезвычайно высока. Например, первое совместное производство в России электронного тахеометра фирмы Лейка и Уральского оптико-механического завода дало российскому рынку модель ТС 600 за 12 тыс. долларов США, поэтому крупные закупки тотальных станций - дело будущего. Но, как уже отмечалось потенциальная емкость российского рынка - 8 млн долларов США, т.е. желание их приобретения у российских организаций есть. К нам постоянно приходят и знакомятся с устройством тотальных станций специалисты различных организаций. Дело только в наличии денег.

Наш обзор будет не полным, если не коснуться вопросов обеспечения рейками и рулетками. На российском рынке все большей популярностью пользуются облегченные телескопические металлические нивелирные рейки длиной 3, 4 и 5 метров, предлагаемые фирмами СОККИЯ (Япония) и НЕДО (Германия). Если учесть, что заводская цена российской деревянной трехметровой рейки составляет сегодня $36, а цена, например, японской телескопической рейки составляет $39, то можно представить себе, какие рейки будут раскупаться в первую очередь для строительных работ. Очевидно, найдут хороший сбыт и зарубежные металлические рулетки длиной 20, 30 и 50 метров фирмы СОККИЯ с особо стойким покрытием, так как единственное российское предприятие по производству эмалевых рулеток пока не функционирует.

Анализ российского потребительского рынка геодезической техники за 1996 год позволяет сделать следующие выводы:

1. Сбыт геодезической техники по сравнению с 1995 годом уменьшился на 13-15%. И хотя российские производители научились либо приспосабливаться к сезонным колебаниям политико-экономической конъюнктуры либо вообще перестали обращать на них внимание, можно отметить крайнюю вялость динамики сбыта за несколько последних месяцев. Все это говорит о том, что динамика сбыта, производства и цен отечественных и зарубежных геодезических приборов, представленных в России, пока не приобрела четкий циклический рисунок, характерный для более или менее зрелого рыночного хозяйства. Впрочем, отдельные фирмы склонны увязывать снижение сбыта с определенным насыщением российского рынка, уменьшением его потенциальной емкости. И хотя, например, японские производители, говоря о том, что прелесть жизни в ее разнообразии, подразумевают необходимость предельно широкой номенклатуры выпускаемых приборов, создание этакого модного приборного имиджа, денег у наших потребителей от "тенденции на рынке" больше не становится. Налицо фактор: российский рынок очень емкий, но безденежный.

2. Отечественное геодезическое приборостроение структурный переход к рынку не закончило, поэтому постепенно сдает ниши российского рынка. Зарубежные фирмы, напротив, весьма успешно решают задачи по завоеванию практически всех секторов рынка благодаря четкому распределению функций предлагаемых ими типов геодезических приборов. Например, понятие "дорогие приборы" для зарубежных фирм понятие относительное, так как привлекательность конкретных приборов для разных категорий потребителей может обеспечиваться разными средствами. Удобство и комфорт в работе напрямую зависят от денег, вложенных покупателем. При этом дополнительную помощь в деле привлечения потребителей (помимо качества, надежности) стал все больше оказывать общий имидж.

3. Инфляционные ожидания экономики удерживают высокие цены на выпускаемую продукцию. С другой стороны, искусственное стимулирование спроса (за счет специальных цен для российского рынка) дает зарубежным производителям уникальную возможность уничтожить отечественную промышленность. Как следствие - полный захват (в перспективе) российского рынка зарубежными фирмами, создание совместных предприятий, нацеленных на выпуск зарубежных конструкций и др.

Поэтому государство должно перейти к жесткой финансово-административной поддержке ключевых отраслей: авиации, электроники, приборостроения и др. На это время придется поступиться быстрой окупаемостью. Иных путей в мировой экономике нет.

Александр ЗОТИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 1997 год в рубрике техника

©1995-2024 Строительство и недвижимость