Небоскребы в Беларуси? Нет ничего невозможного

Лет эдак двадцать назад Америка представлялась жителю скромной Беларуси, а в особенности ее молодому жителю, страной грез. Казалось, что именно там сконцентрированы все блага человечества: рок-н-ролл, кока-кола, жевательная резинка, джинсы и, конечно же, небоскребы. Интеллектуалы добавляли к этому списку американскую литературу, джаз и джин с тоником. Каждый попадающий к нам крошечный кусочек Америки, будь то новая пластинка или "штатовская" зажигалка, воспринимался как маленькое чудо.

Но времена меняются. Сегодня уже никого не удивишь джинсовой курткой и прочими атрибутами американского образа жизни. В Беларуси появились спортивные машины, сложная бытовая техника и различные компьютерные "игрушки", а уж о жевательной резинке и говорить не приходится. И только небоскребы по-прежнему остаются символами далекой Америки, потому как, чего-чего, а небоскребов у нас нет. Пока.

Дело в том, что тема небоскребов уже давно будоражит умы белорусских архитекторов. Собственно говоря, чем мы хуже американцев? Как-никак Беларусь претендует на роль центра Европы. А представить себе центр Европы без небоскребов, согласитесь, трудно.

Если же говорить серьезно, то одной из важных проблем, возникших в процессе застройки столицы Беларуси, является отсутствие высотных доминант. Особенно это характерно для центра города.

Те здания, которые исполняли данную функцию в прежние годы, постепенно утратили свое господствующее положение в связи с повышением этажности нового строительства. Поэтому уже сегодня окончательно сформировалась потребность в создании высотной доминанты, которая объединит объемно-пространственную композицию застройки центра Минска. Строительство одного или нескольких небоскребов - пример цивилизованного подхода к решению проблемы.

Помимо премуществ градостроительного характера, у небоскребов есть и другие достоинства: они отлично подходят для престижных офисов и даже жилья, занимая небольшую территорию, способны вместить весьма значительные площади и, наконец, позволяют формировать выразительные архитектурные ансамбли.

Исходя из вышеописанных доводов, можно предположить, что строительство небоскребов в Минске имеет определенные перспективы.

Не так давно в Градостроительном совете было рассмотрено и одобрено проектное предложение творческой мастерской Александра Гречина "Комплекс зданий по проспекту Дзержинского в Минске", в основу которого положена идея строительства двух небоскребов в районе, прилегающем к ядру центра города.

В состав комплекса должны войти торгово-экспозиционный центр, два высотных здания универсального назначения - небоскребы высотой около 140 метров, шумозащитный жилой дом, вытянутый вдоль предусмотренной генеральным пла-ном грузовой автомагистрали, а также универсальное здание социально-бытового назначения и еще один жилой дом. Все здания оборудованы подземными двух-, трехуровневыми автостоянками, что позволит решить такую наболевшую проблему, как временное и постоянное хранение личных автомобилей. Общая площадь территории, на которой предполагается разместить комплекс, относительно невелика - 5,8 гектаров.

Разумеется, основной акцент всей композиции - это два дома-башни, каждый из которых состоит из 40 надземных и нес-кольких подземных этажей. Именно эти небоскребы должны стать высотными доминантами Минска, видимыми с любой точки города. Здания могут быть приспособлены под различные функции: здесь можно разместить престижные офисы с раскрывающейся из окон великолепной панорамой или жилье повышенного уровня комфорта.

Общая площадь подземной части составит более 28 000 м2. Размеры зданий в осях - 27х27 метров, а что касается формы плана, то она может быть различной: круглой, квадратной, восьмиугольной. В подземных этажах здания предусмотрена автостоянка на 80 машино-мест.

Непосредственно перед высотными зданиями находится торгово-экспозиционный центр - вытянутый в плане трехэтажный корпус с входным блоком эллиптической формы. Центр предназначен для проведения различных выставок, ярмарок, торговых мероприятий.

Интересен шумозащитный жилой дом, фактически ограждающий этот небольшой квартал от железной дороги и грузовой автомагистрали, про-кладка которой планируется в будущем. Проектом предусмотрены меры по шумозащите: архитектурно-планировочные (на внешнюю сторону дома, обращенную к магистрали, выходят лестницы, лифтовые шахты, коридоры, санузлы, кухни; все жилые помещения ориентированы внутрь двора) и конструктивные, т. е. всевозможные устройства и приспособления, позволяющие снизить уровень шума, проникающего внутрь дома. Дом имеет большую протяженность и состоит из 12 секций.

При разработке проектного предложения этого жилого дома много внимания было уделено такой проблеме, как традиционная непривлекательность первого и последнего этажей в глазах потенциальных жильцов. Чтобы избежать подобного отношения, авторы проекта постарались превратить недостатки в достоинства. Например, жилье первого этажа решено в виде двухуровневых квартир коттеджного типа. Жильцы каждого такого коттеджа будут иметь отдельный вход со двора, что само по себе является немалым преимуществом.

Последний этаж, обычно также непопулярный среди жителей, превращен в комфортабельные квартиры в двух уровнях. Общая площадь надземной двенадцатиэтажной части составляет 43 000 м2.

Еще один жилой дом, входящий в состав комплекса, замыкает территорию квартала, образуя визуально замкнутое внутреннее пространство. Два первых этажа можно использовать как общественные помещения, а остальные десять предназначены для жилья. В подземной зоне расположены коммуникационно-распределительная система и автостоянка на 220 мест. Для временного хранения легковых автомобилей предназначены открытые автостоянки на 100 машино-мест, размещенные вдоль жилых домов, а также возле торгово-экспозиционного центра и высотных зданий.

И, наконец, последняя часть комплекса по проспекту Дзержинского - универсальное здание социально-бытового назначения, предназначенное для обслуживания населения квартала, расчетная численность которого достигает 2 тысяч человек.

В здании предусмотрены многофункциональный зал, помещения коммунально-бытового обслуживания и административные помещения.

Торгово-экспозиционный центр и универсальное здание социально-бытового назначения соединены мощным стеклянным перекрытием, которое композиционно увязывает отдельные элементы комплекса в единое целое.

Проект комплекса зданий по проспекту Дзержинского в Минске прошел первичные согласования, определена очередность строительства. В первую очередь планируется строить торгово-экспозиционный центр и, конечно же, высотные 40-этажные здания. И даже заказчики, кажется, найдутся. Так что же, даешь первые минские небоскребы?!

Конечно, тягаться с Америкой нам пока еще трудно. Но представьте, до чего здорово будет вскарабкаться на крышу самого что ни на есть настоящего небоскреба и, глядя на отражение догорающего закатного солнца в окнах соседних домов, наконец-то почувствовать себя дома - в стране грез.

Надежда ЛОБАНОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 1997 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость