Мусоровозы на базе автомобилей ГАЗ-53 и КамАЗ
Рост жилищного фонда и как следствие территорий городов вызывает увеличение объема уборочных работ, количества вывозимых твердых бытовых отходов, транспортных перевозок и связанных с этим затрат, заставляет искать новые пути решения проблем уборки городов с использованием современных достижений науки и техники и передового опыта. При этом перед работниками жилищно-коммунального хозяйства ставятся задачи совершенствования не только методов и организационных форм санитарной очистки домовладений, но и машин, механизмов и оборудования, применяемых для этих целей.
Использование в республике серийно выпускаемых мусоровозов на базе автомобилей ГАЗ-53 и КамАЗ (53М, КО-413, КО-416) позволяет охватить системой плановой санитарной очистки только 80% городского населения. В большинстве неохваченными остаются жители небольших городов с населением до 100 тыс. человек, где преобладает частный жилой фонд. Главной причиной неполного охвата санитарной уборкой городского населения является простая нехватка серийно выпускаемых мусоровозов. Этих машин не хватает для вывоза ТБО, не говоря уже о крупногабаритных и пищевых отходах, которые вывозятся на обычных бортовых автомобилях и самосвалах. Сейчас в республике на 100 тыс. городского населения приходится около 15 мусоровозов, что явно недостаточно. Нехватка усугубляется тем, что у более 20% специальных машин закончился амортизационный срок, и они требуют замены. Замена же изношенных и приобретение новых мусоровозов или запчастей к ним осложняется тем, что все серийно выпускаемые мусоровозы изготавливаются не в РБ, а в других странах СНГ.
С другой стороны, среднее расстояние вывоза ТБО на свалки в городах с населением до 100 тыс. человек составляет от 3 до 10 км, что вызывает нерациональное использование машин, базирующихся на высокоскоростных автомобилях. В качестве выхода из создавшегося положения АНПО Жилкоммунтехника предложило наладить выпуск мусоровозов, имеющих эксплуатационные характеристики серийно выпускаемых, но базирующихся на изготавливаемых в республике тракторе Беларусь МТЗ-80(82) и шасси прицепа ПСЕ-12,5Б. В 1995 г. специалистами объединения были разработаны комплекты рабочей документации, а в 1996 г. осиповичский завод Коммаш изготовил 2 опытных образца мусоровоза на базе тракторов Беларусь МТЗ-80(82).
Обе машины предназначены для загрузки ТБО, уплотнения их и транспортирования с последующей механизированной выгрузкой в местах обезвреживания и утилизации. Мусоровозы рассчитаны на применение в производственных объединениях ЖКХ Минжилкомхоза РБ в городах с населением до 100 тыс. человек.
Кузов мусоровоза с боковой загрузкой, снабженный верхним и задним люками, устанавливается на смонтированный на раме шасси надрамник. Внутри кузов оборудован подпрессовочной плитой, снаружи - манипулятором и аутригером. Кузов мусоровоза с торцевой загрузкой устанавливается непосредственно на раму шасси перед бункером. Подпрессовочная плита находится в верхней части бункера, задний люк которого cнабжен приемным устройством. Кузов состоит из 2 отсеков, один из которых предназначен для транспортирования крупногабаритных твердых бытовых отходов, другой - для инструмента.
Емкость приемного устройства бункера мусоровоза - 0,4 м3, количество перевозимых ТБО - 2600 кг. Все остальные параметры совпадают с аналогичными для мусоровоза с боковой загрузкой. Все рабочие движения узлов обоих мусоровозов гидрофицированы. И тот, и другой обслуживаются одним человеком - водителем трактора.
Конструктивная схема созданных мусоровозов имеет еще одно преимущество: при отсутстви фронта работ всегда можно, отцепив трактор, использовать его по любому другому назначению. С серийным мусоровозом на базе автомобиля этот номер не проходит. Использование в качестве базового транспортного шасси трактора Беларусь МТЗ-80(82) позволит сэкономить дефицитное бензиновое топливо и повысить рентабельность сбора и вывоза ТБО на небольшие расстояния.
Сергей КУНАШКЕВИЧ
Использование в республике серийно выпускаемых мусоровозов на базе автомобилей ГАЗ-53 и КамАЗ (53М, КО-413, КО-416) позволяет охватить системой плановой санитарной очистки только 80% городского населения. В большинстве неохваченными остаются жители небольших городов с населением до 100 тыс. человек, где преобладает частный жилой фонд. Главной причиной неполного охвата санитарной уборкой городского населения является простая нехватка серийно выпускаемых мусоровозов. Этих машин не хватает для вывоза ТБО, не говоря уже о крупногабаритных и пищевых отходах, которые вывозятся на обычных бортовых автомобилях и самосвалах. Сейчас в республике на 100 тыс. городского населения приходится около 15 мусоровозов, что явно недостаточно. Нехватка усугубляется тем, что у более 20% специальных машин закончился амортизационный срок, и они требуют замены. Замена же изношенных и приобретение новых мусоровозов или запчастей к ним осложняется тем, что все серийно выпускаемые мусоровозы изготавливаются не в РБ, а в других странах СНГ.
С другой стороны, среднее расстояние вывоза ТБО на свалки в городах с населением до 100 тыс. человек составляет от 3 до 10 км, что вызывает нерациональное использование машин, базирующихся на высокоскоростных автомобилях. В качестве выхода из создавшегося положения АНПО Жилкоммунтехника предложило наладить выпуск мусоровозов, имеющих эксплуатационные характеристики серийно выпускаемых, но базирующихся на изготавливаемых в республике тракторе Беларусь МТЗ-80(82) и шасси прицепа ПСЕ-12,5Б. В 1995 г. специалистами объединения были разработаны комплекты рабочей документации, а в 1996 г. осиповичский завод Коммаш изготовил 2 опытных образца мусоровоза на базе тракторов Беларусь МТЗ-80(82).
Обе машины предназначены для загрузки ТБО, уплотнения их и транспортирования с последующей механизированной выгрузкой в местах обезвреживания и утилизации. Мусоровозы рассчитаны на применение в производственных объединениях ЖКХ Минжилкомхоза РБ в городах с населением до 100 тыс. человек.
Кузов мусоровоза с боковой загрузкой, снабженный верхним и задним люками, устанавливается на смонтированный на раме шасси надрамник. Внутри кузов оборудован подпрессовочной плитой, снаружи - манипулятором и аутригером. Кузов мусоровоза с торцевой загрузкой устанавливается непосредственно на раму шасси перед бункером. Подпрессовочная плита находится в верхней части бункера, задний люк которого cнабжен приемным устройством. Кузов состоит из 2 отсеков, один из которых предназначен для транспортирования крупногабаритных твердых бытовых отходов, другой - для инструмента.
Емкость приемного устройства бункера мусоровоза - 0,4 м3, количество перевозимых ТБО - 2600 кг. Все остальные параметры совпадают с аналогичными для мусоровоза с боковой загрузкой. Все рабочие движения узлов обоих мусоровозов гидрофицированы. И тот, и другой обслуживаются одним человеком - водителем трактора.
Конструктивная схема созданных мусоровозов имеет еще одно преимущество: при отсутстви фронта работ всегда можно, отцепив трактор, использовать его по любому другому назначению. С серийным мусоровозом на базе автомобиля этот номер не проходит. Использование в качестве базового транспортного шасси трактора Беларусь МТЗ-80(82) позволит сэкономить дефицитное бензиновое топливо и повысить рентабельность сбора и вывоза ТБО на небольшие расстояния.
Сергей КУНАШКЕВИЧ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 1997 год в рубрике техника