Мегаполис "Супертанго" и Александр Бараш
Для большей части публики и музыкальных критиков между именами Мегаполис и Олег Нестеров можно поставить знак равенства ("говорим - партия, подразумеваем - Ленин"), однако на деле все обстоит немного сложнее. Как и в классичеких случаях - "чтобы написать песню, нужны двое" (с) Paul McCartney. В ситуации же с Мегаполисом такой второй частью является поэт Александр Бараш, который вместе с Олегом стоял у истоков Мегаполиса, а в 1989 году переехал в Иерусалим. Учитывая большую активность Олега Нестерова в течении 90-х и "нулевых" (Мегаполис, Снегири, Легкие, Ш2, роман Юбка) и "добровольное затворничество" Александра Бараша, неудивительно, что название МЕГАПОЛИС стало прочно ассоциироваться с именем ОЛЕГА НЕСТЕРОВА (и наоборот). Однако, будем объективны - без стихов Бараша столь эффектное возвращение МЕГАПОЛИСА с новым альбомом СУПЕРТАНГО вряд ли бы было возможно.
Вашему вниманию - несколько слов об Александре Бараше от Олега Нестерова, и комментарии самого Бараша об альбоме, месседже, стихах и воздействии музыки на человеческое сознание.
Об Александре Бараше
Мой большой друг когда-то придумал для Мегаполиса название – наш первый магнитоальбом был инициирован его самиздатовским поэтическим сборником "Гранитный паноптикум", где героем выступил родной город. В 1989 он сменил Москву на Иерусалим, но песни с ним мы продолжали писать все это время. Да и не только песни вместе писали – были просто рядом друг с другом, хотя и виделись нечасто. Когда стал вызревать этот альбом, все как-то уж очень у нас совпало: возраст, жизненные ощущения – и стали рождаться удивительно точные тексты. Точные для музыки, там был баланс поэзии и нужных для пения фонем. Некоторые стихи он написал в отрыве от нашего общего дела – "Мария Египетская", "Посвящение Денису Силку" и "Одиночка" вошли в его самый лучший, на мой взгляд, поэтический сборник "Средиземноморская нота".
Прочитав их когда-то в рукописи, я долгое время этими стихами болел, а "Одиночку" не мог никогда дочитать до конца без слез. Во время очередной хорватской ссылки, имея перед собой задачу написать новые песни для альбома, я наконец подобрался к этим стихам, и они зажили в музыке. Еще одно его стихотворение помогло поставить точку в альбоме, о чем я уже писал – так на свет появился "Тихий гимн".
Остальные тексты на альбоме – наш совместный копродукт, в той или иной степени: как правило, сначала с музыкой мне приходил образ, начальный куплет или припев, а потом Александр уже развивал тему, и строки превращались в текст.
Александр Бараш об альбоме:
О месседже
"Песни опыта" (у великого англ. поэта Блейка были "Песни невинности и опыта") Песни не ювенильной невротичности (чем полон мир современной культуры - вообще, культом ювенильности... как в моде - подростковыми формами женственности, а в кино - на смену герою, скажем, Юла Бриннера из "Великолепной семерки" пришел герой Ди Каприо и пр.) - а ясной мужественной зрелости, баланса между юностью и старостью. Здесь, скорее всего, дело, в наше время, не столько в возрасте, сколько во внутреннем состоянии. Когда многое пережито, многое предстоит... но главное - пережита уже как бы и сама смерть, "все и вся умерли", можно расслабиться, освободиться... И возникает какая-то свобода, легкость (типа, может быть, как у Мертвеца в фильме Джармуша).
Терапевтический эффект
Когда слушаешь эту музыку – она эмоционально помогает, "льет примирительный елей", в ней есть медитативная благодатность. - Терапевтичность. Эти песни, похоже, возникали у музыкантов как помощь себе в выживании, в преодолении тяжести жизни, превратностей... Типа "напевание " как бы внутренней молитвы, "заклятия" - и выплывание из внутренних и внешних омутов на своей же волне: душевного движения, интонации - когда, кажется, уже совсем нет сил.. - а они есть, но были заблокированы - а МУЗЫКА (в самом широком и глубоком смысле) их разблокирует... "чакры оттопыриваются" - как говорил герой "Матрицы" в переводе Гоблина. Но если это помогло тебе - может быть, поможет и другим - если зафиксируешь этот выход.
О красоте и трансгрессии
Старая фраза: "красота спасет мир". Насчет мира - не известно... но каждый из нас может ею спастись. Один из девизов Нестерова в процессе создания альбома был "Красота и простота". Простота – насколько я помню, под ней подразумевалась техника записи – это вряд ли сейчас релевантно. Красота – осталась. Если бы это не было слишком пафосно, я бы добавил: "и человечность". Есть такое хорошее понятие в философии и культурологии – трансгрессия. (об этом – например, здесь: velikanov.ru/philosophy/transgressija.asp) И вот в "Супертанго" трансгрессия, выход за пределы существовавшего, происходит не там, "где ее ждали": не через шок, внешнюю агрессию, ту или иную брутальность. А в "неловком", почти невыносимом движении к человечности. Прозрачнее всего это выражено в песне "Одиночка", но транслируется и в "Тихом гимне", и в "Супертанго", и в других песнях. Трансгрессия - в тихом утверждении красоты и антропоморфности. Это странно, это не тот вид эффектности, на который мы априори настроены, но здесь и интрига, новизна. "Супертанго" предлагает несколько перенастроить наши органы перцепции... провоцирует их стать чувствительнее.
О названии
Из названий мне больше других нравится СУПЕРТАНГО. Оно соединяет и поп-эффектность, и "жанровую" атрибуцию, и дух и атмосферу всего альбома, как бы "волшебную, продуктивную растерянность"... что-то близкое танцам суфиев - кружение... Соединение с высшим, божественным – непосредственное, не книжно-ученое, и счастье этого контакта.
В песне "Супертанго" - медитативное кружение, в сторону какой-то сущностной динамике существования. - Мы "пустеем". движемся к исчезновению.... "и по кругу, по кругу, по кругу" ... и суть в том, чтобы внутри этого кружения найти точку неподвижности...
Максим Былкин
Вашему вниманию - несколько слов об Александре Бараше от Олега Нестерова, и комментарии самого Бараша об альбоме, месседже, стихах и воздействии музыки на человеческое сознание.
Об Александре Бараше
Мой большой друг когда-то придумал для Мегаполиса название – наш первый магнитоальбом был инициирован его самиздатовским поэтическим сборником "Гранитный паноптикум", где героем выступил родной город. В 1989 он сменил Москву на Иерусалим, но песни с ним мы продолжали писать все это время. Да и не только песни вместе писали – были просто рядом друг с другом, хотя и виделись нечасто. Когда стал вызревать этот альбом, все как-то уж очень у нас совпало: возраст, жизненные ощущения – и стали рождаться удивительно точные тексты. Точные для музыки, там был баланс поэзии и нужных для пения фонем. Некоторые стихи он написал в отрыве от нашего общего дела – "Мария Египетская", "Посвящение Денису Силку" и "Одиночка" вошли в его самый лучший, на мой взгляд, поэтический сборник "Средиземноморская нота".
Прочитав их когда-то в рукописи, я долгое время этими стихами болел, а "Одиночку" не мог никогда дочитать до конца без слез. Во время очередной хорватской ссылки, имея перед собой задачу написать новые песни для альбома, я наконец подобрался к этим стихам, и они зажили в музыке. Еще одно его стихотворение помогло поставить точку в альбоме, о чем я уже писал – так на свет появился "Тихий гимн".
Остальные тексты на альбоме – наш совместный копродукт, в той или иной степени: как правило, сначала с музыкой мне приходил образ, начальный куплет или припев, а потом Александр уже развивал тему, и строки превращались в текст.
Александр Бараш об альбоме:
О месседже
"Песни опыта" (у великого англ. поэта Блейка были "Песни невинности и опыта") Песни не ювенильной невротичности (чем полон мир современной культуры - вообще, культом ювенильности... как в моде - подростковыми формами женственности, а в кино - на смену герою, скажем, Юла Бриннера из "Великолепной семерки" пришел герой Ди Каприо и пр.) - а ясной мужественной зрелости, баланса между юностью и старостью. Здесь, скорее всего, дело, в наше время, не столько в возрасте, сколько во внутреннем состоянии. Когда многое пережито, многое предстоит... но главное - пережита уже как бы и сама смерть, "все и вся умерли", можно расслабиться, освободиться... И возникает какая-то свобода, легкость (типа, может быть, как у Мертвеца в фильме Джармуша).
Терапевтический эффект
Когда слушаешь эту музыку – она эмоционально помогает, "льет примирительный елей", в ней есть медитативная благодатность. - Терапевтичность. Эти песни, похоже, возникали у музыкантов как помощь себе в выживании, в преодолении тяжести жизни, превратностей... Типа "напевание " как бы внутренней молитвы, "заклятия" - и выплывание из внутренних и внешних омутов на своей же волне: душевного движения, интонации - когда, кажется, уже совсем нет сил.. - а они есть, но были заблокированы - а МУЗЫКА (в самом широком и глубоком смысле) их разблокирует... "чакры оттопыриваются" - как говорил герой "Матрицы" в переводе Гоблина. Но если это помогло тебе - может быть, поможет и другим - если зафиксируешь этот выход.
О красоте и трансгрессии
Старая фраза: "красота спасет мир". Насчет мира - не известно... но каждый из нас может ею спастись. Один из девизов Нестерова в процессе создания альбома был "Красота и простота". Простота – насколько я помню, под ней подразумевалась техника записи – это вряд ли сейчас релевантно. Красота – осталась. Если бы это не было слишком пафосно, я бы добавил: "и человечность". Есть такое хорошее понятие в философии и культурологии – трансгрессия. (об этом – например, здесь: velikanov.ru/philosophy/transgressija.asp) И вот в "Супертанго" трансгрессия, выход за пределы существовавшего, происходит не там, "где ее ждали": не через шок, внешнюю агрессию, ту или иную брутальность. А в "неловком", почти невыносимом движении к человечности. Прозрачнее всего это выражено в песне "Одиночка", но транслируется и в "Тихом гимне", и в "Супертанго", и в других песнях. Трансгрессия - в тихом утверждении красоты и антропоморфности. Это странно, это не тот вид эффектности, на который мы априори настроены, но здесь и интрига, новизна. "Супертанго" предлагает несколько перенастроить наши органы перцепции... провоцирует их стать чувствительнее.
О названии
Из названий мне больше других нравится СУПЕРТАНГО. Оно соединяет и поп-эффектность, и "жанровую" атрибуцию, и дух и атмосферу всего альбома, как бы "волшебную, продуктивную растерянность"... что-то близкое танцам суфиев - кружение... Соединение с высшим, божественным – непосредственное, не книжно-ученое, и счастье этого контакта.
В песне "Супертанго" - медитативное кружение, в сторону какой-то сущностной динамике существования. - Мы "пустеем". движемся к исчезновению.... "и по кругу, по кругу, по кругу" ... и суть в том, чтобы внутри этого кружения найти точку неподвижности...
Максим Былкин