Сергей Ширяев: "Я не умею быть другим"
"Я не умею быть другим", - сказал он однажды и, не поддаваясь влиянию дешевых новомодных тенденций, в корне перевернул привычные представления о поп-музыке, законах шоу-бизнеса и о рождении звезд. В его репертуаре несколько десятков разнополюсных песен - от зажигательного рок-н-ролла до душераздирающих рок-баллад. "Сергей, как вам удается сочетать в одном лице настолько разные амплуа – веселого стиляги и серьезного драматического артиста?"
– Творческий человек многогранен. Сразу сделаю оговорку и объясню значение слова "творческий". Сейчас каждое юное дарование, исполнившее пару дешевых песен, считает себя творческой личностью. Но стоит заглянуть в толковый словарь, чтобы узнать, что творчество – это процесс создания художественного произведения, от слова "творить". Композитор и поэт производят художественное произведение. Исполнитель – лишь отчасти. Поэтому говоря о себе как о творческой единице, я имею в виду себя-композитора, себя-поэта и только потом себя-исполнителя. Я написал довольно много песен, которые исполняют разные артисты. Это и традиционный поп, и R'n'B и даже шансон. А себе я выбрал ту музыку, которая мне по душе. И именно ее я исполняю, вне зависимости от того, рок-н-ролл это или рок.
– А какие песни легче исполнять на концерте: лирические или рок-н-рольные?
– Любая песня требует значительной отдачи сил и энергии. Если рок-н-ролл предполагает на сцене фонтан эмоций и огромные затраты энергии физической, то лирические песни требуют больших эмоциональных затрат. Ведь для того чтобы зал поверил артисту, нужно не просто спеть, нужно прожить историю, которая рассказана в песне. Но должен сказать, что на концертах на "ура" принимают как стиляжные, так и мои сольные песни. Так уж получилось, что в стиляжной программе у нас нет лирики, а заставить слушателя двигаться под бешеный ритм полтора часа (если речь идет о клубном выступлении) довольно тяжело. Поэтому стиляжные песни-зажигалки я чередую со своими сольными песнями. Вообще считается, что зрительское внимание подчинено определенным законам. За разогревом идет точка максимального напряжения, потом спад, потом снова напряжение – и жирная финальная точка. Тогда концерт можно считать удавшимся.
– Сергей, с чем связано появление на музыкальном небосклоне группы "Стиляги"? Почему именно рок-н-ролл?
– Сегодня в музыкальной индустрии безраздельно властвуют радиостанции. Фактически именно радиостанции определяют, что будут слушать завтра, а кто останется за бортом шоу-индустрии. Я изначально не делал ставку на радиоформат, прекрасно понимая, что борьба с ветряными мельницами в современных российских реалиях ни к чему не приведет. Наверное, я один из немногих, кто не побоялся пойти против самого понятия "формат". И не пожалел об этом ни разу. Кстати должен сказать, что когда мы приезжаем в разные города, очень часто слышим свои песни по радио. На региональных радиостанциях работают ребята с хорошим музыкальным вкусом, и там всё еще формируются плей-листы на основании качества музыки. А вот с московскими радиостанциями я, увы, не смог договориться. Денег не хватило.
– Что заставило вас параллельно с деятельностью солиста и идейного вдохновителя группы "Стиляги" заняться еще и сольным творчеством?
– Желание сказать больше, чем я мог сказать творчеством группы "Стиляги". У Стиляг отличные "шипучие" песни, которые подобно алкоголю помогают на время забыть о проблемах и погрузиться в яркий фейерверк эмоций и звуков. А сольные песни – это отдельная страница моей творческой биографии. Каждая песня – целая драматическая история. К тому же я считаю, что до сольной карьеры необходимо дорасти. Со своей собственной программой нужно выходить на сцену только тогда, когда действительно есть что сказать людям.
– Вы считаете, что право стоять на сцене нужно заслужить?
– Естественно. Звездами не рождаются – звездами становятся. Это годы упорного труда: постоянное совершенствование вокальной техники, саморазвитие, ну и конечно работа над репертуаром. Чтобы песня оставила след в истории, надо приложить очень много усилий. Сейчас артистов развелось безумное множество. Профессия артиста пронизана какой-то манящей привлекательностью, из-за которой многие молодые люди мечтают о сцене. Но давайте поймем, что сцена – это не только толпы поклонников и узнаваемость на улицах. Сцена – это тяжелый и во многом неблагодарный труд, это масса разочарований и в конце концов огромный риск, ведь из ста проектов дай бог если один "поднимется".
Я убежден, что ни голос, ни музыка, ни слова не будут услышаны, если за красивой картинкой скрывается душевная пустота. Настоящий артист поет душой, и это не просто слова. Именно внутренняя красота исполнителя рождает красоту песни. А если человек пуст, то это не песня, а дешевая безделушка. В этой связи не могу не вспомнить победителя недавнего "Евровидения" из Норвегии. В одном из интервью молодой человек признался, что не читает книг и вообще не блещет эрудицией. Мне же это бросилось в глаза еще во время его выступления: душевную пустоту не скроешь. То, что победы в конкурсе "Евровидение" имеют такое же отношение к реальности, как недавние выборы – к мнению избирателей, по-моему и так очевидно.
– Сергей, вы только что буквально раскрыли секреты становления звезды, секреты популярности и успеха. Много работать, заниматься саморазвитием – и успех в кармане, не так ли?
– К сожалению, в нашей стране чтобы стать популярным, недостаточно обладать хорошими вокальными данными и артистизмом. И даже репертуар мало на что влияет. Для того, чтобы артист был признан и оценен, он должен быть как минимум услышан. То есть – нужна связующая нить между артистом и публикой. В любой стране такой связующей нитью являются радиостанции. Но только в нашей стране радиостанции устраивают фактический геноцид, то есть спланированное целенаправленное истребление артистов как класса. На моих глазах погибли десятки прекрасных проектов – с отличными героями, отличными песнями, отличными идеями, лежавшими в основе проектов. Они погибли, поскольку так и не смогли донести свое творчество до слушателей. Так погиб мой проект "Либерта". Клип Либерты и Сосо Павлиашвили "Между строк ночь" вы, наверное, видели. Если не видели, то найдите в Сети, не пожалеете. Когда я снял этот клип и принес его на наш центральный музыкальный канал, его очень высоко оценили и предложили заплатить несколько десятков тысяч евро за ротацию. К сожалению, такая же ситуация происходит и с радиостанциями. Поэтому, как печально это ни прозвучит, у российских артистов нет шансов стать звездами, если у них нет огромных денег.
– Вы видите выход из этой ситуации?
– Я считаю, что это вопрос коррупции, который следует решать на государственном уровне. Недавно в открытом письме от лица всех артистов вокального жанра я обратился к президенту Российской Федерации Медведеву Д.А. с просьбой не закрывать глаза на данную проблему общества. Под этим обращением подписалось огромное число артистов. Надеюсь, что справедливость все-таки восторжествует, и что-то изменится. А пока – пусть будут хорошие артисты, хорошие песни и благодарные слушатели. Мы живем в прекрасной стране и мы вправе слушать прекрасную музыку. Я верю, что российская музыкальная культура имеет все основания возродиться. И пока я жив, я буду за это бороться.
– Творческий человек многогранен. Сразу сделаю оговорку и объясню значение слова "творческий". Сейчас каждое юное дарование, исполнившее пару дешевых песен, считает себя творческой личностью. Но стоит заглянуть в толковый словарь, чтобы узнать, что творчество – это процесс создания художественного произведения, от слова "творить". Композитор и поэт производят художественное произведение. Исполнитель – лишь отчасти. Поэтому говоря о себе как о творческой единице, я имею в виду себя-композитора, себя-поэта и только потом себя-исполнителя. Я написал довольно много песен, которые исполняют разные артисты. Это и традиционный поп, и R'n'B и даже шансон. А себе я выбрал ту музыку, которая мне по душе. И именно ее я исполняю, вне зависимости от того, рок-н-ролл это или рок.
– А какие песни легче исполнять на концерте: лирические или рок-н-рольные?
– Любая песня требует значительной отдачи сил и энергии. Если рок-н-ролл предполагает на сцене фонтан эмоций и огромные затраты энергии физической, то лирические песни требуют больших эмоциональных затрат. Ведь для того чтобы зал поверил артисту, нужно не просто спеть, нужно прожить историю, которая рассказана в песне. Но должен сказать, что на концертах на "ура" принимают как стиляжные, так и мои сольные песни. Так уж получилось, что в стиляжной программе у нас нет лирики, а заставить слушателя двигаться под бешеный ритм полтора часа (если речь идет о клубном выступлении) довольно тяжело. Поэтому стиляжные песни-зажигалки я чередую со своими сольными песнями. Вообще считается, что зрительское внимание подчинено определенным законам. За разогревом идет точка максимального напряжения, потом спад, потом снова напряжение – и жирная финальная точка. Тогда концерт можно считать удавшимся.
– Сергей, с чем связано появление на музыкальном небосклоне группы "Стиляги"? Почему именно рок-н-ролл?
– Сегодня в музыкальной индустрии безраздельно властвуют радиостанции. Фактически именно радиостанции определяют, что будут слушать завтра, а кто останется за бортом шоу-индустрии. Я изначально не делал ставку на радиоформат, прекрасно понимая, что борьба с ветряными мельницами в современных российских реалиях ни к чему не приведет. Наверное, я один из немногих, кто не побоялся пойти против самого понятия "формат". И не пожалел об этом ни разу. Кстати должен сказать, что когда мы приезжаем в разные города, очень часто слышим свои песни по радио. На региональных радиостанциях работают ребята с хорошим музыкальным вкусом, и там всё еще формируются плей-листы на основании качества музыки. А вот с московскими радиостанциями я, увы, не смог договориться. Денег не хватило.
– Что заставило вас параллельно с деятельностью солиста и идейного вдохновителя группы "Стиляги" заняться еще и сольным творчеством?
– Желание сказать больше, чем я мог сказать творчеством группы "Стиляги". У Стиляг отличные "шипучие" песни, которые подобно алкоголю помогают на время забыть о проблемах и погрузиться в яркий фейерверк эмоций и звуков. А сольные песни – это отдельная страница моей творческой биографии. Каждая песня – целая драматическая история. К тому же я считаю, что до сольной карьеры необходимо дорасти. Со своей собственной программой нужно выходить на сцену только тогда, когда действительно есть что сказать людям.
– Вы считаете, что право стоять на сцене нужно заслужить?
– Естественно. Звездами не рождаются – звездами становятся. Это годы упорного труда: постоянное совершенствование вокальной техники, саморазвитие, ну и конечно работа над репертуаром. Чтобы песня оставила след в истории, надо приложить очень много усилий. Сейчас артистов развелось безумное множество. Профессия артиста пронизана какой-то манящей привлекательностью, из-за которой многие молодые люди мечтают о сцене. Но давайте поймем, что сцена – это не только толпы поклонников и узнаваемость на улицах. Сцена – это тяжелый и во многом неблагодарный труд, это масса разочарований и в конце концов огромный риск, ведь из ста проектов дай бог если один "поднимется".
Я убежден, что ни голос, ни музыка, ни слова не будут услышаны, если за красивой картинкой скрывается душевная пустота. Настоящий артист поет душой, и это не просто слова. Именно внутренняя красота исполнителя рождает красоту песни. А если человек пуст, то это не песня, а дешевая безделушка. В этой связи не могу не вспомнить победителя недавнего "Евровидения" из Норвегии. В одном из интервью молодой человек признался, что не читает книг и вообще не блещет эрудицией. Мне же это бросилось в глаза еще во время его выступления: душевную пустоту не скроешь. То, что победы в конкурсе "Евровидение" имеют такое же отношение к реальности, как недавние выборы – к мнению избирателей, по-моему и так очевидно.
– Сергей, вы только что буквально раскрыли секреты становления звезды, секреты популярности и успеха. Много работать, заниматься саморазвитием – и успех в кармане, не так ли?
– К сожалению, в нашей стране чтобы стать популярным, недостаточно обладать хорошими вокальными данными и артистизмом. И даже репертуар мало на что влияет. Для того, чтобы артист был признан и оценен, он должен быть как минимум услышан. То есть – нужна связующая нить между артистом и публикой. В любой стране такой связующей нитью являются радиостанции. Но только в нашей стране радиостанции устраивают фактический геноцид, то есть спланированное целенаправленное истребление артистов как класса. На моих глазах погибли десятки прекрасных проектов – с отличными героями, отличными песнями, отличными идеями, лежавшими в основе проектов. Они погибли, поскольку так и не смогли донести свое творчество до слушателей. Так погиб мой проект "Либерта". Клип Либерты и Сосо Павлиашвили "Между строк ночь" вы, наверное, видели. Если не видели, то найдите в Сети, не пожалеете. Когда я снял этот клип и принес его на наш центральный музыкальный канал, его очень высоко оценили и предложили заплатить несколько десятков тысяч евро за ротацию. К сожалению, такая же ситуация происходит и с радиостанциями. Поэтому, как печально это ни прозвучит, у российских артистов нет шансов стать звездами, если у них нет огромных денег.
– Вы видите выход из этой ситуации?
– Я считаю, что это вопрос коррупции, который следует решать на государственном уровне. Недавно в открытом письме от лица всех артистов вокального жанра я обратился к президенту Российской Федерации Медведеву Д.А. с просьбой не закрывать глаза на данную проблему общества. Под этим обращением подписалось огромное число артистов. Надеюсь, что справедливость все-таки восторжествует, и что-то изменится. А пока – пусть будут хорошие артисты, хорошие песни и благодарные слушатели. Мы живем в прекрасной стране и мы вправе слушать прекрасную музыку. Я верю, что российская музыкальная культура имеет все основания возродиться. И пока я жив, я буду за это бороться.