«Play Off» - гомельский бит

21 мая в Гомеле прошли региональные прослушивания Международного музыкального телепроекта «Global Battle of the Band», которому теперь придается большее значение, чем в прошлом году. Еще накануне в областном Дворце творчества детей и молодежи шла веселая суматоха. Технический персонал и инициативная группа проводили бесконечные перемещения аппаратуры и пробы звука, ругались и мирились, профилактически борясь с возможными неполадками. Томительно ждали завтрашнего дня. Было немного стрёмно.

И сверкнул новый день. И подошли под стены Дворца боевые колесницы белорусского телевидения. Появились О. Сильванович, А.Вечер, О. Вечер, Д. Шпитальников и другие не менее значимые фигуры. Установка телеаппаратуры была недолгой в сравнение с прошлым годом. Чувствовались навыки, доведенные до автоматизма. В общем, все было приведено в полную готовность.

В 17.00 О.Сильванович провел блиц-собрание музыкантов, воодушевив их на борьбу и предупредив о нелицеприятных вопросах, которые могут задавать профессиональные музыковеды-оппоненты из Минска. Получив соответствующие инструкции, шесть гомельских коллективов разбрелись по гримеркам настраивать инструменты. В 19.00 был дан старт. Первыми выступали ребята из группы «say No», представлявшие позитивный глобалистический микс из пост-панка и поп-рока. Неплохой английский, четкий драйв, даже некая «иностранистость» (этакий французский типаж).

Все бы хорошо, но выступать первыми непросто, ибо на стартовых перформенсах всегда устанавливается реальный звук с учетом наполненности зала. Данный случай не был исключением. Как бы то ни было, за время первой песни сформировали нужный звук, и вторая вещь звучала лучше. А вот обсуждение с первых секунд стало вызывать недоумение. Музыканты готовились к остроумным едким вопросам, касающимся сферы творчества. Но, увы. Пришлось выслушивать «экспромты» - обличения, почерпнутые у госпожи Толстой в «Школе злословия», но на местный манер.

Здесь было всё… Менторский тон, вычурная холодность, иногда желчность, иногда манерность. В общем, - «Букет моей бабушки». Не было только ни одного упоминания о художественной стороне вопроса. Группа «say No» будто бы сдавала экзамен по музыке преподавателям по политологии, как когда –то М.В. Ломоносов отчитывался по поэзии географу Миллеру.

Следующими были «Al Narrator orchestra». Они исполняли, конечно же, блюз со слайдовой гитарой, губной гармошкой, тубой и конгами. Первая вещь – иллюстрация луизианской «swamp music». Вторая песня имела крен в сторону фанка. Эклектичные костюмы музыкантов от фрака до гавайских рубах и ямайских шапочек символизировали широту музыкальных интересов группы. Аранжировки учитывали все эти ориентиры. Неординарное выступление, поскольку само существование блюза скорее случайность, чем закономерность в наших краях. Критики обрушились на тубиста-басиста и на фронтмэна, выбросив, пожалуй, максимальное за весь концерт количество желчи и яда, правда, ничего по существу. О музыке старались не говорить, чтобы не блистать знаниями. Вот и приходилось высасывать из пальца темы для ехидства.

Третьим номером выступал «ReliKt» из Светлогорска. Это было то, что можно кратко назвать настоящей музыкой. Очень тонко, профессионально, интеллигентно. Рефлекторное выделение яда у критиков было парализовано чудодейственной силой искусства. И вообще, о «ReliKtе» должны знать не только тинейджеры Гомельщины и читатели «МГ», но и самые серьезные музыкальные сферы.

После философского «ReliKtа» крепко ударили «Бан Жвирба». Фольк-рок на «роднай мове» привел народ в зале в состояние эйфории. Фронтмэн и фронтвумэн представляли, если угодно, фламандский типаж. Короче, был веселый чёс с народным вокалом, костюмами и плясками. Критики были сражены обаянием артистов и ограничились дежурными вопросами типа: «Не боитесь ли вы раствориться в обилии фолька?». «Бан Жвирба» естественно ответили, что им нечего бояться. Мо-лод-цы!

«Rain Horse» - группа, играющая плотный, европейский по фактуре, рок с русскими текстами. Они шли в бой после веселой «Бан Жвирбы». Играли слаженно, хотя как сами они заявили, испытывают сильную «текучку» в барабанщиках. Форсированный вокал, примоченная гитара, увесистый барабанный бит и текстовая мрачность очень контрастировали с последующими открытыми улыбками во время обсуждения. Нормальные, естественные ребята. Критики что-то говорили, хотя концерт им, вероятно, нравился, а запасы иронии кончились. Минск был благосклонен.

«ГлОфира» представила очень ритмичную, драйвовую игру, эксперименты со звуковыми спецэффектами и нестандартным мелодическим материалом. Даже что-то от Д. Торна и Р. Фриппа. Кроме того, барабанщик лупил «как зверь». Профессионально. Минчане говорили что-то положительное. Таким образом, Гомель дал залп в области рок музыки. Теперь впереди голосование телезрителей и пользователей Интернет. Не спите и голосуйте за вашу любимую гомельскую группу из числа выступивших!

А.Цыганок

©1996-2024 Музыкальная газета