Концерт Пукста в днепропетровском «Рок-кафе»

Пукст недавно съездил в первый в своей жизни тур на Украину и в Россию... Доходя до припева, он нередко срывался на крик и начинал беспорядочно елозить ладонью по струнам, сматывая звук в гудящий клубок. Лицо краснело над белым воротничком рубашки, глаза зажмуривались, гитара ходила ходуном, сминая распахнутую полу пиджака – и вдруг «фониловка» снова выруливала на спокойную мелодию, и приятный академический голос ласково заводил следующий куплет.

Публика в зале беззвучно вздрагивала, лишь иногда щелкая зажигалками или отпивая из бокала. Время от времени переглядывались с дикими улыбками: такого здесь еще не было. В антракте перешептывались: «Он, конечно, ненормальный, но очень по-хорошему ненормальный, ага?» Сергей Пукст – белорусское чудо, радиоведущий и по совместительству добрый фантазмо-лирик, невесть как уцелевший на землице, щедро поливаемой цензурой. На оной земле только бульба растет хорошо. Музыканты же растут плохо. И даже сам Пукст вымахал очень странным, неоднозначным фруктом: то ли он интеллигент, прикидывающийся трэшером, то ли трэшер, играющий в интеллигентом – так сразу и не скажешь. Скорее, конечно, первое – ибо цитировал Максима Дунаевского. Но кто знает?.. Шучу, шучу.

Слушали гастролера, стараясь ничего не пропустить. Пять минут смеха, как известно, заменяет стакан кефира. А метод Пукста состоял не столько даже в исполнении песен (в тексте которых ничего особо смешного нет), сколько в подробном пересказывании внутрипесенных сюжетов. «Вот в припеве вступят лисята и будут петь «Ля! ля! ля! Ля! ля! ля!» - а потом спрячутся…» И действительно, когда дело дошло до припева, внутренний кукольный театр показал мне трех матерчатых лисят, высунувшихся из-за натянутой простыни и затянувших «ля-ля-ля» тонкими голосами. Метод Сергея – действенный метод. Я бы рекомендовал его некоторым группам, которые вместо песен пишут шифовки а-ля «Юстас-Алексу».

Подробное разжевывание всей этой пуксто-мифологии лично мне помогло проглотить все песни, не затерявшись в пространстве. С самого начала было понятно, что предстоит иметь дело с парадом химер – так что логику я пустил побоку, закурил и расплылся на стуле. Звуковые волны шли этакими кругами на воде – красивыми, хотя без видимого смысла. Но поскольку автор старался как можно подробней разложить свой месседж перед каждой песней, то нехитрый фокус с воображением позволял всю эту белиберду разыграть на манер фантазмо-мультфильмов (в таком виде оно уже было не белибердой, а самодостаточными картинками!). Народ слушал и смеялся, автор чуть улыбался. В какой-то момент Сергей под исступленный хохот сообщил, что дальше будет петь песни без вывихов – «А то в первом отделении у меня там была совсем уж открытая шизофрения…»

И гудела гитара. И пелись песни – об ангеле, отставшем от своих, о несуществующем человеке-газе, о ноже в чьей-то безымянной руке, ох, да мало ли… И – в шутку ли, не в шутку – на бис Сергея вызывали оплодисентами минут пять. Все два десятка человек, попавших на концерт. В «Рок-кафе» было всякое, но такого «камерного единодушия» я не припомню.

…Говорят, что Сергей Пукст с клавишами и без клавиш – это две большие разницы. Не знаю. Я вообще весь этот музыкальный минимализм-акустизм не очень-то люблю. Больше по электронике выступаю. Но Сережа оказался хороший и необычный, слушать его приятно. Этакий позитив. А то, что тексты у него больны на голову – так я и сам такой…

©1996-2024 Музыкальная газета