Самойлов и Скляр взяли на абордаж репертуар Вертинского
Глеб Самойлов и Александр Ф. Скляр. Две легенды русского рока, две совершенно разные по натуре, но одинаково монолитные по значимости фигуры. И - поэт, композитор, певец и артист в одном флаконе Александр Николаевич Вертинский, уже давно покинувший этот мир, но оставивший после себя не один десяток ироничных и игривых композиций, а также ворох грустных романсов.
Песни Вертинского пели и после его смерти, причем даже такие мастодонты сцены, как Борис Гребенщиков и Владимир Высоцкий. Теперь до творчества маэстро добрались и солисты коллективов АГАТА КРИСТИ и ВА-БАНКЪ, представившие 9 марта в КЗ «Минск» спектакль-концерт «Прощальный ужин Ракель Меллер», эдакий жутко психоделичный и до коликов аутентичный трибьют Вертинскому.
Ретро-авангардом и неким старинным андерграундом запахло уже до выхода на сцену Самойлова и Скляра. Небольшой столик с графином и бокалами, антикварные стулья, пианино и две свечи. Лунный свет и услужливый конферансье. Скрипки и контрабас. Сами же «декадентствующие пираты» - а именно так окрестили себя Глеб и Александр - явились под улюлюканье зрителей и аккомпанемент инструментального РОМАНТИК-КВАРТЕТА в сюртуках, стилизованных под моду конца 19 - начала 20 века. Самойлов сменил привычные «кудряшки» на почти панковскую прическу, Скляр остался верен себе, и свою блестящую в свете свечей лысину прикрывать не стал.
В качестве вступления РОМАНТИК-КВАРТЕТ исполнил загадочную то ли сюиту, то ли увертюру. Затем под звуки пианино началось основное действо: собственно, исполнение песен Вертинского, поперченное несравненным артистизмом Самойлова и Скляра. Обоих было, право, не узнать: мистичная утомленность голоса лидера АГАТЫ КРИСТИ сменилась вкрадчивой хрипотцой, солист ВА-БАНКА же удивлял поразительно элегантной чертовщинкой.
Всего на спектакле-концерте прозвучало около двух десятков песен, исполняемых практически только под сопровождение пианино. Композиции Скляр и Самойлов поделили пополам. Если быть точным, то не совсем пополам: некоторые вещи музыканты решили спеть вдвоем, например, «Балладу о короле». Название спектаклю-концерту, как уже можно было догадаться, дали две песни - «Ракель Меллер» и «Прощальный ужин», создавшие костяк постановки и справедливо исполненные дуэтом. Все действо, напрочь лишенное актерства, зато наполненное неимоверным артистизмом и здоровым пафосом, было построено на смене настроя и настроения.
Кроме этого, спектакль-концерт разбился на «периоды»: до появления Ракель Меллер, роль которой с блеском исполнила оперная певица Алеся Маньковская, и после. Ирония и вызывающие искренний хохот строки («Джимми Пират», «14-ое июля») уступали место снежной грусти и немного пьяной задумчивости («Рождество») - и наоборот. Никуда не исчезали ни на секунду лишь задор и общая позитивность происходящего. Скляр и Самойлов по очереди выходили к микрофону, по очереди курили, наполняя пыльный воздух клубами дыма, а забавно кривлялись и умилительно дурачились уже на пару. Бесподобные ужимки и потрясающая мимика обоих только добавляли песням шарма и экспрессивности. Александр изображал из себя коварного карлика (композиция «Черный карлик»), в то время как Глеб дурашливо жмурился при пении; Самойлов-шут попрекал Скляра-короля за рассеянность…
Общение между двумя «Я» - вот что прошло через все исполненные в спектакле-концерте композиции. Центральная в действе фигура парижской певицы Ракель Меллер - единственного женского образа в песнях Вертинского - заставляла оба «Я» расходиться и воссоединяться. Сюжет как таковой отсутствовал, да он и не был нужен: «склеивающим» отдельные песни постановки элементом стала непередаваемая атмосфера старины, ироничного веселья и уютной меланхолии.
Такими Александра Ф. Скляра и Глеба Самойлова навряд ли где-нибудь еще, кроме как на спектакле-концерте «Прощальный ужин Ракель Меллер», можно увидеть. «Декадентствующие пираты» своей харизматичностью не поразили, наверное, только догоравшие свечи. Бесконечная жизненная энергия, приковывающие внимание артистизм и манера исполнения и великолепная выразительность, оставляющая после себя уйму впечатлений - все это выплеснулось на зрителя настоящим цунами. Закончилась постановка знаменитейшими строками Вертинского из песни «Прощальный ужин»:
Я знаю, даже кораблям
Необходима пристань.
Но не таким, как мы! Не нам,
Бродягам и артистам!
Будь маэстро жив, он остался бы доволен.
Ольга МООР и Павел БРЕЛЬ
Песни Вертинского пели и после его смерти, причем даже такие мастодонты сцены, как Борис Гребенщиков и Владимир Высоцкий. Теперь до творчества маэстро добрались и солисты коллективов АГАТА КРИСТИ и ВА-БАНКЪ, представившие 9 марта в КЗ «Минск» спектакль-концерт «Прощальный ужин Ракель Меллер», эдакий жутко психоделичный и до коликов аутентичный трибьют Вертинскому.
Ретро-авангардом и неким старинным андерграундом запахло уже до выхода на сцену Самойлова и Скляра. Небольшой столик с графином и бокалами, антикварные стулья, пианино и две свечи. Лунный свет и услужливый конферансье. Скрипки и контрабас. Сами же «декадентствующие пираты» - а именно так окрестили себя Глеб и Александр - явились под улюлюканье зрителей и аккомпанемент инструментального РОМАНТИК-КВАРТЕТА в сюртуках, стилизованных под моду конца 19 - начала 20 века. Самойлов сменил привычные «кудряшки» на почти панковскую прическу, Скляр остался верен себе, и свою блестящую в свете свечей лысину прикрывать не стал.
В качестве вступления РОМАНТИК-КВАРТЕТ исполнил загадочную то ли сюиту, то ли увертюру. Затем под звуки пианино началось основное действо: собственно, исполнение песен Вертинского, поперченное несравненным артистизмом Самойлова и Скляра. Обоих было, право, не узнать: мистичная утомленность голоса лидера АГАТЫ КРИСТИ сменилась вкрадчивой хрипотцой, солист ВА-БАНКА же удивлял поразительно элегантной чертовщинкой.
Всего на спектакле-концерте прозвучало около двух десятков песен, исполняемых практически только под сопровождение пианино. Композиции Скляр и Самойлов поделили пополам. Если быть точным, то не совсем пополам: некоторые вещи музыканты решили спеть вдвоем, например, «Балладу о короле». Название спектаклю-концерту, как уже можно было догадаться, дали две песни - «Ракель Меллер» и «Прощальный ужин», создавшие костяк постановки и справедливо исполненные дуэтом. Все действо, напрочь лишенное актерства, зато наполненное неимоверным артистизмом и здоровым пафосом, было построено на смене настроя и настроения.
Кроме этого, спектакль-концерт разбился на «периоды»: до появления Ракель Меллер, роль которой с блеском исполнила оперная певица Алеся Маньковская, и после. Ирония и вызывающие искренний хохот строки («Джимми Пират», «14-ое июля») уступали место снежной грусти и немного пьяной задумчивости («Рождество») - и наоборот. Никуда не исчезали ни на секунду лишь задор и общая позитивность происходящего. Скляр и Самойлов по очереди выходили к микрофону, по очереди курили, наполняя пыльный воздух клубами дыма, а забавно кривлялись и умилительно дурачились уже на пару. Бесподобные ужимки и потрясающая мимика обоих только добавляли песням шарма и экспрессивности. Александр изображал из себя коварного карлика (композиция «Черный карлик»), в то время как Глеб дурашливо жмурился при пении; Самойлов-шут попрекал Скляра-короля за рассеянность…
Общение между двумя «Я» - вот что прошло через все исполненные в спектакле-концерте композиции. Центральная в действе фигура парижской певицы Ракель Меллер - единственного женского образа в песнях Вертинского - заставляла оба «Я» расходиться и воссоединяться. Сюжет как таковой отсутствовал, да он и не был нужен: «склеивающим» отдельные песни постановки элементом стала непередаваемая атмосфера старины, ироничного веселья и уютной меланхолии.
Такими Александра Ф. Скляра и Глеба Самойлова навряд ли где-нибудь еще, кроме как на спектакле-концерте «Прощальный ужин Ракель Меллер», можно увидеть. «Декадентствующие пираты» своей харизматичностью не поразили, наверное, только догоравшие свечи. Бесконечная жизненная энергия, приковывающие внимание артистизм и манера исполнения и великолепная выразительность, оставляющая после себя уйму впечатлений - все это выплеснулось на зрителя настоящим цунами. Закончилась постановка знаменитейшими строками Вертинского из песни «Прощальный ужин»:
Я знаю, даже кораблям
Необходима пристань.
Но не таким, как мы! Не нам,
Бродягам и артистам!
Будь маэстро жив, он остался бы доволен.
Ольга МООР и Павел БРЕЛЬ