Живая музыка в театре «Компания»

16 января в здании бывшего «Дома литератора» в Минске состоится очередной показ спектакля «Ах, эти свободные бабочки!», поставленного театром «Компания» по пьесе американского драматурга Леонарда Герша. Весной прошлого года премьера «Бабочек» взбудоражила пребывающую в сонном оцепенении театральную общественность Минска, давно отвыкшую от яркой, тонкой, современной драматургии. Постановку режиссера Андрея Савченко отличает пронзительная трогательность, мощная, яркая энергетика и ни с чем не сравнимая свобода в игре молодых актеров Светланы Аникей, Дмитрия Есеневича, Дениса Артюковского на фоне высокого профессионализма и большого актерского опыта в безукоризненном исполнении Екатериной Купченко роли матери главного героя. Пьеса «Ах, эти свободные бабочки!» необычайно тонко передает дух времени конца 60-х прошлого века, когда молодежь во всем мире, не имея ни малейшего жизненного опыта, вырывалась из-под заботливой опеки мудрого старшего поколения, чтобы, пусть и вслепую, но – главное! – самостоятельно строить свою жизнь, создавая новые взаимоотношения между людьми, новую музыку, искусство, литературу...

Он – слепой парень Дон, который пытается избавиться от черезчур назойливого, как ему кажется, опекунства матери, стремится жить самостоятельно. Он упорно считает, чтобы не заблудиться, шаги от двери до магазина и прачечной, а дома играет, не зная нот, на гитаре, превращая все свои ощущения в музыку.

Она – Джил, девятнадцатилетняя девушка из Лос-Анджелеса, приехавшая в Нью-Йорк с мечтой стать, естественно, актрисой. Выступать на Бродвее. Шумная и бесшабашная, милая и непосредственная, она, стремительно врываясь в затворническую жизнь Дона, привносит с собой надежду на любовь и на то, что он обретет, наконец, смысл жизни и уверенность в себе. Но Джил не может долго оставаться на одном месте, кардинально меняя свои планы и симпатии в течение даже одного дня. Легкомысленная и веселая, без привязанностей и ответственности, она порхает по жизни, как бабочка.

Но у героев этой банальной истории вовсе не банальные характеры, а поэтому не спешите додумывать концовку сюжета. Тонкий психологизм пьесы, надрывные голоса Джима Моррисона и Джанис Джоплин, с предельной честностью исполняющих свои песни, которые постоянно звучат над сценой на фоне основной декорации – огромного, разрисованного в стиле «Сержанта Пеппера» стенного шкафа («построенного каким-то хиппи», который жил здесь до того, как сюда переехал Дон) – все вместе «заводит» не только зрителей, внимание которых по ходу действия только возрастает. «Заводятся» и сами актеры, а поэтому неуклонно возрастает и драмтизм спектакля, вплоть до самой последней фразы, звучащей со сцены. А живая, психоделически-импровизационная гитарная музыка, которая то и дело звучит «из шкафа» (никаких аллюзий с ванильным сексом, господа!) в исполнении Андрея Молоковича сотоварищи, позволяет связать все сцены в единое прозрачное, в своей обнажающей души героев сущности, повествовательное полотно.

Театр «Компания», как подразделение Регионального информационно-методического центра ФОРТИС, был образован менее года назад – в феврале 2006-го. Премьерный спектакль «Ах, эти свободные бабочки!» был показан 26 апреля на сцене Дворца Республики. Второй спектакль по пьесе «Эмигранты» С. Мрожека впервые был сыгран на зрителя на сцене Театра-студии имени Евгения Мировича при Белорусской государственной академии искусств. Премьера очередного спектакля – французской комедии «Дура» М. Ашара состоится в конце февраля и будет приурочена к проведению театрально-музыкального фестиваля в честь годовщины театра «Компания», в котором примут участие группы «Серебряная свадьба», «Нагуаль», «Гурзуф», PukstBand, питерская Billy’s Band и др.

Александр Островцов

©1996-2024 Музыкальная газета