"Купальскі Фэст" с участием фольк-групп Guda, Госьцiца, Яр
25 июня состоялся "Купальскі Фэст" с участием фольк-групп. Концерт прошел в Дольном зале (он же кинозал) Костела св. Сымона и Алены (вместо заявленного Дворца Искусств). За последнюю тысячу лет беларусы как были, так и остались в двойственной вере. В то время, как в необъятном подземелье костела пелись языческие обрядовые песни, наверху шла воскресная служба. Прилюдно славился Иоанн Креститель, тайно - Ян Купала. Осталось, правда, неясным, кому в это же время возносили хвалу в Дворце Искусств - бедные язычники были изгнаны оттуда вместе со своей музыкой, чтобы искать приюта в Храме Божием... Сколько же у нас в стране религий, в конце-то концов?
"Погружение в прошлое" началось с наиболее аутентичной Guda - четыре голоса из доисторических времен безнадежно затмили всё, что звучало после них. Эти песни преображают лица тех, кто их поет, стирая с них понятие о возрасте, о времени, об истории. Остается лишь память предков и та самая национальная неповторимость, существование которой отрицают непомнящие, воспитанные в "совке". Закончив, певицы расселись в зале - сердце ёкало, когда среди "обычных белых человеков" взгляд натыкался на лики "путешественниц во времени" в древних головных уборах и громоздких очках.
Ансамбль "Госціца" представил две программы - традиционную песенную и театрально-танцевальную. Там, где представление песен отступает от традиции, оно вторгается в еще более чудеснуюую область - сакральные ритуалы "русалий" язычества. В длинных, словно искрящихся волосах колдуний из "Госціцы" заключена сверхъестественная сила - у этих волос собственная роль на сцене и собственная хореография в танце; расчесываясь, русалки заманивают своих жертв - и в этот раз зрителям не удалось уберечься. Это таинство, к которому нас приобщают, требуя взамен веру в волшебство. "Двух хлопцаў любіла, двух сыночкаў радзіла..." - пели юные русалки, и тут в зале раздался крик ребенка. Дитё отдалось власти чар охотнее многих взрослых - так умело и радостно оно подпевало.
Освященные экстазом лица тех, кто воскрешал прошлое как оно есть, в конце вечера сменились утомленными, угловатыми образами двух девушек, подстриженных по современной моде, помнящих о своих корнях, но не отказавшихся от экспериментов современного искусства. Этно-авангард от Яр, исполненный на виолончели и спетый в ритмах балтийского джаза, не стал кульминацией вечера - он вывел слушателей из транса, чтобы вернуть в мир музыкальных и жизненных противоречий. "Былі ў мяне крылы, быў у мяне мілы..." Яр представили нам альбом 2005 года "Вясна красна" (автор этих строк до сих пор оценивает эту запись на 10 из 10 баллов в белорусской музыке), а также несколько более рок-н-ролльных вещей, за которые было не менее радостно - интересно, как бы слушались Яр вместе с музыкальной поддержкой фанк- или би-боп-коллектива? Вряд ли это случится, но это было бы лучше всей белорусской экспериментальной музыки и доброй половины мировой.
Среди слушателей были замечены две симпатичные китаянки с филфака БГУ, явившиеся сюда по совету друзей-белорусистов. "Мы не все поняли, но это было красиво...".
Алеся Середа
"Погружение в прошлое" началось с наиболее аутентичной Guda - четыре голоса из доисторических времен безнадежно затмили всё, что звучало после них. Эти песни преображают лица тех, кто их поет, стирая с них понятие о возрасте, о времени, об истории. Остается лишь память предков и та самая национальная неповторимость, существование которой отрицают непомнящие, воспитанные в "совке". Закончив, певицы расселись в зале - сердце ёкало, когда среди "обычных белых человеков" взгляд натыкался на лики "путешественниц во времени" в древних головных уборах и громоздких очках.
Ансамбль "Госціца" представил две программы - традиционную песенную и театрально-танцевальную. Там, где представление песен отступает от традиции, оно вторгается в еще более чудеснуюую область - сакральные ритуалы "русалий" язычества. В длинных, словно искрящихся волосах колдуний из "Госціцы" заключена сверхъестественная сила - у этих волос собственная роль на сцене и собственная хореография в танце; расчесываясь, русалки заманивают своих жертв - и в этот раз зрителям не удалось уберечься. Это таинство, к которому нас приобщают, требуя взамен веру в волшебство. "Двух хлопцаў любіла, двух сыночкаў радзіла..." - пели юные русалки, и тут в зале раздался крик ребенка. Дитё отдалось власти чар охотнее многих взрослых - так умело и радостно оно подпевало.
Освященные экстазом лица тех, кто воскрешал прошлое как оно есть, в конце вечера сменились утомленными, угловатыми образами двух девушек, подстриженных по современной моде, помнящих о своих корнях, но не отказавшихся от экспериментов современного искусства. Этно-авангард от Яр, исполненный на виолончели и спетый в ритмах балтийского джаза, не стал кульминацией вечера - он вывел слушателей из транса, чтобы вернуть в мир музыкальных и жизненных противоречий. "Былі ў мяне крылы, быў у мяне мілы..." Яр представили нам альбом 2005 года "Вясна красна" (автор этих строк до сих пор оценивает эту запись на 10 из 10 баллов в белорусской музыке), а также несколько более рок-н-ролльных вещей, за которые было не менее радостно - интересно, как бы слушались Яр вместе с музыкальной поддержкой фанк- или би-боп-коллектива? Вряд ли это случится, но это было бы лучше всей белорусской экспериментальной музыки и доброй половины мировой.
Среди слушателей были замечены две симпатичные китаянки с филфака БГУ, явившиеся сюда по совету друзей-белорусистов. "Мы не все поняли, но это было красиво...".
Алеся Середа