«Рок за Бобров»: выход на уровень

Собственно, если так оно пойдет и дальше, белорусская рок-музыка получит вполне приличный фестиваль. Сознательно не пишу «еще один», поскольку их, в общем-то, не так и много, буквально как пальцев на одной руке. Но если попытаться сравнить «Рок за бобров» с остальными его «собратьями», можно отметить, по крайней мере, несколько оригинальных, неповторимых моментов. Действо в Бобруйске, во-первых, имеет основательную финансовую основу; во-вторых, фестиваль уверенно наращивает организационные мускулы и, в-третьих, нацелен на весьма обширную аудиторию. Даже большую, чем старше его на год фестиваль “Beatles Forever”, с которым в этом году «Бобры» так дико и нелепо совпали по срокам.

Нет, пожалуй, необходимости подробно описывать то, как выступали представленные в Бобруйске коллективы. Было их достаточно много: SLANG, INDIGA, «Клёндайк», Алексей Шедько с «Сестрой», «Мадера хард-блюз», «ТТ-34», FLAT, «Нео». На «закуску» были приглашены «БИ-2», для которых это выступление в родном для коллектива городе было чуть ли не первым после обретения популярности вне Беларуси. Куда больше смысла есть порассуждать над тем, что есть этот фестиваль, какое место он стремится занять, что он может показать нового в смысле организации.

Начнем с того, что по сравнению с прошлогодним дебютом поздней осенью «Рок за бобров» собрал куда больше людей. Активно продавалась атрибутика, что редко где у нас встретишь, по итогам прошлогоднего фестиваля был даже издан сборный альбом, что также отлично работает на авторитет проекта. Из Минска, кроме автобуса с музыкантами, были снаряжены еще два с журналистами и группой фестивальной поддержки. Оба они уже в Бобруйске прибыли непосредственно к заводу компании «Сябр», где после вкусового знакомства с продукцией завода гостей провели по его территории, показав, как сегодня варят пиво. Немудрено, что после такого щедрого приема во всяком случае эта группа людей была полностью готова восторженно принять музыку.

На сей раз сцену развернули в другую от Дворца искусств сторону. И все было бы прекрасно, если бы не сильный ветер. Поначалу он разорвал крышу над сценой, а потом принялся вытворять со звуком все, что хотел. И можно было заметить, что большинство публики собиралось с той стороны площади, куда дул ветер, который в целом погоды в итоге не испортил. Очень хорошо работал большой трансляционный экран, охрана была вежлива, а дождь так и не собрался. Интересно, что незадолго до начала концерта в городе прекратили продажу пива, хотя другие, более крепкие напитки приобрести все-таки было можно.

Кроме всего прочего, «Рок за бобров» сопровождается параллельным движением прежде всего экологической окраски. На сей раз общественное объединение «Экодом» и Всемирный альянс против сжигания отходов в рамках фестиваля провели акцию, цель которой было обратить внимание на опасность сжигания пластиковых отходов. Если учесть, что разливается пиво «Бобров» именно в пластиковую тару, союз рок-музыки, пива и экологов представляется полностью логичным.

И «Рок за бобров», и “Beatles Forever” выбрали совершенно правильную ориентацию, вынося свои программы из столицы. Безусловно, для жителей Бобруйска такой фестиваль — просто подарок. В городе, где вообще концерты достаточно редки, где публика очень нечасто заполняет даже центральный зал, приезд большой группы музыкантов, при этом играющих живьём, — это событие. Даже если эти исполнители не столь частые гости радиоэфира. Поэтому то, что не делает радио, делают организаторы «Бобров». Можно было заметить, что те из коллективов, которые выступали в Бобруйске повторно, и принимались куда энергичнее, как уже знакомые. Свой круг исполнителей, свои зрители и поклонники — не об этом ли может мечтать каждый фестиваль?
Правда, сделать в этом направлении предстоит еще много, и говорить о рождении новой фестивальной традиции можно будет не раньше, пожалуй, хотя бы третьего фестиваля.

Компания «Сябр» пока что явно нацелена на белорусских исполнителей, что абсолютно правильно. При этом, как уже говорилось, зрителям дается возможность услышать такие коллективы, которые вовсе не так часто мелькают на экранах. Да и сама возможная ставка на исполнителей куда более популярной музыки была бы ошибочной. Хотя бы потому, что редко кто из представителей «попсы» способен выступить живьем да еще с собственным бэндом. Что касается гостей «Рока за бобров», то и здесь политику следует проводить достаточно осторожно. Ведь, скажем, те же «Би-2» на общем фоне выглядели вовсе не как мега-звезды. Да и выпустил бы я лично их не в конце программы, а где-нибудь в середине. Хотя бы для того, чтобы на белорусском фестивале «тутэйшыя» музыканты не ощущали себя неким разогревом, придатком для якобы инопланетных звезд.

Поэтому если уж и приглашать какой-то бэнд в будущем в качестве гостей, то нужно десять раз подумать, кто это может быть и стоит ли вообще это делать. Как кто-то пошутил уже в Бобруйске, на месте «Би-2» могли бы быть и “U-2”...

Конечно, чтобы “Рок за бобров” стал полновесным, в классическом понимании этого слова фестивалем, проводить его следовало бы не в один день да и не в центре города, а там, где за небольшую плату в охраняемой зоне любители музыки могут поставить палатки, как это делается во всем мире. Мне, конечно же, могут возразить: публика, мол, у нас до этого не дозрела. Да, но том же “Басовішчы” публика в общем-то наша, и все проходит там без видимых эксцессов. Несмотря даже на то, что охраны там куда меньше, чем на подобных концертах в Беларуси. Знаю, что много людей из Минска на сей раз с раннего утра двинулись автостопом в Бобруйск. Можно представить их проблемы с возвращением, коль закончился концерт уже после 22.00.

Когда-нибудь эти вопросы придется ставить и решать. Собственно, а чего следует бояться? Что фестиваль превратится в митинг? Что в Бобруйске начнут собирать подписи за проведение повторных выборов? Что народ сопьется и пойдет громить органы местной власти? Да бросьте вы! Не следует плохо думать про людей, которые хотят одного: послушать музыку в такой обстановке, когда не мешают никому они сами и никто им это делать также не мешает. И все будет в порядке.

Д.П.

©1996-2024 Музыкальная газета