Вокальный ансамбль Элеон: "Хождение" в Капелле

Концертная программа в двух отделениях, каждое из которых по-своему связано с "ХОЖДЕНИЕМ" (это особенное русское слово нельзя перевести на другой язык, в отличие, например, от слова "ходьба", потому что "хождение" это не столько внешнее действие, сколько внутренний процесс).
Первое отделение включает в себя хождение как в физическом смысле (поющие во время исполнения музыки перемещаются по кругу в соответствии с круговым изменением музыкальной фактуры), так - главное - и в духовном смысле - движение человека от одного эмоционального состояния к другому, движение по жизни. В этом коллективном произведении по очереди солируют все поющие; индивидуальная интонация сопоставляется с коллективным звуковым полем, из которого она рождается. Это сонорный и ладовый эксперимент, опирающийся на традиции, с которыми участники ансамбля знакомились во множестве фольклорных экспедиций.
Второе отделение составлено из произведений (как литургических, так и духовных стихов), посвященных Богородице. "Хождение Богородицы по мукам" - один из важнейших сюжетов русской словесной и музыкальной культуры, как и всякое "хождение" вообще - вспомним хотя бы "Хождение за три моря". Путешествие как духовный опыт, духовный опыт как путешествие. В программе чередуются авторские современные сочинения с традиционной церковной музыкой и духовными стихами.
Александр Маноцков - ученик Абрама Юсфина и Вячеслава Гайворонского. Автор сочинений разнообразных жанров и стилей (камерная, вокальная и инструментальная музыка, оперы, оратории, музыка для детей и т. д.). В послужном списке композитора музыка к спектаклям ("Голая пионерка", "Петербург", "Господа Головлевы"), кинофильмам, для телевидения, участие в коллективных проектах "ТПО Композитор" Петра Поспелова. 30 апреля 2006 года в Государственной Академической Капелле Санкт-Петербурга состоялась презентация двух крупных работ Маноцкова: диска "Брат Петрополь" (Record One) и нотного издания "Музыка Божественной Литургии Св. Иоанна Златоуста" (Издательство "Композитор - Санкт-Петербург").
Петербургская музыкальная сцена давно нуждалась в профессиональном коллективе, который объединял бы преимущества "фольклорного" и "академического" пения, работал бы и с фольклором, и с современной музыкой. Такое соединение - в основе работы ансамбля ЭЛЕОН, в составе которого, в основном, "фольклорные" вокалисты (педагог М. А. Кузнецова).
В репертуаре коллектива духовная музыка, музыка старинных и современных композиторов, театральные эксперименты (с одного из них - спектакля "Петербург" - и началась история ансамбля). Концертный дебют ансамбля с успехом состоялся на сцене Капеллы 30 апреля 2006 года - "контрастный" репертуар этого концерта ("Музыка Божественной Литургии Святого Иоанна Златоуста" в первом отделении и "панковско-академическая" сюита "Брат Петрополь" во втором) можно считать как бы декларацией широты и смелости намерений ЭЛЕОНА.
В первых программах ансамбля много сочинений Маноцкова, "идеолога" коллектива; в ближайших планах - обращение к разнообразной традиционной музыке, а также исполнение сочинений современных композиторов, многие из которых уже заинтересовались исполнительскими возможностями коллектива. В ЭЛЕОНЕ есть несколько композиторов, исследователей старинной музыки, все певцы имеют собственные экспедиционные наработки, поэтому время от времени разные участники ансамбля будут "вставать у руля" для осуществления собственных идей.
ЭЛЕОН - это именно "большой ансамбль", а не "маленький хор". В ансамбле ценен каждый тембр, и слитность достигается не за счет растворения голоса в партии, а за счет звукового контакта личностей - что, собственно, и является одним из важнейших преимуществ "фольклорного" пения.
Элеон - Масличная Гора в Иерусалиме. У разных слушателей с этим могут быть связаны разные ассоциации, с которыми ансамбль радостно соглашается.