John Cale 12 марта в Питере и 14 марта в Москве
Бунтарь, художник, мыслитель, классический композитор, дикарь рок-н-ролла, профессиональный музыкальный шизофреник, единственный человек в мире, которого Брайан Ино называет гением, - снова в Москве. Джон Кейл (John Cale) - не только один из наиболее известных и влиятельных музыкантов в пантеоне рок-андеграунда. Кейл - тот, чью музыку невозможно классифицировать в рамках какого-либо определенного стиля, несмотря на то, что многие из его записей облечены в песенную форму и, казалось бы, приближены к доступному рок-мейнстриму. Его можно было бы назвать крестным отцом панка и нью-вейва, но и это определение будет недостаточным. В его соло-записях всегда отчетливо ощутимо напряжение между экспериментом и универсальной доступностью, и эту ловушку КЕЙЛ ставит себе сознательно: его музыка слишком странна для коммерческого успеха, но недостаточно дерзка или сумасшедша, чтобы уготовить ему место среди инноваторов рока.
Парадокс КЕЙЛА в том, что его сольные работы оказываются неизбежно оттенены могучими коллаборациями - прежде всего с Лу Ридом в созданной ими Velvet Underground. Он, безусловно, зарекомендовал себя как один из самых влиятельных продюсеров в панке и предшествующих ему течениях, в нью-вейве. Без его продюсерской мысли не состоялись бы исторические альбомы таких величин, как Патти Смит, Джонатан Ричмен, Игги Поп, The Happy Mondays, Jesus Lizard.
Сын уэльсского шахтера и учительницы, КЕЙЛ (род. в 1942) с юных лет был личностью неординарной. Еще учась в начальной школе, он выступал в эфире BBC с пьесой собственного сочинения. В ранних 60-х он увлекся авангардной музыкой и при содействии Аарона Коупленда и Леонарда Бернштайна получил грант на музыкальное образование в Америке. Одним из его первых значительных появлений на нью-йоркской сцене стало совместное выступление с Джоном Кейджем: вместе они исполняли 18-часовой фортепианный рецитал. Затем, КЕЙЛ оказался в рядах минималистского ансамбля Ла Монте Янга The Dream Syndicate - отголоски этого упорядоченного гула позже найдут отражение в его аранжировках для Velvet Underground.
КЕЙЛ, Рид и немецкая певица Нико (она же Криста Пэффген) познакомились в 1966 году на "Фабрике" Энди Уорхола в Нью-Йорке - и эта встреча, без преувеличения, оказалась одной из главных в истории культуры 20 века. Им впервые удалось привнести в рок-музыку тонкую восприимчивость авангарда. Покуда Энди Уорхол рисовал обложку к первому альбому группы, КЕЙЛ успел проявить здесь себя как басист, альтист, клавишник, и вдобавок ко всему как автор. Основным автором и вокалистом, был Рид, но именно КЕЙЛУ группа обязана гениально найденным звучанием и именно он в ответе за самые экспериментальные куски их первых двух альбомов: The Velvet Underground and Nico и White Light/White Heat (1967). Харизма и лидерское начало КЕЙЛА быстро привели к расколу: у группы не могло быть двух фронтменов. Остался Рид. Экспериментальная составляющая в творчестве Velvet Underground с уходом КЕЙЛа заметно потускнела.
Сам же КЕЙЛ ринулся в море новых коллабораций. Уже в 1969 году он продюсировал барочно-готический альбом The Marble Index также покинувшей VU певицы Nico и дебютный альбом The Stooges. Несмотря на несхожесть, у этих работ обнаружилось общее свойство: обе стали знаковыми и обе заложили фундамент для панка и нью-вейва.
В 1970-м КЕЙЛ начал полноценную сольную карьеру одним из своих лучших альбомов Vintage Violence. Он удивил аудиторию неожиданно доступным собранием крепких песен, чтобы вскоре взорваться радикальными инструменталами Church of Anthrax, записанными в сотрудничестве с великим минималистом Терри Райли. Эти работы во многом определили амплитуду колебаний сольной карьеры КЕЙЛА. Самые бунтарские его порывы проявились на совместных записях с Райли, Брайаном Ино и, значительно позже, Лу Ридом (их альбом Songs for Drella, выпущенный в 1990-м, стал данью памяти первому менеджеру Velvet Underground Энди Уорхолу и спровоцировал недолгое воссоединение легендарной группы). Сольные проекты, напротив, демонстрировали тщательную работу с песенной формой и изобретательные аранжировки, где легко обнаружить следы кантри-рока и классической композиции.
Сценический талант КЕЙЛА в полной мере раскрылся в 70-е, когда он появлялся в сумасшедших театральных костюмах и устраивал провокационные перформансы (случай с разделкой живого цыпленка на сцене вошел в историю).
КЕЙЛ много работал с кино. Он автор саундтреков к таким фильмам, как "Что-то дикое" Джонатана Демма, "Кто застрелил Энди Уорхола" Мэри Хэррон, "Баския" Джулиана Шнабеля.
Автобиография Кэйла What`s Welsh for Zen, вышедшая в конце 90-х, мгновенно стала бестселлером.
От его концерта можно ожидать реабилитации рок-н-ролла в одном отдельно взятом зале, эмоционального потрясения, а возможно и культурного шока.
Доподлинно известно одно: единственный концерт Джона Кейла в Москве пройдет в клубе "Апельсин" 14 марта и, весьма вероятно, станет одним из главных культурных потрясений столицы в 2006 году.
Парадокс КЕЙЛА в том, что его сольные работы оказываются неизбежно оттенены могучими коллаборациями - прежде всего с Лу Ридом в созданной ими Velvet Underground. Он, безусловно, зарекомендовал себя как один из самых влиятельных продюсеров в панке и предшествующих ему течениях, в нью-вейве. Без его продюсерской мысли не состоялись бы исторические альбомы таких величин, как Патти Смит, Джонатан Ричмен, Игги Поп, The Happy Mondays, Jesus Lizard.
Сын уэльсского шахтера и учительницы, КЕЙЛ (род. в 1942) с юных лет был личностью неординарной. Еще учась в начальной школе, он выступал в эфире BBC с пьесой собственного сочинения. В ранних 60-х он увлекся авангардной музыкой и при содействии Аарона Коупленда и Леонарда Бернштайна получил грант на музыкальное образование в Америке. Одним из его первых значительных появлений на нью-йоркской сцене стало совместное выступление с Джоном Кейджем: вместе они исполняли 18-часовой фортепианный рецитал. Затем, КЕЙЛ оказался в рядах минималистского ансамбля Ла Монте Янга The Dream Syndicate - отголоски этого упорядоченного гула позже найдут отражение в его аранжировках для Velvet Underground.
КЕЙЛ, Рид и немецкая певица Нико (она же Криста Пэффген) познакомились в 1966 году на "Фабрике" Энди Уорхола в Нью-Йорке - и эта встреча, без преувеличения, оказалась одной из главных в истории культуры 20 века. Им впервые удалось привнести в рок-музыку тонкую восприимчивость авангарда. Покуда Энди Уорхол рисовал обложку к первому альбому группы, КЕЙЛ успел проявить здесь себя как басист, альтист, клавишник, и вдобавок ко всему как автор. Основным автором и вокалистом, был Рид, но именно КЕЙЛУ группа обязана гениально найденным звучанием и именно он в ответе за самые экспериментальные куски их первых двух альбомов: The Velvet Underground and Nico и White Light/White Heat (1967). Харизма и лидерское начало КЕЙЛА быстро привели к расколу: у группы не могло быть двух фронтменов. Остался Рид. Экспериментальная составляющая в творчестве Velvet Underground с уходом КЕЙЛа заметно потускнела.
Сам же КЕЙЛ ринулся в море новых коллабораций. Уже в 1969 году он продюсировал барочно-готический альбом The Marble Index также покинувшей VU певицы Nico и дебютный альбом The Stooges. Несмотря на несхожесть, у этих работ обнаружилось общее свойство: обе стали знаковыми и обе заложили фундамент для панка и нью-вейва.
В 1970-м КЕЙЛ начал полноценную сольную карьеру одним из своих лучших альбомов Vintage Violence. Он удивил аудиторию неожиданно доступным собранием крепких песен, чтобы вскоре взорваться радикальными инструменталами Church of Anthrax, записанными в сотрудничестве с великим минималистом Терри Райли. Эти работы во многом определили амплитуду колебаний сольной карьеры КЕЙЛА. Самые бунтарские его порывы проявились на совместных записях с Райли, Брайаном Ино и, значительно позже, Лу Ридом (их альбом Songs for Drella, выпущенный в 1990-м, стал данью памяти первому менеджеру Velvet Underground Энди Уорхолу и спровоцировал недолгое воссоединение легендарной группы). Сольные проекты, напротив, демонстрировали тщательную работу с песенной формой и изобретательные аранжировки, где легко обнаружить следы кантри-рока и классической композиции.
Сценический талант КЕЙЛА в полной мере раскрылся в 70-е, когда он появлялся в сумасшедших театральных костюмах и устраивал провокационные перформансы (случай с разделкой живого цыпленка на сцене вошел в историю).
КЕЙЛ много работал с кино. Он автор саундтреков к таким фильмам, как "Что-то дикое" Джонатана Демма, "Кто застрелил Энди Уорхола" Мэри Хэррон, "Баския" Джулиана Шнабеля.
Автобиография Кэйла What`s Welsh for Zen, вышедшая в конце 90-х, мгновенно стала бестселлером.
От его концерта можно ожидать реабилитации рок-н-ролла в одном отдельно взятом зале, эмоционального потрясения, а возможно и культурного шока.
Доподлинно известно одно: единственный концерт Джона Кейла в Москве пройдет в клубе "Апельсин" 14 марта и, весьма вероятно, станет одним из главных культурных потрясений столицы в 2006 году.