Гастрольные удостоверения стали в 10 раз дешевле

Ранее цена на гастрольные удостоверения была одинаковой для отечественных и зарубежных исполнителей, а ее стоимость определялось количеством зрительных мест. Деньги, вырученные от продажи "гастролек", равными частями направлялись в республиканский и местные бюджеты. Государственные, заслуженные и детские ансамбли от платы за разрешение освобождались.
Чтобы получить разрешение на концерт во Дворце Республики, и белорусским, и российским исполнителям нужно было заплатить около 1, 6 тыс. долларов. К этой цифре нужно еще прибавить расходы на аренду помещения и аппаратуры, гонорары музыкантам и обслуживающему персоналу, а также затраты на рекламу. Если вспомнить, что билеты на концерты российских звезд стоят в несколько раз дороже, то становится ясно, что "легальная" организация выступлений белорусских музыкантов была неприбыльным делом. По словам руководителя БМАgroup Виталия Супрановича, организаторы концерта "Фабрики звезд" могли окупить гастрольное удостоверение с продажи 10 билетов, а организаторы выступления группы NRM – только со ста. В результате, многие концерты белорусских исполнителей проходили "подпольно" - концертные промоутеры предпочитали отказаться от широкой рекламы, чтобы не платить за "гастрольки".
Надо отметить, что практики взимания платы за разрешение на проведение концерта нет практически нигде в мире. Положение "О порядке организации гастрольно-концертной деятельности на территории Республики Беларусь" было введено 16 сентября 2003 года после того, как Александр Лукашенко во время встречи с творческой интеллигенцией заявил: "Вы ж посмотрите: мы все отдали в частные руки — какие-то вот есть организации, которые организовывают концерты, еще какие-то мероприятия, какие-то клубы… Почему они действуют? Почему сегодня филармонии не занимаются своей деятельностью? Деньги ж артисты платят, которым мы организовываем здесь концерты, на больших наших площадках. Куда эти деньги поступают? В карман этим людям. И я не зря подчеркивал — государственный театр, государственный ансамбль. Мы из бюджета, из последних сил финансируем эти мероприятия, а за организацию их жулье разного рода, жулье в основном, я знаю, что говорю, кладут деньги в карман. И у меня сразу возникает вопрос: это что, чиновники от культуры и правительства не видят?".

