Этно-фестиваль "Культура, на помощь!"
11 декабря в минском Дворце Искусств прошел фестиваль этнического движения "Культура, на помощь!". В концерте приняли участие белорусские группы "Нагуаль", "Рэха" и "Гуда", Массуд Талебани (Курдистан) и "Наеховичи" (Москва). По замыслу организатора фестиваля, лидера группы "Нагуаль" Леонида Павленка, его участники должны были представить свой взгляд на этническое наследие разных народов и эпох, открыть для зрителей новые культуры и призвать относиться друг к другу с пониманием.
"Этника, как египетская пирамида, хранит в себе особую эстетику, - говорит Леонид Павленок. - В этнических культурах, благодаря их древнему происхождению и тесной связи с бытийными реалиями, заложены базовые принципы организации нашей жизни. Если исполнитель верно "подключился" к песне, если он чувствует ее, – она становится источником информации, передаваемой из поколения в поколение, на протяжении сотен тысяч лет".
Как обычно, организованный Павленком концерт был аншлаговым. Заполнены были не только все места, но и все подоконники и проходы между рядами.
Группа GUDA – это шесть женщин в белорусских народных костюмах, исполнявшие без всякого сопровождения старинные обрядовые песни. Группу "Рэха" возглавляет Андрусь Такинданг, выходец из африканской страны Чад. Несмотря на свою "нездешнюю" внешность, поет и разговаривает он только по-белорусски. Стиль группы критики назвали "афро-шансон".
Массуд Талебани исполняет народные курдские песни на традиционных инструментах; в Беларуси живёт уже шесть лет; играл с этно-группами Kriwi и Ur'ia. Хотя на фестивале выступал, как обычно, один, аккомпанируя себе на большом бубне, принимали его отлично, танцевали (насколько позволяла теснота в зале) и долго не хотели отпускать.
Группа "Нагуаль" играет "психо-фольк": музыканты поют песни на несуществующем языке, используют несколько десятков редких инструментов, а на концертах доводят себя и публику до состояния коллективного транса, пытаясь в ходе исполнения раскрыть глубины "коллективного бессознательного", вызвать оттуда голоса далеких предков. В этот раз они начали с нескольких задумчивых композиций, играя едва слышно: цимбалистка Аня вертела веретено, а басист Леша Дерево размахивал загадочным белым шлангом, издававшим негромкий свист. Выступление "Нагуаля" развивалось по нарастающей – и закончилось их фирменным "этно-трэшем", со всеобщим безумием и дикими завываниями.
Московская группа "Наеховичи" играет пронзительную смесь джаза, шансона и еврейской музыки. Солируют в ней гитарист Иван Жук (сотрудничал с Ириной Богушевской, Фёдором Чистяковым, группами "Умка и Броневичок") и кларнетист Олег Дробинский; кроме того, инструментарий группы включает в себя баян, барабаны и тубу (большая труба, заменяющая бас). Иван Жук – отличный шоумен, виртуозный гитарист и сильный вокалист, поющий на языке "идиш" одновременно экстатичные и печальные песни.
15 декабря Леонид Павленок в кафе "Добрые мысли" представит этно-панк проект "Переходник". Иван Жук согласился остаться на несколько дней в Минске и подыграть "Переходнику".
"Этника, как египетская пирамида, хранит в себе особую эстетику, - говорит Леонид Павленок. - В этнических культурах, благодаря их древнему происхождению и тесной связи с бытийными реалиями, заложены базовые принципы организации нашей жизни. Если исполнитель верно "подключился" к песне, если он чувствует ее, – она становится источником информации, передаваемой из поколения в поколение, на протяжении сотен тысяч лет".
Как обычно, организованный Павленком концерт был аншлаговым. Заполнены были не только все места, но и все подоконники и проходы между рядами.
Группа GUDA – это шесть женщин в белорусских народных костюмах, исполнявшие без всякого сопровождения старинные обрядовые песни. Группу "Рэха" возглавляет Андрусь Такинданг, выходец из африканской страны Чад. Несмотря на свою "нездешнюю" внешность, поет и разговаривает он только по-белорусски. Стиль группы критики назвали "афро-шансон".
Массуд Талебани исполняет народные курдские песни на традиционных инструментах; в Беларуси живёт уже шесть лет; играл с этно-группами Kriwi и Ur'ia. Хотя на фестивале выступал, как обычно, один, аккомпанируя себе на большом бубне, принимали его отлично, танцевали (насколько позволяла теснота в зале) и долго не хотели отпускать.
Группа "Нагуаль" играет "психо-фольк": музыканты поют песни на несуществующем языке, используют несколько десятков редких инструментов, а на концертах доводят себя и публику до состояния коллективного транса, пытаясь в ходе исполнения раскрыть глубины "коллективного бессознательного", вызвать оттуда голоса далеких предков. В этот раз они начали с нескольких задумчивых композиций, играя едва слышно: цимбалистка Аня вертела веретено, а басист Леша Дерево размахивал загадочным белым шлангом, издававшим негромкий свист. Выступление "Нагуаля" развивалось по нарастающей – и закончилось их фирменным "этно-трэшем", со всеобщим безумием и дикими завываниями.
Московская группа "Наеховичи" играет пронзительную смесь джаза, шансона и еврейской музыки. Солируют в ней гитарист Иван Жук (сотрудничал с Ириной Богушевской, Фёдором Чистяковым, группами "Умка и Броневичок") и кларнетист Олег Дробинский; кроме того, инструментарий группы включает в себя баян, барабаны и тубу (большая труба, заменяющая бас). Иван Жук – отличный шоумен, виртуозный гитарист и сильный вокалист, поющий на языке "идиш" одновременно экстатичные и печальные песни.
15 декабря Леонид Павленок в кафе "Добрые мысли" представит этно-панк проект "Переходник". Иван Жук согласился остаться на несколько дней в Минске и подыграть "Переходнику".