Zodiac возвращается

Музыка в стиле "диско", пришедшая в СССР в середине 70-х гг., представленная творчеством таких широко известных групп, как ABBA, Boney M., Space, Arabesque, Village People, Eruption, Dschinghis Khan, быстро завоевала популярность у миллионов советских меломанов и широких масс простых слушателей. Многочисленные профессиональные и любительские вокально-инструментальные ансамбли, доминировавшие в те времена на отечественной эстраде, охотно исполняли произведения зарубежных кумиров, перепевая их на русском языке. Формат ВИА (ударные, бас-гитара, несколько ритм-гитар, синтезатор), предназначенный для живого исполнения популярной музыки на концертах и танцплощадках, подходил для исполнения отечественных популярных песен, но был не вполне пригоден для диско-музыки с её студийным звучанием.

В конце 70-х гг. в недрах студенческого клуба Латвийской Государственной консерватории имени Я. Витолса Янис Лусенс создаёт группу "Зодиак", почти целиком сосредоточившуюся на студийной работе. Также Янис Лусенс периодически сотрудничал с группой Юриса Кулаковса ARCA, которая играла джаз-рок собственного сочинения и была популярна на самодеятельной сцене.

Все участники исходного состава «Зодиака» также были студентами Латвийской государственной консерватории: Зане Грива, игравшая в группе на клавишных, обучалась по классу фортепьяно, ударник Андрис Райнис и басист Айнарс Ашманис обучались на отделении духовых инструментов, а гитарст Андрис Силис обучался по классу контрабаса.

В 1981м году группа выпускает на фирме «Мелодия» свой дебютный
альбом - «Диско Альянс», произведший мгновенный, хотя и недолговечный, фурор на всей территории Советского Союза. Диск стал своего рода ответом на феномен европейской танцевальной электроники, в частности, французской группы SPACE.

Пластинки, вышедшие большим тиражом, раскупались мгновенно во всех уголках нашей огромной страны. Эту группу слушал и стар, и млад. Вряд ли была такая семья, где не было бы первого альбома Зодиака.

Помимо композиторского таланта Лусенса, важным элементом успеха «ЗОДИАКА» был Александр Грива, в то время один из лучших звукорежиссеров страны, имя которого стояло на многих пластинках серьезной музыки.

Как для Лусенса, так и для Гривы идея записать альбом диско, танцевальной музыки сугубо функционального характера, была скорее поводом испытать силы в новом жанре, нежели результатом художественных исканий. Записанный с явной оглядкой на SPACE (и с реминисценциями из музыки последних) при помощи музыкантов ARCA, альбом заполнил очевидную нишу между спросом на подобную музыку и представленным лишь западными образцами предложением.

Если в быстрых композициях большое значение придаётся мелодии и басам, то медленная композиция "Мираж" предельно насыщена полифонией. В отличие от многих западных проектов, Зодиак невозможно упрекнуть в однообразии. Зодиак никогда не был эпигоном самого себя.

Сильная сторона творчества группы - соответствие названий композиций содержанию. Cлушая "Рок на льду" из первого альбома, многие вспоминают победные выступления советских фигуристов из плеяды И. Родниной и А. Зайцева. В традиционном для советской эстрады стиле, связанным с увлечением синтезаторной полифонией в верхних регистрах и ударными, написана тема "Провинциальное диско". В свою очередь, именно в ней мы встретим всю прелесть манипуляции с мелодией в различных октавах. Именно этот элемент - один из самых трудных для жанра инструментального диско, страдающего однообразием. «Зодиак» является блестящим образцом творческого гения, воображения и изобретательности.

Композиции группы активно используются советским телевидением на «заставках».

.«Диско Альянс» стал не только первым и единственным успехом «ЗОДИАКА», но и вызвал к жизни ряд аналогичных работ, наиболее интересной из которых стал альбом «Дискофония» (1981) группы «АРГО» из литовского Каунаса.

Второй альбом «ЗОДИАКА», «Музыка во Вселенной» (1983), был бледной копией первого и прошел незамеченным. Если в первом альбоме лейтмотивом звучит тематика диско, то во втором альбоме Я. Лусенс обращается к космосу. Новые инструменты, новые ритмы, новый состав (гитарист Дзинтарс Сагенс, басист Иварс Пилка), упор на гитары, синкопированный ритм. И такая же великолепная полифония в композиции "В свете Сатурна".

Все альбомы Зодиака являются уникальными, не похожими друг на друга, и представляют собой композиции, связанные определённым стилем и тематикой. Первый альбом выполнен в стиле "диско" и включает в себя как быстрые ритмичные мелодии, так и медленные лирические. В первых двух композициях "Диско Альянса" чувствуется влияние группы Space, но именно они определили лицо группы: обилие новых космических звуков синтезаторов. Характерная черта альбома - увлечение Яниса Лусенса низкими регистрами. Мелодии ритмичных композиций звучат попеременно в верхних и нижних октавах. Особо хочется отметить разнообразие ритмического рисунка у бас-гитары, которая во второй композиции фактически представляет собой самостоятельный солирующий инструмент, сливаясь с клавишными.

Годом позже Лусенс закончил консерваторию, став музыкальным руководителем группы «НЕПТУН», а с середины 80-х годов полностью переключился на академическую музыку: он сочинял музыку к спектаклям, писал песни на стихи латышских поэтов и сюиты, в которых порой использовал элементы современного рока.

В 1999м году оба альбома группы выходят в Латвии на одном компакт-диске, “Disco Alliance”, изданном лейблом “Microphone Records”.

В 2002м году проект ППК делает cover-версию на титульную композицию с первого альбома группы – Zodiac, озаглавив свою версию Resurrection. Композиция становится весьма популярной в клубах всей Европы, включая такой бастион современной танцевальной музыки, как остров Ибица.

В 2005м альбом “Disco Alliance” в ремастированном виде будет издан и в России, компанией Gala Records. Релиз ожидается в конце ноября.

©1996-2024 Музыкальная газета