До свиданья, Левин

Один из самых известных бас-гитаристов современности, давно уже прочно укрепившийся в истории рока, наконец добрался до России. В рамках King Crimson Festival Тони Левин отыграл в северной столице 21-го октября, но накануне познакомился с московской публикой в набитом до отказа клубе Б-2. В тот же день в Москве некоторые любители экстрима могли посетить концерт ещё одной заокеанской именитости. Фил Коллинз – барабанщик и вокалист группы Genesis - в России так же впервые. И это ещё не все совпадения. Интересный факт: когда Коллинз только объявился в Genesis, там запевал некто небезызвестный мистер Питер Гэбриэл. Позже этот гражданин покинет группу ради сольной деятельности, пригласит к себе Тони Левина, и тот не пропустит запись ни одного альбома маэстро Гэбриэла. И это не всё. В Москву одновременно с Коллинзом Левин заявится в сопровождении не абы кого, а музыкантов… правильно! Мистера Гэбриэла! Кажется всё.

При чём здесь King Crimson Festival? При том, что Левин, успевший переиграть с умопомрачительной частью западной музыкальной элиты (John Lennon, Paul Simon, Pink Floyd, Liquid Tension Experiment и проч.), номинально оставался в составе KC даже когда в реальности был занят совершенно в других проектах. Так, например, посетить Россию вместе с King Crimson (в 2003-м) Левину не позволила занятость в гастролях исполнителя Seal.

Россию Левин считает чуть ли не родной – его бабушки-дедушки то ли отсюда, то ли из соседних Украины-Белоруссии. Команда, с которой приехал Левин, дабы не вводить никого в заблуждения называется просто Tony Levin Band и ни много ни мало числится в списке номинантов на Грэмми. Помимо гитариста Jesse Gress, ударника Jerry Marotta и клавишника Larry Fast в Band`е играет младший брат Левина – джазовый пианист Pete Levin.
Инструмент Левина-старшего называется стик (stick – «палка»). Формально это гибрид гитары и баса, лишённый за ненадобностью привычного гитарного корпуса и имеющий от 8 до 12-ти струн, на котором играют тач-стайлом, т.е. двумя руками как на клавишных. Полное название инструмента – Chapman Stick по имени его создателя. Что касается изобретений авторства самого Левина – funk-fingers – палочки, крепящиеся к пальцам, бьющим по струнам баса - это результат бесконечных левиновских поисков новых звуков.

Слушатели удивлялись хитроумным причудам Левина, а Левин удивлялся слушателям. Музыканты были явно приятно ошарашены горячим местным приёмом - то и дело они доставали припасённые фотоаппараты и «щёлкали» аплодирующий зал. Дружеская атмосфера создалась буквально с первых минут появления исполнителей на сцене. Они всем Band`ом (кроме Фаста) выстроились у микрофона, сделали залу знак «потише» и с серьёзными лицами «представились» композицией The Barber Shop - эдакий вокальный квартет в лучших традициях одноимённого стиля «барбершоп». Далее на сцене всё непрестанно менялось: исполнялись композиции с последнего альбома, «Танец с саблями» Хачатуряна и итальянская грусть L’Abito della Sposa, дуэт братьев Левиных «Belle» (посвящённый их матери) и проникновенный сольный номер, спетый и сыгранный Левиным-старшим на Ямахе брата.
Всё это перемешивалось с исполнением кавер-версий хитов Led Zeppelin, King Crimson, Genesis. Пару раз функции вокалиста весьма успешно примерял Джерри Маротта. Он же исполнял роль массовика-затейника, предложив залу задавать ему вопросы и услышав «Can you dance?» - не моргнув глазом ответил «Yes! I can dance! Other questions?». На другую шутку «Правда ли, что он ударник?» Маротта также отвечал утвердительно, попросив только не рассказывать об этом факте его друзьям… Последние Black Dog, Back In N.Y. City и Elephant Talk исполнялись уже в таком драйве, что никто не помнил, что на дворе первый час ночи, а музыканты уже дважды выходили на бис.

Мария ЗОТОВА

©1996-2024 Музыкальная газета