3 сентября в клубе Б2 выступила Патти Смит

3 сентября в клубе Б2 выступила Патти Смит – фигура, без которой в нашей стране обходились довольно долго. Всегда, до минувшей субботы. Тем сильнее полученное потрясение. Патти Смит наглядно продемонстрировала как можно предъявлять условия и оставаться максимально доступной; вызывающе задирать майку, медленно подтягивая джинсы, и оставаться непомерно привлекательной, сплёвывая на сцену; нецензурно браниться и сохранять такое спокойствие, простоту и адекватность.

Зрителей попросили не курить. Личная просьба Патти Смит. Довольно неожиданная для той, кого именуют «первым панком на деревне». Впрочем, запреты на то-сё – норма в случае с «заслуженными», но когда ещё вас пожалеют, если секьюрити грубо стащил вас со сцены, и позволят, даже позовут (!) на неё подняться? Может эти уроки вежливости для дикарей и попахивают безрассудством, но для Патти Смит опыт демократии в России прошёл благополучно. Когда счастливчик, прыгнув со сцены в толпу, приземлился на собственную голову, других желающих попользоваться гостеприимством хозяйки сцены не нашлось.

Если кто и схлопотал в тот вечер отрицательные эмоции, так это были секьюрити, выслушавшие от Патти «телегу» в свой адрес, щедро нашпигованную едрёными английскими прилагательными, понятными каждому русскому. В остальном эта «бабушка», которой нас пугали, словно Ягой, позвякивающей иссохшими костяшками, задала ураган позитива, на какой способны теперь вероятно только такие живые анахронизмы. Правда последним, скорее, выглядела сама публика. Заросший седой коллекционер, копающийся в пакетике с дисками, притащенными ради «крещения» автографом, девочка-фрик, пытающаяся подвывать за Патти, поклонник Гребенщикова, проявивший свою страсть на «Ghost Dance» и пытающиеся протиснуться в этом концентрате тел официанты с несуразно помпезными блюдами, колышашимися над головами сдавленной почти до единородности массы меломанов.

Впрочем, Смит было не до того. Два пульта и привезённые «свои» звукорежиссёры оказались плохой страховкой – технические проблемы возникли после первой же композиции и перманентно давали о себе знать на протяжении всего выступления.
Патти «налегала» на дебютник «Horses», переиздание которого «под винил» продавалось с лотков клуба вместе со знаменитым «Easter», двойником «Land» и другими релизами Смит, среди которых бросалось в глаза отсутствие последнего «Trampin’».

Знакомую пружинистость «Redondo Beach» разбавил слащеватый бэк-вокал Ленни Кэя и Тони Шенехена и тут же последовал первый смачный плевок Патти, ставший не единственным голом в ворота пуристов в тот вечер. Первый катарсис случился на «Free Money». Тем, кто ещё не готов признать в Патти певицу следовало это услышать, тем более, что со времён «Horses» её голос только прибавил в силе и выразительности! Впрочем, Патти не единоличница. Будь то появление на сцене Умки во время «Ghost Dance» или заметно сильнее, нежели на записи, выделенная басистом партия в «Ain't It Strange» - в её лохматом роке есть место всему.
«Because the Night» - второй апофеоз вечера и снова разительное отличие от бренчащей версии альбома «Easter». Можно переслушать все альбомы Патти Смит, но её живое выступление всё равно перевернёт ваше представление о ней.

В течении концерта в руках Патти появляются то акустика, то электро-гитара, но играет она одинаково примитивно, так что скоро перестаёшь замечать что там у неё снова: фагот или губная гармошка – осмысленного соло не будет. Даже гитарист Ленни Кэй балует ими тут не чаще, чем своим вокалом. Но какое кому до этого дело, когда Патти поёт, скажем, «People Have a Power»? И какое дело Патти Смит, что у неё уже был сегодня шестичасовой саундчек, да и сам концерт уже можно с чистой совестью завершить, но осталось не спето слишком много отличных песен.

На бис она отыграет ещё почти целое отделение. Там будут и «Like a Rolling Stone», и «Rock’n’Roll Nigger». В конце она скажет эти слова про Иисуса, и к этому моменту в вашей голове должна остаться только одна мысль, одно желание, простое и вместе с тем почти не осуществимое – снова оказаться на концерте Патти Смит. И тогда – вы всё услышали правильно.

Мария ЗОТОВА

©1996-2024 Музыкальная газета