5-8 мая в Культурном центре Дом пройдет фестиваль "Альтернатива 19"
Альтернатива - первый и единственный наш фестиваль, начавшийся в эпоху перестройки и гласности и переживший свое время. Даже два времени, если считать эклектичный и безденежный постсоветский период (с 1993 по 1998 гг.), когда бесхозной «Альтернативе», чтобы выжить, приходилось рядом с суперзвездными именами (от Ансамбля «Модерн» до Питера Хэммилла) включать в афиши концерты-квартирники.
Но в мае 1999-го года именно «Альтернативой» открылся культурный центр «Дом». В ряду «домашних» фестивалей («Глубокая глотка или Опасные связки», «По ковру», «Кубок Ориона», ФСК) «Альтернатива» - самый радикальный, самый экспериментальный. Его цель - объединение всех «авангардных» тенденций в мировой музыке, пост-роке, «свободном джазе» и высокотехнологичном звуковом творчестве.
«Альтернатва 19: музыка в реальном времени», собственно, и задумывалась так. Чтобы в конце фестиваля его участники устроили нечто вроде jam session – свободную коллективную импровизацию. Подобный эксперимент был предпринят лишь однажды – на первой постсоветской «Альтернативе-93» - импровизировали под фонограмму Полин Оливерос «Восторг троглодитов». И мисс Оливерос конечный результат одобрила. Но теперь место фонограммы займет ЖИВАЯ МУЗЫКА В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ – акустическая – академическая композиция и постиндустриальный нойз… Что может быть значительнее поисков общего языка?
Разумеется, все участники «Альтернативы» показывают и свои собственные проекты. В программе:
5 мая -- ФИГРОКИ -- Ансамбль ФИГС (Петербург); Очередной проект Николая Судника - лидера легендарной группы советского андерграунда «Зга».
6 мая: С Д.УХО В -- 1 отделение -- Вечер памяти Альбины Стояновой (Стефану); Пять коротких электронных сочинения Альбины Стояновой; Романсы "Поэма ночи" и "Рифмологион" в исполнении Светланы Савенко – сопрано и Олеси Ростовской – фортепиано; камерное сочинение "А-Трели" для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано в исполнении Ансамбля Музучилища имени Ипполитова-Иванова; Электронные сочинения: 1.Бирюльки (1994); 2. Rockefeller (1998); 3. Unseen Voices (1996); 4. Демон (1997); 5. Music Box (1998); видео (для электронных сочинений) - Андрей Топунов.
Альбина Стоянова-Стефану (1969-2003) окончила Московскую консерваторию как композитор и Post - graduate studies (аспирантуру) в Дартмут-колледже по специальности электроакустическая музыка у одного из создателей синклавира Джона Эпплтона. Эстетически была связана с Ассоциацией современной музыки-2. По заказу Альтернативы-95 сочинила самое известное свое произведение «А-трели». Сотрудничала с Термен-центром, выступала как профессиональная вокалистка и в США занялась не свойственной нашей электроакустике text - sound composition. В программе вечера прозвучат практически все ее сочинения
2 отделение -- Агата ЗУБЕЛЬ ( Agata Zubel ) – голос, препарированное фортепиано, электроника; Цезарий ДУХНОВСКИ ( Cezary Duchnowski ) – голос, электроника (Польша).
Дуэт композиторов-исполнителей Агаты Зубель – Цезария Духновского. Вместе они – лауреаты Конкурса электроакустики ЮНЕСКО (Рим 2004). Композитор и певица Агата Зубель – одна из самых ярких личностей современной польской музыки, лауреат нескольких композиторских конкурсов в Польше и за рубежом (в т.ч. имени Юргенсона в России). Как вокалистка исполняет музыку многих современных композиторов - от классика ХХ века Лючано Берио до молодых экспериментаторов-электронщиков (своего партнера Цезария Духновского, австрийца Бернхрда Ланга, бразильца Альфредо Виньяо).
7 мая : /новый джаз/ ДОМ С ПРИВИДЕНИЯМИ -- Группа SPOOKY ACTIONS ( США ); Вариации на темы Антона Веберна
Название Spooky Actions («Призрачные действия» - это из мало известной у нас фразы Эйнтштейна, который таким образом охарактеризовал поведение элементарных частиц, сравнивая их с макромиром.
Это проект гитариста и одновременно профессора Принстонского университета Брюса Арнольда - эзотерического экспериментатора, берущегося за совершенно, казалось бы, не подвластный новоджазовой импровизации материал: от григорианских песнопений Хильдегарды фон Бинген и индейских обрядовых песнопений до блюзов в додекафонной системе (с известным у нас французским гармошечником Кер-Урио) и даже сериализма Антона Веберна. Несмотря на это и на нетрадиционный импровизационный стиль, даже весьма консервативный джазовый журнал Down Beat дал двум альбомам Трио высшую оценку. Последнюю программу ансамбль Брюса Арнольда будет показывать и в Москве.
8 мая: /новая импровизационная музыка/.
1 отделение: группа КНЯЗЬ МЫШКИН (Минск) – импровизационный проект гитариста Леонида Нарушевича, в свое время лидера пост-рок-группы «Зартипо». Между прочим, обозреватель «Московских новостей» Юрий Васильев начинал как пианист «Князя Мышкина»…
2 отделение: Дмитрий Александрович Пригов, Ираида Юсупова, Александр Долгин; Проект Видеоопера; «Россия» (при участии кота Васьки и его хозяина Германа Виноградова); «Сизифъ» (мировая премьера); «Книга» (перформанс Дм.А.Пригова и Ираиды Юсуповой с «живым» видео Александра Долгина, первое исполнение).
3 отделение: межжанровая коллективная импровизация всех участников фестиваля.
Но в мае 1999-го года именно «Альтернативой» открылся культурный центр «Дом». В ряду «домашних» фестивалей («Глубокая глотка или Опасные связки», «По ковру», «Кубок Ориона», ФСК) «Альтернатива» - самый радикальный, самый экспериментальный. Его цель - объединение всех «авангардных» тенденций в мировой музыке, пост-роке, «свободном джазе» и высокотехнологичном звуковом творчестве.
«Альтернатва 19: музыка в реальном времени», собственно, и задумывалась так. Чтобы в конце фестиваля его участники устроили нечто вроде jam session – свободную коллективную импровизацию. Подобный эксперимент был предпринят лишь однажды – на первой постсоветской «Альтернативе-93» - импровизировали под фонограмму Полин Оливерос «Восторг троглодитов». И мисс Оливерос конечный результат одобрила. Но теперь место фонограммы займет ЖИВАЯ МУЗЫКА В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ – акустическая – академическая композиция и постиндустриальный нойз… Что может быть значительнее поисков общего языка?
Разумеется, все участники «Альтернативы» показывают и свои собственные проекты. В программе:
5 мая -- ФИГРОКИ -- Ансамбль ФИГС (Петербург); Очередной проект Николая Судника - лидера легендарной группы советского андерграунда «Зга».
6 мая: С Д.УХО В -- 1 отделение -- Вечер памяти Альбины Стояновой (Стефану); Пять коротких электронных сочинения Альбины Стояновой; Романсы "Поэма ночи" и "Рифмологион" в исполнении Светланы Савенко – сопрано и Олеси Ростовской – фортепиано; камерное сочинение "А-Трели" для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано в исполнении Ансамбля Музучилища имени Ипполитова-Иванова; Электронные сочинения: 1.Бирюльки (1994); 2. Rockefeller (1998); 3. Unseen Voices (1996); 4. Демон (1997); 5. Music Box (1998); видео (для электронных сочинений) - Андрей Топунов.
Альбина Стоянова-Стефану (1969-2003) окончила Московскую консерваторию как композитор и Post - graduate studies (аспирантуру) в Дартмут-колледже по специальности электроакустическая музыка у одного из создателей синклавира Джона Эпплтона. Эстетически была связана с Ассоциацией современной музыки-2. По заказу Альтернативы-95 сочинила самое известное свое произведение «А-трели». Сотрудничала с Термен-центром, выступала как профессиональная вокалистка и в США занялась не свойственной нашей электроакустике text - sound composition. В программе вечера прозвучат практически все ее сочинения
2 отделение -- Агата ЗУБЕЛЬ ( Agata Zubel ) – голос, препарированное фортепиано, электроника; Цезарий ДУХНОВСКИ ( Cezary Duchnowski ) – голос, электроника (Польша).
Дуэт композиторов-исполнителей Агаты Зубель – Цезария Духновского. Вместе они – лауреаты Конкурса электроакустики ЮНЕСКО (Рим 2004). Композитор и певица Агата Зубель – одна из самых ярких личностей современной польской музыки, лауреат нескольких композиторских конкурсов в Польше и за рубежом (в т.ч. имени Юргенсона в России). Как вокалистка исполняет музыку многих современных композиторов - от классика ХХ века Лючано Берио до молодых экспериментаторов-электронщиков (своего партнера Цезария Духновского, австрийца Бернхрда Ланга, бразильца Альфредо Виньяо).
7 мая : /новый джаз/ ДОМ С ПРИВИДЕНИЯМИ -- Группа SPOOKY ACTIONS ( США ); Вариации на темы Антона Веберна
Название Spooky Actions («Призрачные действия» - это из мало известной у нас фразы Эйнтштейна, который таким образом охарактеризовал поведение элементарных частиц, сравнивая их с макромиром.
Это проект гитариста и одновременно профессора Принстонского университета Брюса Арнольда - эзотерического экспериментатора, берущегося за совершенно, казалось бы, не подвластный новоджазовой импровизации материал: от григорианских песнопений Хильдегарды фон Бинген и индейских обрядовых песнопений до блюзов в додекафонной системе (с известным у нас французским гармошечником Кер-Урио) и даже сериализма Антона Веберна. Несмотря на это и на нетрадиционный импровизационный стиль, даже весьма консервативный джазовый журнал Down Beat дал двум альбомам Трио высшую оценку. Последнюю программу ансамбль Брюса Арнольда будет показывать и в Москве.
8 мая: /новая импровизационная музыка/.
1 отделение: группа КНЯЗЬ МЫШКИН (Минск) – импровизационный проект гитариста Леонида Нарушевича, в свое время лидера пост-рок-группы «Зартипо». Между прочим, обозреватель «Московских новостей» Юрий Васильев начинал как пианист «Князя Мышкина»…
2 отделение: Дмитрий Александрович Пригов, Ираида Юсупова, Александр Долгин; Проект Видеоопера; «Россия» (при участии кота Васьки и его хозяина Германа Виноградова); «Сизифъ» (мировая премьера); «Книга» (перформанс Дм.А.Пригова и Ираиды Юсуповой с «живым» видео Александра Долгина, первое исполнение).
3 отделение: межжанровая коллективная импровизация всех участников фестиваля.