16-е апреля. Минск, Театр эстрады. «Походный шелкопряд»

Это была не просто гусеница. Это был фестиваль. Нет, в программке написано более точно: «пятичасовой музыкальный спектакль, рассказывающий о становлении личности, идущей через сомнения, отчаяние и крайности к гармонии, мудрости и внутреннему покою». Вот так-то. Организаторы -- «Муравей inc.» и «Творческий дом». Предлагаю разобрать определение «музыкальный спектакль» по частям.
Часть первая. Нетрадиционная музыка. Которая идет не просто из головы. Она вытекает, выползает, вырастает из самой человеческой сущности (где-то животной, а где-то, наоборот, божественной... все мы подвержены крайностям).

ZOMBIE ZOO. ЗООПАРК ЗОМБИ -- и этим все сказано. Посаженные в клетку и стремящиеся на волю. Их не пускают, а они все равно хотят. Хотят, жаждут, неистовствуют.

Сергей Пукст. Просто поразительно. Как и всегда. Промелькнуло желание хлопать стоя и кричать «браво». Промелькнуло и куда-то исчезло, потому что поняла: не в силах оторваться от кресла -- прижало и придавило разбушевавшимися эмоциями, не желающими боле томиться в тюрьме человеческого тела. Очаровательное исполнение главного козыря Мерилин Монро I Wanna Be Loved By You. Ох, если бы она это слышала! Милая сексапильная девочка. Любимица президента и всего мужского населения. Вот, где звучало настоящее желание!

ГВОЗДИ. Концептуальный классик-авангард? Как же я НЕ люблю эти модные слова и составленные из них предложения. Скажу только, что было здорово. Смелая скрипка. Неожиданный рояль. Ненавязчивая и влекущая за собой джамба. И бас. Самый яркий и самый сочный. Самый «на первом плане» (не удивительно).

ПАПАРИС (мои любимцы). Космический танцевальный психодел, заставляющий двигаться в ритме диско. Снова импровизация? Снова. И снова выше возможностей моего словаря (нет, попробовать, конечно, можно. Только согласитесь ли вы читать длинню-ю-ющие телеги? А по-другому здесь не получится). Очень в тему и очень к месту было световое шоу. Мне уж показалось, что я совсем в другую галактику переместилась. Состояние невесомости. О да! Именно оно.

НАГУАЛЬ. Вернее, лишь отдельная часть. Проект, который назвали ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПЛОВЦЫ. Небольшое по времени выступление. Но... Знаете, иногда так не хватает, чтобы кто-нибудь вдарил по джазу. Это и было сделано. Вдарили так, что джаз остался только воспоминанием. Приятным и незатейливым. Обрамленным внутренним состоянием человека.

КНЯЗЬ МЫШКИН. Опять бесконечно. Опять путешествие. Опять интуитивно и на ощупь. Четырнадцать лет уж вам минуло (не обсчиталась ли я?), а вы все гнете... И гните. Потому что это бесподобно и сказочно. Музыкальные истории -- после этого никаких художественных фильмов не захочется.

ЛОЯЛЬНЫЙ МУРАВЕЙ. Балансируют на грани. Желаемого и возможного. Приемлемого и отвергаемого. Стремление вверх и только вверх: такие ассоциации у меня рождаются, когда я слышу ЛМ.

СЕРЕБРЯННАЯ СВАДЬБА. Хе-хе-хе! Пригородный шансон. Приукрашенный французским веянием. Спасенный от истинной пошлости. Откровенные песни. Откровенное исполнение. Нравится мне Беня. За то, что атмосферу разрядить умеет. Зал стонал от смеха.

ПЕРВОМИР. Действительно, загадочно и... по душе. Только вот я бы слушала вас вечером. В комнате, где курятся благовония и из освещения -- только свечи. Медитация. Релакс. То, что по-хорошему размазывает и не сопутствует возвращению к активному действию.

АЛЬТАНКА (снова мои любимцы). Эпическое этно. Фолк, который заставляет танцевать не потому, что там присутствуют дэнсовые мотивы, а из-за самого стремления твоего сознания двигаться (под ЭТНО-ТРИО ТРОИЦА так почему-то не попляшешь). Это был финал.

Часть вторая (на самом деле, она была перемешана с первой). Спектакль. Тут тоже можно несколько ответвлений набросать. Во-первых, молодые поэты, демонстрирующие свои стихотворения. Среди них Эльф, Евгения Манцевич, Маша Усова, Кристина Июльская, Диана Балыко. Стихи о переживаниях, вере, женской ранимости (кстати, Эльф -- единственный представитель мужского пола). Теперь во-вторых. Спектакль действительно был. На протяжении всего вечера. Он начинался прямо от входных дверей, продолжался в зале и сопровождал ведущего. Авангардный театр EYE. Все его действия, да и вообще весь вечер, были посвящены гусенице шелкопряда. Рассказывали и наблюдали его жизненный путь, развитие. Почти человеческое.

Что еще сказать? Хоть публика и утомилась слегка за пять часов и под конец с трудом реагировала на музыкальные раздражители, все равно было занятно. Получила истинное внутреннее услаждение.

WASP

©1996-2024 Музыкальная газета