Anne-Sophie Mutter играет концерты Дютийе, Стравинского и Бартока

1 марта выходит новая пластинка ANNE-SOPHIE MUTTER - самой известной и востребованной скрипачки современности. В программе альбома - скрипичные концерты Дютийе, Стравинского и Бартока.

Большинство великих скрипичных концертов предполагают «двойное авторство», диалог композитора и солиста. Так было в 1930-е, когда Стравинский писал свой концерт для польско-американского скрипача Samuel Dushkin, а Барток – для венгра Zoltán Székely. И так же было несколькими десятилетиями позже, когда Дютийе посвятил свое произведение Анне-Софи Муттер. Но если более ранние коллаборации были основаны на практических опытах – Стравинский работал с Душкиным в период написания концерта, а Барток, как пианист, выступал с Székely – то «Sur le même» опирался более на духовное родство.

Стравинский впервые услышал о Душкине в 1930 году, когда его немецкий издатель, Willy Strecker, предложил идею написания скрипичного концерта, который стал бы подходящим произведением после фортепианного концерта (Capriccio) и симфонии (Симфония Псалмов). Композитор очевидно согласился, и вскоре к нему пришла идея: созвучие D-E-A.

Душкин сомневался и предложил свой удобный вариант исполнения. Так Стравинский получил то, что называл «пропуском» к своему концерту. Он был впервые исполнен в Берлине 23 октября 1931 года. Душкин исполнял партию скрипки, а Стравинский стоял за дирижерским пультом.

Барток же, напротив, не присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в исполнении Székely и дирижера Willem Mengelberg в Амстердаме в марте 1939. Композитор услышал свое сочинение четырьмя годами позже. Барток писал концерт в 1937-38 гг. и вложил в это произведение смысл творческого превосходства перед лицом зла и опасности. Очевидно, первоначальным замыслом Бартока было создание цикла вариаций для скрипки и оркестра. Székely, также привлеченный к работе, был несколько разочарован, т.к. ожидал полноценного концерта в трех частях, и Барток в конце концов согласился с ним. Но композитор имел и свой собственный путь, поэтому написал медленную часть в форме вариаций, а финал превратил в вариант первой части.

Идея вариаций присутствует и в сочинении Дютийе, название которой - ”На одном аккорде” - указывает на то, что весь музыкальный материал вырастает из трансформаций шести нот, звучащих в самом начале. Легкий на первый взгляд ноктюрн создавался длительное время: по воспоминаниям Муттер, ей было 16, когда работа началась, и 30, когда она была закончена. Впервые скрипачка исполнила эту пьесу в Лондоне 28 апреля 2002 года, дирижировал Курт Мазур.
«Произведение, которое всегда вызывало у меня желание представить его со своей личной точки зрения, - рассказывает она – это Виолончельный концерт Дютийе «Tout un monde lointain», который произвел на меня огромное впечатление. Это прекрасное сочинение для сольного струнного инструмента, с бесподобным сочетанием лирических элементов и очень сложных ритмически фрагментов, отданных ударным. Дютийе – композитор, заново изобретающий свой собственный язык в каждом произведении, но я нахожу те же черты в Sur le même accord. Для меня, он – величайших из ныне живущих композиторов.»

«Он постоянно недоволен своими сочинениями и каждую минуту предлагает новые варианты. Сначала он был неудовлетворен окончанием, и послал мне новую версию, которую я выучила наполовину, т.к. была уверена: он придумает что-то еще. Так и вышло: за этой версией последовали еще две».

«Удивительно еще то, что он помнит каждую деталь своей музыки. На одной репетиции возник вопрос относительно вторых скрипок и он немедленно встал и написал четыре или пять тактов по памяти».

Написанный с точностью и определенностью, этот концерт однако предполагает и импровизаторскую свободу. «Арию», по словам Муттер. От исполнителя требуется как виртуозность так и мелодичность. И этот факт явно указывает на то, что Дютийе писал свой Sur le même accord для конкретного исполнителя.

©1996-2024 Музыкальная газета