AKROPAL
На гильотину «формата» не пойдем!

В начале 90-х годов прошлого столетия лидеры белорусской рок-сцены по разным причинам (в основном, из-за массового призыва в армию) почти прекратили концертные выступления и записи. Тогда надежную поддержку нашему молодому рок-движению оказали региональные исполнители и группы. Эта ответственность легла на плечи музыкантов Полоцкой земли. С этой миссией полочане справились успешно, и их музыка тогда не переставала подпитывать слушательский интерес к белорусским командам. Так была обеспечена непрерывность творческого процесса. Теперь никто не скажет, что этот этап в истории белорусского рока прошел впустую.

С тех пор региональная рок-музыка стала восприниматься как “золотой резерв” отечественного рок-движения, как источник оригинальных творческих идей и неслыханных ранее стилистических замесов. Хотя и здесь теперь не все гладко: сегодня многие музыканты из регионов, стараясь подражать заезжим и местным “звездам”, скатываются во вторичность, становятся провинциальными. Поэтому так радует появление интересных молодых команд, для которых важно не копирование, а свой, незамутненный столичными трендами, взгляд на музыкальное творчество.

Не знаю, как сложится далее судьба группы AKROPAL из Смолевичей, но сегодня их музыка привлекает внимание слушателей и критиков, которые увидели потенциал в этой команде. Да и только что вышедший альбом AKROPAL «Дзе вы згубілі мяне?» заставляет говорить о них, как о перспективных исполнителях. Естественно, с оговорками: если музыканты AKROPAL будут развиваться как исполнители, если не будут поддаваться искушениям «легкого пути», не занедужат на отечественную разновидность «зорнай хваробы»…

О том, при каких обстоятельствах и в каких условиях в городе Смолевичи возникла группа AKROPAL, сегодня рассказывает гитарист группы Анатолий или, как он сам себя зашифровал на диске «Дзе вы згубілі мяне?», – «…«000062619».

– Все началось достаточно случайно – с квартирных концертов. Проводили их два друга, которые когда-то учились вместе в школе. Первое выступление этого дуэта состоялось 1 января 2001 года. В следующий раз к ним присоединился еще один участник – будущий бас-гитарист. Случилось это уже 10 января того же самого 2001 года. Но никаких далеко идущих планов у них пока не было – играли для себя и для друзей. Примерно в это же время в нашем городе появилась еще одна группа – ЗЕРКАЛО. Весной эти группы выступали на одной сцене в Смолевичах во время проведения местного хард- рокового фестиваля. Ближе к осени у нас появилась идея исполнения давно написанной (1994 г.) пьесы. Для этого нужны были еще несколько музыкантов. Хотя не только людьми ограничивались наши потребности. После у ЗЕРКАЛА «загребли в войско» бас-гитариста и группа на некоторое время прекратила свою деятельность. Это стало предлогом для объединения двух команд. Так появилась новая команда ФАБРИКА МЯГКИХ ИГРУШЕК, которая и была фактически нашим серьезным началом. Мы взяли в свой репертуар значительную часть наших квартирных набросков. К тому времени в нашей команде было 8 участников. Нас не интересовало количество людей, а только музыка и пьеса.
10 ноября 2001 года в городе Смолевичи была проведена презентация первой программы группы, уже под новым названием AKROPAL. Сразу после дебюта количество участников стало уменьшаться. Примерно через год мы стали квартетом. Кроме этого, зимой у нас сменился бас-гитарист (теперь – это …000091319). Так что, из старого состава у нас осталось только трое – гитарист, он же «…000062619», барабанщик «….000060819», вокалист и гитарист «…000061719».

– Анатолий, какая музыка повлияла на вас на первых порах истории вашей группы?
– Мы много чего слушали, чтобы говорить о влияниях конкретно. Уже тогда мы стремились играть не как NAPALM DEATH только потому, что мы их слушаем. Когда сами начинали анализировать свои записи, то услышали влияния PINK FLOYD и NEUROSIS, кое-что из репертуара других команд. Ведь слушали мы разную музыку: от Бетховена до DEAD KENNEDYS, SONIC YOUTH, JOY DIVISION, BAUHAUS, NAPALM DEATH, PANTERA, MACHINE HEAD, SLAYER, RATM и много чего еще. Всех вспомнить – не хватит газетной страницы!

– Как пришла идея названия AKROPAL, какой смысл вы вкладываете в него?
– Было большое желание играть, самосовершенствоваться, как в творчестве, так и в жизни. Отсюда и название AKROPAL – это вершина нашей мечты в достижении того уровня развития, к которому мы идем с каждой новой песней, с каждой новой программой.

– Какие трудности и выгоды есть в таких небольших городах, как Смолевичи, для тех, кто создает свою команду? Знают ли слушатели в вашем городе группу AKROPAL, много ли играете концертов на малой родине?
– Сложности? На наш взгляд, они у всех одинаковы – место для репетиции, аппаратура, нормальный концертный зал. А в каком городе ты базируешься и играешь, нет никакой разницы. Люди всюду любят и слушают «живую» музыку. И их в нашем городе все больше. Мы заметили, что среди них немало тех, кто уже знает группу AKROPAL, живо интересуются новыми записями, альбомом, концертами. Это приятно.
Сегодня у нас такая ситуация, что рок-концерты напоминают какие-то праздники, что у нас в Смолевичах, что в Минске. Вызывает только сожаление, что в стране нет никаких программ поиска и раскрутки молодых и талантливых групп. В большинстве случаев музыканты рассылают свои демо-записи в надежде на какой-то отклик. Но можно ли сложить адекватное представление о группе только по записям, которые еще и низкого качества? Тем более, что, как гильотина, работает пресловутый закон «формата». А талантливые ребята есть по всей стране.

– Альбом AKROPAL, думаю, ваша первая попытка заявить о себе на национальном уровне. На что вы хотели бы обратить внимание своих потенциальных слушателей, чего им ожидать от музыки, записанной на альбоме «Дзе вы згубілі мяне?»
– Во-первых, музыку и тексты наших песен мы пишем вместе. И мне кажется, что сюрпризом может стать то чувство, которое появляется у слушателей, когда они внимательно прослушают все композиции…
Конечно, сейчас много дискуссий на счет того, что петь по-белорусски модно. Но у нас есть нормальное желание сделать что-то стоящее для современной национальной культуры, особенно в тяжелое для нее время. Получилось у нас это или нет, выводы делать нашим слушателям. Но хочу напомнить, что в погоне за чужой модой мы теряем себя и свою самобытность. Вот на эту глобальную проблему мы и хотели бы обратить их внимание.

– Как относятся ваши земляки к вышеупомянутому стремлению и понимают ли вас в Смолевичах?
– Относятся к нам нормально, и это показал наш последний концерт. Правда, не всегда понимают наши песни полностью и не только в нашем городе. Например, композиция «Еўропа+/Беларусь». Некоторые считают ее конъюнктурным треком потому, что сегодня стало модно создавать какие-то гимны. На самом деле, идея песни совершенно иная. Смысл ее в последнем четверостишии. Разговор идет о том, что нам рано лезть в цивилизованную Европу, пока сами еще не совсем цивилизованные. Все экономические и культурные рычаги государства должны содействовать подъему Беларуси до уровня действительно цивилизованной страны. А пока все только и горланят: “Беларусь у Еўропу!”
Если разобраться, то кому мы там нужны со своей пресловутой «абыякавасцю да жыцця», без своих корней, истории и культуры вообще? Кому мы будем интересны, если неинтересны сами себе? Мы потерялись и не знаем, что делать. Главное – не желаем даже говорить об этих проблемах потому, что и так все хорошо. Об этом говорится в песне “Памёр Максім”. Хотя на самом деле это рассказ об одинокой человеческой душе. Много ли слушателей понимают это?

– Меняется ли стилистически музыка вашей команды? Стремитесь ли вы за модными течениями или экспериментируете, чтобы придать песням и аранжировкам свой «акрополевский» колорит?
– Конечно же, мы изменились. В этом и смысл. Если бы мы продолжали играть то, что играли шесть лет тому назад, то стали бы неинтересным, в первую очередь, себе. Но это не означает, что к своему раннему творчеству мы охладели. Гоняться за модой? Она быстро меняется и даже не успевает хоть что-нибудь оставить в сердце. Какой в этом смысл?
Мы всегда стремились и продолжаем идти вперед и при этом играть «па-акрополевски». Даже не знаю, как это объяснить: музыка рождается и звучит у нас в сердцах, а не на нотной бумаге…Мы играем, как чувствуем, а не как требует мода, время и обстоятельства.

– Анатолий, планируете ли вы в следующем году попасть на «Басовішча»? Есть ли у группы AKROPAL программа максимум и программа минимум?
– Пока на «Басовішча» не собираемся. Для нас это не главное: музыка это не спортивное соревнование, это инструмент ощущения жизни. А программа минимум, она же и максимум, – играть и двигаться вперед по пути самосовершенствования музыки группы AKROPAL.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета