Будущее музыкальных продаж Будущее музыкальных продаж
Все субъективно.
Еще недавно музыка к нам могла попадать только из магазинов, где продавали пластинки, кассеты, затем диски. Интернет не был так развит, и даже речи не было о том, чтобы скачивать альбомы в мп3. Сейчас все изменилось, но несмотря на весь прогресс, музыкальные магазины все еще наплаву. В Минске музыкальных магазинов достаточно. Самые раскрученные из них -- это «Мистерия звука» и «Проспект». Стоит полагать, что и самые прибыльные. Существует также целый ряд сетей поменьше и одиночных магазинчиков, всякие «Блокбастеры» и «Дискомании».
У магазинов есть свои плюсы и свои минусы. К плюсам стоит отнести то, что там можно найти практически любой белорусский релиз, который в Интернете найти нелегко (при всем желании). Пожалуй, это основной плюс. Но чем дешевле становится доступ в Интернет, тем больше клиентов теряют магазины. Согласитесь, что намного легче скачать альбом из Сети, чем выходить на улицу, ехать в магазин, отдавать деньги (ведь скачать зачастую дешевле). Но новые музыкальные магазины открываются, а значит, бизнес приносит доход.
Основной доход идет от продажи дисков, при этом магазины тут выступают в качестве посредника между производителем и потребителем. Это понятно. Но вот как все это работает -- намного интереснее.
Диски на реализацию магазинам не с неба падают. А магазины их покупают. Дело в том, что в Минске есть один склад с мультимедиа-продукцией. На этом складе оптом покупают диски практически все музыкальные магазины города. Самым главным поставщиком на этот склад является фирма West Records, которая, по сути -- почти монополист в этой отрасли. Конечно же, есть и иные способы попасть на прилавки. Знакомства часто помогают жить. Так и здесь. Если у вас есть знакомые продавцы, а может и кто повыше, то всегда можно договориться о реализации небольшой партии дисков. Никакие акцизные марки не помеха. Думаю, ни один магазин не откажется от дополнительной прибыли. Вот почему и реализуется в «легальных» магазинах пиратская продукция.
Товар товаром, но продают в наших магазинах вообще все, что можно. По идее, наши магазины считаются легальными, а не пиратскими. Даже «Проспект». Но если они легальны, то я не могу понять, как там могут продаваться микстейпы? Вообще-то mixtape изначально имеет пиратскую сущность. Это пиратские релизы, т.к. при записи нарушаются все возможные права оригинальных исполнителей. Но, тем не менее, такие диски частенько можно найти на прилавках. Исключение нужно делать для официальных микстейпов с очищенными правами или же оригинальной музыкой, но таких дисков кот наплакал.
Накрутка же цены составляет примерно 100%, т.к. иначе не выжить. Это понятно и это уже устоявшаяся практика. То, что лейбл продает магазину за 5 тысяч, магазин после перепродает за 10-11000. Да, много, конечно, но ведь не будут люди работать в убыток.
О магазинах поговорили, а теперь давайте подумаем, что ожидает музыкальные магазины в будущем. Основной конкурент -- Интернет. Как только скоростной доступ станет более доступным в странах бывшего СССР, то и продажи оригинальных дисков упадут до минимума. На Западе это уже происходит, и артисты сейчас делают так, что их альбомы можно купить не только на дисках, но и в Сети, через те же iTunes и множество других сайтов. Конечно же, в данном случае вы приобретаете нечто виртуальное за реальные деньги. Сейчас объясню. Когда вы покупаете музыку в Сети, то вы приобретаете файлы и только. Делать вы с ними можете, что угодно, но вот пощупать вы их не можете. А когда вы пришли в магазин, выбрали диск, купили, то можете хоть класть его под подушку и спать на нем, или тискать в руках днями на пролет. И это второй фактор (после медленного коннекта), который не дает продажам дисков рухнуть. С точки зрения психологии все объясняется довольно легко: люди -- собственники. А отсюда выходит, что люди любят материальные объекты, а не какие-то там файлы, которые вообще-то нули и единицы. Люди идут в магазины не за файлами, а за дисками в аккуратных коробочках, которые потом можно будет положить на полку, в ящик, выкинуть, съесть, сломать. А файлы… можно только стереть.
Есть несколько путей для магазинов оставаться на плаву до самого конца. Один из них -- предварительные заказы. Когда диск еще не вышел, а покупатель уже готов его приобрести -- вот то время, когда можно прилично заработать (в перспективе). В последнее время такая практика стала нормой для крупных российских магазинов, но у нас это пока редкая экзотика.
А дальше будет хуже. Почему? Давайте посмотрим. На данный момент, если лейбл хочет прилично заработать на каком-то релизе, то уже мало просто продавать диски. Рынок перегружен продуктом. И чтобы выбрали именно твой диск, нужно вложить не мало денег в поддержку. Реклама, клипы, другой пиар -- все это требует немалых затрат, а ведь затраты должны окупаться. Это главное правило рынка. И если не получается отбить деньги обычной продажей альбома, то необходимо искать другие варианты получения прибыли.
Знаковый случай произошел с малоизвестным исполнителем Jibbs. Дисков он продал очень мало, но вот рингтонов -- более двух миллионов. В итоге затраты окупились, хоть и не так, как предполагалось.
Все больше исполнителей заключают контракты с производителями различной аудио-техники. Например, исполнитель заключает контракт с фирмой Bl- Audio, по которому при покупке мп3-плейера этой фирмы покупатель получает в подарок несколько эксклюзивных песен артиста. Это хорошо и для производителя и для артиста. Первый получает повышенный интерес к своей продукции, а второй -- деньги. Еще модная тенденция -- эксклюзивное право на продажу альбома. Т.е. какая-либо компания или сайт заключает с артистом контракт, по которому она (компания) имеет право на продажу альбома за два-три дня до того, как он попадет в торговые сети. Для компании реклама, артисту -- деньги.
Постепенно становится понятно, что даже если ты суперзвезда, ты не защищен от провала. За этот год мы могли не один раз наблюдать, как альбомы сильных исполнителей проваливались в продаже. И сейчас все с нетерпением ждут нового альбома 50 Cent. Если же и этот персонаж не сможет справиться с сегодняшней ситуацией, то дела и правда плохи.
И еще важный момент: суперзвезды не продаются, а независимые артисты могут с одним единственным хитом заработать кучу денег. Время принимать важные решения. Так, при всех достоинствах больших лейблов, они рассчитаны на большие продажи, а таких сейчас не наблюдается. Потому резонно было бы уйти на лейбл поменьше, т.к. там отчисляемый артисту процент с продаж больше, и в итоге артист зарабатывает больше.
Пару слов о перегрузке. Это естественно. Население растет, малыши подрастают и начинают заниматься музыкой, все больше и больше исполнителей, групп, лейблов, альбомов и песен. Но люди ведь не могут слушать всю музыку разом. С одной стороны это хорошо, т.к. все-таки обеспечивает полную свободу в выборе покупки. А с другой стороны -- тут уж и не знаешь, что купить: и то хорошо и это. Пора уже какие-то ограничения вводить на вход в эту индустрию.
Но это все на Западе, а у нас все проще. Мп3-диски продаются все больше и больше, далее mp3-dvd, аудио-CD становятся все менее актуальными. Можно затормозить этот процесс. Для этого необходимо заставить покупателя купить диск не только ради основного контента. Т.е. класть на диск бонусный материал и как можно больше. Клипы, мп3, тексты, фото, эксклюзивы, интервью и далее. Согласитесь, что приятнее купить диск, на котором много всего, чем диск только с аудио-дорожками.
Но как бы ни были популярны мп3-плейеры, как бы ни был быстр Интернет, а продаваться диски будут всегда. Может быть нас выручит какой-то новый формат записи носителей, может быть альбомы изначально будут продаваться в мп3, но магазины не исчезнут. Потому что нам всегда будет хотеться иметь любимую музыку на физическом носителе и в оригинальной обложке, потому что так мы покупаем часть музыкальной истории.
Еще недавно музыка к нам могла попадать только из магазинов, где продавали пластинки, кассеты, затем диски. Интернет не был так развит, и даже речи не было о том, чтобы скачивать альбомы в мп3. Сейчас все изменилось, но несмотря на весь прогресс, музыкальные магазины все еще наплаву. В Минске музыкальных магазинов достаточно. Самые раскрученные из них -- это «Мистерия звука» и «Проспект». Стоит полагать, что и самые прибыльные. Существует также целый ряд сетей поменьше и одиночных магазинчиков, всякие «Блокбастеры» и «Дискомании».
У магазинов есть свои плюсы и свои минусы. К плюсам стоит отнести то, что там можно найти практически любой белорусский релиз, который в Интернете найти нелегко (при всем желании). Пожалуй, это основной плюс. Но чем дешевле становится доступ в Интернет, тем больше клиентов теряют магазины. Согласитесь, что намного легче скачать альбом из Сети, чем выходить на улицу, ехать в магазин, отдавать деньги (ведь скачать зачастую дешевле). Но новые музыкальные магазины открываются, а значит, бизнес приносит доход.
Основной доход идет от продажи дисков, при этом магазины тут выступают в качестве посредника между производителем и потребителем. Это понятно. Но вот как все это работает -- намного интереснее.
Диски на реализацию магазинам не с неба падают. А магазины их покупают. Дело в том, что в Минске есть один склад с мультимедиа-продукцией. На этом складе оптом покупают диски практически все музыкальные магазины города. Самым главным поставщиком на этот склад является фирма West Records, которая, по сути -- почти монополист в этой отрасли. Конечно же, есть и иные способы попасть на прилавки. Знакомства часто помогают жить. Так и здесь. Если у вас есть знакомые продавцы, а может и кто повыше, то всегда можно договориться о реализации небольшой партии дисков. Никакие акцизные марки не помеха. Думаю, ни один магазин не откажется от дополнительной прибыли. Вот почему и реализуется в «легальных» магазинах пиратская продукция.
Товар товаром, но продают в наших магазинах вообще все, что можно. По идее, наши магазины считаются легальными, а не пиратскими. Даже «Проспект». Но если они легальны, то я не могу понять, как там могут продаваться микстейпы? Вообще-то mixtape изначально имеет пиратскую сущность. Это пиратские релизы, т.к. при записи нарушаются все возможные права оригинальных исполнителей. Но, тем не менее, такие диски частенько можно найти на прилавках. Исключение нужно делать для официальных микстейпов с очищенными правами или же оригинальной музыкой, но таких дисков кот наплакал.
Накрутка же цены составляет примерно 100%, т.к. иначе не выжить. Это понятно и это уже устоявшаяся практика. То, что лейбл продает магазину за 5 тысяч, магазин после перепродает за 10-11000. Да, много, конечно, но ведь не будут люди работать в убыток.
О магазинах поговорили, а теперь давайте подумаем, что ожидает музыкальные магазины в будущем. Основной конкурент -- Интернет. Как только скоростной доступ станет более доступным в странах бывшего СССР, то и продажи оригинальных дисков упадут до минимума. На Западе это уже происходит, и артисты сейчас делают так, что их альбомы можно купить не только на дисках, но и в Сети, через те же iTunes и множество других сайтов. Конечно же, в данном случае вы приобретаете нечто виртуальное за реальные деньги. Сейчас объясню. Когда вы покупаете музыку в Сети, то вы приобретаете файлы и только. Делать вы с ними можете, что угодно, но вот пощупать вы их не можете. А когда вы пришли в магазин, выбрали диск, купили, то можете хоть класть его под подушку и спать на нем, или тискать в руках днями на пролет. И это второй фактор (после медленного коннекта), который не дает продажам дисков рухнуть. С точки зрения психологии все объясняется довольно легко: люди -- собственники. А отсюда выходит, что люди любят материальные объекты, а не какие-то там файлы, которые вообще-то нули и единицы. Люди идут в магазины не за файлами, а за дисками в аккуратных коробочках, которые потом можно будет положить на полку, в ящик, выкинуть, съесть, сломать. А файлы… можно только стереть.
Есть несколько путей для магазинов оставаться на плаву до самого конца. Один из них -- предварительные заказы. Когда диск еще не вышел, а покупатель уже готов его приобрести -- вот то время, когда можно прилично заработать (в перспективе). В последнее время такая практика стала нормой для крупных российских магазинов, но у нас это пока редкая экзотика.
А дальше будет хуже. Почему? Давайте посмотрим. На данный момент, если лейбл хочет прилично заработать на каком-то релизе, то уже мало просто продавать диски. Рынок перегружен продуктом. И чтобы выбрали именно твой диск, нужно вложить не мало денег в поддержку. Реклама, клипы, другой пиар -- все это требует немалых затрат, а ведь затраты должны окупаться. Это главное правило рынка. И если не получается отбить деньги обычной продажей альбома, то необходимо искать другие варианты получения прибыли.
Знаковый случай произошел с малоизвестным исполнителем Jibbs. Дисков он продал очень мало, но вот рингтонов -- более двух миллионов. В итоге затраты окупились, хоть и не так, как предполагалось.
Все больше исполнителей заключают контракты с производителями различной аудио-техники. Например, исполнитель заключает контракт с фирмой Bl- Audio, по которому при покупке мп3-плейера этой фирмы покупатель получает в подарок несколько эксклюзивных песен артиста. Это хорошо и для производителя и для артиста. Первый получает повышенный интерес к своей продукции, а второй -- деньги. Еще модная тенденция -- эксклюзивное право на продажу альбома. Т.е. какая-либо компания или сайт заключает с артистом контракт, по которому она (компания) имеет право на продажу альбома за два-три дня до того, как он попадет в торговые сети. Для компании реклама, артисту -- деньги.
Постепенно становится понятно, что даже если ты суперзвезда, ты не защищен от провала. За этот год мы могли не один раз наблюдать, как альбомы сильных исполнителей проваливались в продаже. И сейчас все с нетерпением ждут нового альбома 50 Cent. Если же и этот персонаж не сможет справиться с сегодняшней ситуацией, то дела и правда плохи.
И еще важный момент: суперзвезды не продаются, а независимые артисты могут с одним единственным хитом заработать кучу денег. Время принимать важные решения. Так, при всех достоинствах больших лейблов, они рассчитаны на большие продажи, а таких сейчас не наблюдается. Потому резонно было бы уйти на лейбл поменьше, т.к. там отчисляемый артисту процент с продаж больше, и в итоге артист зарабатывает больше.
Пару слов о перегрузке. Это естественно. Население растет, малыши подрастают и начинают заниматься музыкой, все больше и больше исполнителей, групп, лейблов, альбомов и песен. Но люди ведь не могут слушать всю музыку разом. С одной стороны это хорошо, т.к. все-таки обеспечивает полную свободу в выборе покупки. А с другой стороны -- тут уж и не знаешь, что купить: и то хорошо и это. Пора уже какие-то ограничения вводить на вход в эту индустрию.
Но это все на Западе, а у нас все проще. Мп3-диски продаются все больше и больше, далее mp3-dvd, аудио-CD становятся все менее актуальными. Можно затормозить этот процесс. Для этого необходимо заставить покупателя купить диск не только ради основного контента. Т.е. класть на диск бонусный материал и как можно больше. Клипы, мп3, тексты, фото, эксклюзивы, интервью и далее. Согласитесь, что приятнее купить диск, на котором много всего, чем диск только с аудио-дорожками.
Но как бы ни были популярны мп3-плейеры, как бы ни был быстр Интернет, а продаваться диски будут всегда. Может быть нас выручит какой-то новый формат записи носителей, может быть альбомы изначально будут продаваться в мп3, но магазины не исчезнут. Потому что нам всегда будет хотеться иметь любимую музыку на физическом носителе и в оригинальной обложке, потому что так мы покупаем часть музыкальной истории.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2007 год в рубрике музыкальная газета