Сузор’е Песня пра зубра
Песня пра зубра
2007 Mirex Printabie
11tks/35mins
Одним из главных фонографических сюрпризов этой осени обещает стать выход альбома «Песня пра зубра» легендарной белорусской рок-группы СУЗОР’Е. Напомню, что идея создания этой крупной музыкальной композиции принадлежала ныне покойному «сузорцу» Валентину Пучинскому, который в 1981 году показал коллегам только что изданный том с «Песней пра зубра» в переводе Язэпа Семяжона. Музыкантов, по их воспоминаниям, воодушевила глубокая философия и высокий слог автора -- поэта эпохи Возрождения Миколы Гусовского. Поэма свидетельствовала о развитой европейской культуре страны наших предков -- Великого княжества Литовского, о котором ведет рассказ автор.
Музыканты СУЗОР’Я начали работу над рок-версией «Песні пра зубра» в начале 80-х годов прошлого века и продолжали работу над ней перманентно, до настоящего времени. А в 2006 году на фестивале «Амбасовішча» состоялась концертная премьера композиции. С тех пор прошел год, и при поддержке посольства Соединенных Штатов Америки это произведение вернулось к жизни: у музыкальной версии «Песні пра зубра» появилось либретто (автор А. Соломаха), доработалась ее структура, сделана профессиональная запись композиции, издан диск.
Если заглянуть на страницы «Музыкальной энциклопедии», где рассказывается об опере, то мы узнаем, что в ее структуре обязательно должно быть вступление, а также увертюра, сольные вокальные партии -- арии, речитативы, вокальные ансамбли, хоры…
Почти все эти атрибуты оперы присутствуют в «Песні пра зубра» рок-группы СУЗОР’Е. Например, хоровая композиция Excutit Aarbitrium Res, мощная по звучанию инструментальная «Інтрадукцыя» и есть то, что в опере называют вступлением и увертюрой. В «Песне…» звучит речитатив, в котором автор поэмы Микола Гусовский устами наших современников обращается к монаршей особе («Ліст да каралевы Боны»), а также повествует о том, как и почему появилась поэма «Песня пра зубра».
Настоящим вокальным пиршеством можно назвать композиции «Бойка быкоў» и «Зубр», в канве которых безраздельно господствует пение Нелли Денисовой и Андрея Козловского. Безусловно, для давних почитателей группы СУЗОР’Е будет радостно вновь соприкоснуться с классическим звучанием этой легендарной команды. Здесь и полифония электронных инструментов, хард-роковая ритм-секция, сквозные сольные партии электрогитар, которые помнят и любят все ценители прецизионного звука СУЗОР’Я.
Одной из самых ярких композиций «Песні пра зубра» стал гимн «Родны мой край». Действительно, о «родимой сторонке» написано много песен, разных по мелодике и тексту. Так много, что вполне нормальное человеческое чувство любви к земле, на которой ты вырос и живешь, девальвировалось. Но в случае с композицией СУЗОР’Я мы имеем дело с настоящим гимном -- действительно выстраданным музыкантами. Это не может не волновать!
Композицией «Паляванне» музыканты разворачивают драматическую часть музыкальной композиции «Песні пра зубра». Ее размеренный ритм напоминает стук могучего сердца, что бьется в неодолимом желании жизни. Но силы не равны. Хитроумные охотники знают, когда и куда ударить, чтобы силы и жизнь покинула царя Беловежской пущи. Зверь в последние мгновенья жизни видит родную дубраву и умирает…
Вслед за М. Гусовским, музыканты СУЗОР’Я вновь возвращаются к тем местам поэмы, в которых поэт стремился осмыслить цель жизни человека с позиции мыслителя эпохи Возрождения. Главная тема композиции А. Нестеровича и А. Козловского «Сумленне і розум» -- вера в человека, его способности и высокое предназначение. Композиция отличается разнообразным ритмическим рисунком, сложнейшими полифоническими аранжировками, характерными для классических образцов арт-рока или как его окрестили в веке ХХ -- Adult (Album) Oriented Rock.
Выразительной антивоенной тематикой отличается композиция “Панна Марыя”. Ее молитвенный слог (перевод эмиграционной поэтессы Н. Арсеньневай) нашел свое отражение в развернутой музыкальной композиции, в которой звучит хор исполнителей, принявших по просьбе “сузорцев” участие в записи альбома. Эмоциональный накал “Панны Марыі” нашел свое продолжение в финальной части Excutit Arbitrium Res…
Надо приветствовать факт возвращения в национальный культурный контекст такого значимого произведения группы СУЗОР’Е, как “Песня пра зубра”, которое задержалось по дороге к слушателям на более чем 25 лет! Напомню, это стало возможным благодаря посольству США. Дипломаты под руководством полномочного посла Карен Стюарт помогли белорусским музыкантам завершить работу над рок-оперой «Песня пра зубра». Но не нужно забывать и еще об одном произведении из репертуара СУЗОР’Я, которое ждет своего часа -- рок-сюиты по мотивам «Полацкага сшытка»!
2007 Mirex Printabie
11tks/35mins
Одним из главных фонографических сюрпризов этой осени обещает стать выход альбома «Песня пра зубра» легендарной белорусской рок-группы СУЗОР’Е. Напомню, что идея создания этой крупной музыкальной композиции принадлежала ныне покойному «сузорцу» Валентину Пучинскому, который в 1981 году показал коллегам только что изданный том с «Песней пра зубра» в переводе Язэпа Семяжона. Музыкантов, по их воспоминаниям, воодушевила глубокая философия и высокий слог автора -- поэта эпохи Возрождения Миколы Гусовского. Поэма свидетельствовала о развитой европейской культуре страны наших предков -- Великого княжества Литовского, о котором ведет рассказ автор.
Музыканты СУЗОР’Я начали работу над рок-версией «Песні пра зубра» в начале 80-х годов прошлого века и продолжали работу над ней перманентно, до настоящего времени. А в 2006 году на фестивале «Амбасовішча» состоялась концертная премьера композиции. С тех пор прошел год, и при поддержке посольства Соединенных Штатов Америки это произведение вернулось к жизни: у музыкальной версии «Песні пра зубра» появилось либретто (автор А. Соломаха), доработалась ее структура, сделана профессиональная запись композиции, издан диск.
Если заглянуть на страницы «Музыкальной энциклопедии», где рассказывается об опере, то мы узнаем, что в ее структуре обязательно должно быть вступление, а также увертюра, сольные вокальные партии -- арии, речитативы, вокальные ансамбли, хоры…
Почти все эти атрибуты оперы присутствуют в «Песні пра зубра» рок-группы СУЗОР’Е. Например, хоровая композиция Excutit Aarbitrium Res, мощная по звучанию инструментальная «Інтрадукцыя» и есть то, что в опере называют вступлением и увертюрой. В «Песне…» звучит речитатив, в котором автор поэмы Микола Гусовский устами наших современников обращается к монаршей особе («Ліст да каралевы Боны»), а также повествует о том, как и почему появилась поэма «Песня пра зубра».
Настоящим вокальным пиршеством можно назвать композиции «Бойка быкоў» и «Зубр», в канве которых безраздельно господствует пение Нелли Денисовой и Андрея Козловского. Безусловно, для давних почитателей группы СУЗОР’Е будет радостно вновь соприкоснуться с классическим звучанием этой легендарной команды. Здесь и полифония электронных инструментов, хард-роковая ритм-секция, сквозные сольные партии электрогитар, которые помнят и любят все ценители прецизионного звука СУЗОР’Я.
Одной из самых ярких композиций «Песні пра зубра» стал гимн «Родны мой край». Действительно, о «родимой сторонке» написано много песен, разных по мелодике и тексту. Так много, что вполне нормальное человеческое чувство любви к земле, на которой ты вырос и живешь, девальвировалось. Но в случае с композицией СУЗОР’Я мы имеем дело с настоящим гимном -- действительно выстраданным музыкантами. Это не может не волновать!
Композицией «Паляванне» музыканты разворачивают драматическую часть музыкальной композиции «Песні пра зубра». Ее размеренный ритм напоминает стук могучего сердца, что бьется в неодолимом желании жизни. Но силы не равны. Хитроумные охотники знают, когда и куда ударить, чтобы силы и жизнь покинула царя Беловежской пущи. Зверь в последние мгновенья жизни видит родную дубраву и умирает…
Вслед за М. Гусовским, музыканты СУЗОР’Я вновь возвращаются к тем местам поэмы, в которых поэт стремился осмыслить цель жизни человека с позиции мыслителя эпохи Возрождения. Главная тема композиции А. Нестеровича и А. Козловского «Сумленне і розум» -- вера в человека, его способности и высокое предназначение. Композиция отличается разнообразным ритмическим рисунком, сложнейшими полифоническими аранжировками, характерными для классических образцов арт-рока или как его окрестили в веке ХХ -- Adult (Album) Oriented Rock.
Выразительной антивоенной тематикой отличается композиция “Панна Марыя”. Ее молитвенный слог (перевод эмиграционной поэтессы Н. Арсеньневай) нашел свое отражение в развернутой музыкальной композиции, в которой звучит хор исполнителей, принявших по просьбе “сузорцев” участие в записи альбома. Эмоциональный накал “Панны Марыі” нашел свое продолжение в финальной части Excutit Arbitrium Res…
Надо приветствовать факт возвращения в национальный культурный контекст такого значимого произведения группы СУЗОР’Е, как “Песня пра зубра”, которое задержалось по дороге к слушателям на более чем 25 лет! Напомню, это стало возможным благодаря посольству США. Дипломаты под руководством полномочного посла Карен Стюарт помогли белорусским музыкантам завершить работу над рок-оперой «Песня пра зубра». Но не нужно забывать и еще об одном произведении из репертуара СУЗОР’Я, которое ждет своего часа -- рок-сюиты по мотивам «Полацкага сшытка»!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2007 год в рубрике музыкальная газета