Анатолий Вечер
«Музыкальный плей-офф»: ближе к Лондону на шаг

Остался позади, наконец, первый этап конкурса «Музыкальный плей-офф». Параллельно с Беларусью, самую-самую свою рок-команду выбирали едва ли не все страны мира, чтобы перед самым Новым годом наблюдать кульминацию в британской столице. Кто от белорусской стороны поедет гонять голубей по Трафальгарской площади и сверять часы по местному Биг Бену, выяснится в середине осени. Пока доступен лишь список отечественных команд, успешно справившихся с задачей под номером «раз». Это: NASHA, VIZIT, HAIR PEACE SALON, L.O.V.E., RELIKT, RAINHORSE, 4EXAMPLE, BUBBLE DRUM, PROPHETIC DREAM, ARTEFACT, BUBULIN, AL NARRATOR ORCHESTRA, MILQUE TWINS, IN VINO, S.HIL, DESPISE FOOL, ДЯДЮШКИН СОН, СТАЯ, БАН ЖВІРБА, ФЛЯУС И КЛЯЙНН, СКИМЕН, УНИВЕРСИТЕТ, ОДНИМ ДНЕМ, САВАННА, ГУРЗУФ, ИМПЕРИЯ, УТРО. Везунчиков поздравляем. Об итогах и проекциях, о задачах и условиях «Музыкального плей-офф» 2007 я говорила с Анатолием Вечером -- экспертом и рулевым.

-- Первый этап очередной эпопеи «Музыкальный плей-офф» завершился. Анатолий, какие мысли посещают по его окончании?
-- Что меня поразило больше всего… Когда-то я довольно плотно занимался рок-музыкой. Сейчас я с ней сталкиваюсь не так часто. Я не знал, что у нас столько рок-коллективов! Только в первом туре мы отсняли пятьдесят семь команд. Из них лишь около семи мне были ранее известны. А остальные пятьдесят были своего рода откровением.

-- Ну, допустим, это даже не половина всех белорусских рок-групп … И что, все участники были одинаково ровными?
-- Нет, уровень участников был очень разным. Были такие, которые можно назвать лишь самодеятельностью. Но попадались и очень сильные команды. Несколько из них мне особенно понравились. Правда, я не стану их называть. Во-первых, это не совсем этично. А во-вторых, по условиям Лондона мы вообще не вмешиваемся в процесс отбора. Мы можем лишь констатировать факт решения телезрителей. И надо сказать, что итоги голосования далеко не всегда совпадают с мнением «экспертов». Но по большому счету мы довольны.

-- Какие-то конкретные результаты первого этапа конкурса вы уже в состоянии огласить? Если да, то хотелось бы послушать прямо сейчас…
-- Из пятидесяти с лишним групп мы отобрали двадцать семь. Теперь нам надо будет выделить из них двенадцать. Специально для этого 28 и 29 августа мы пишем на студии два концерта. Дальше мы будем действовать по принципу музыкально ринга, где в каждом новом туре из «списка двенадцати» будет выбывать очередная команда.

-- Когда запланирован финал и как он будет проходить?
-- Финал мы сделаем где-то в ноябре. В него выйдут три группы, которые будут сражаться непосредственно между собой. Надо сказать, что для себя мы уже определили так называемых фаворитов. Из всех коллективов есть две-три команды, которые, даже если и не победят в Лондоне, то, по крайней мере, там не затеряются и смогут достойно представить нашу страну. Но, опять же, это мнение наше, а зрители ведь могут совершенно иначе решить…

-- Анатолий, как вы думаете, отчего такая разница в выборе жюри и зрителей?
-- Наверное, у нас с ними несколько разные критерии оценки. Когда зритель голосует за ту или иную команду, он отнюдь не всегда отдает себе отчет в том, ЗЕЧЕМ мы вообще отбираем команды. Ведь далеко не все, что может быть популярным тут, будет хорошо в Лондоне. Надо обязательно делать на это поправку. Но, к сожалению, не все это могут.

-- Хочу все-таки обратить внимание на это самое «зачем». Основная цель конкурса -- какая?
-- Лондон.

-- Ну, я бы назвала это «конечной точкой», но никак не целью. А если шире на вещи посмотреть?
-- Поднять уровень белорусской рок-музыки как таковой и в сравнении с зарубежной. Это будет ближе к истине. Хотя термина «рок-музыка» тут недостаточно. Ведь по условиям конкурса, участие в нем могут принимать любые коллективы, исполняющие любую «живую» музыку. То есть, как мне объяснили, даже Солодуха Александр Антонович может поехать туда, если будет выступать «вживую».

-- Судя по всему, уровень нашей страны совсем не высок…
-- Как сказал победитель белорусского конкурса Свет по приезде из Лондона: «Ребята, туда НАДО ездить и на это НАДО смотреть». Там ведь представлено колоссальное количество групп. Благодаря этому можно многому научиться, отследить тенденции развития той же рок-музыки в мировом масштабе. Это тот опыт, без которого Беларусь не сможет выйти на мировую сцену.

-- И что же показали тенденции развития современной рок-музыки в прошлом году?
-- Сразу же бросалось в глаза, что сегодня развитие и формирование рок-музыки идет на стыке жанров. Было невероятное число коллективов из различных стран, но ни один из них не играл в чистом виде хардкор, рок-н-ролл… Все работают в своеобразном синтезе. Это очень интересно. Поэтому на подобные мероприятия надо ездить хотя бы для того, чтобы понимать, куда катится та же самая рок-музыка.

-- А среди наших коллективов в этом году какой основной жанр был представлен?
-- Вот у нас как раз таки было очень много традиционных групп, которые играют в стиле «русского рока» и хард-рока в чистом виде. Наши эксперты в один голос по этому поводу говорили: ребята, это не очень интересно. Хорошо, конечно, иногда поностальгировать. Но ведь очень сложно сделать что- то лучше, чем уже было сделано в этом жанре. С учетом того, что фактически все уже было сделано. Но ведь надо как-то двигаться вперед. Лично у меня ощущение, что музыканты, играющие «старую» музыку, больше именно ностальгируют, нежели пытаются влезть на музыкальный Олимп.

-- На каком языке все больше пели наши конкурсанты?
-- Традиционно можно разделить на три части: русский, белорусский и английский. К сожалению, по-белорусски пели очень мало коллективов. Была команда, которая исполняла свои песни на французском языке. Это ГУРЗУФ. Но про них нужно вообще отдельный разговор заводить. Так как группа это, мягко говоря, особенная и стоит отдельно от остальных участников. Это команда, которую надо слушать, о ней нельзя говорить. Причем, слушать их надо обязательно «живьем», так как, по-моему, в записи несколько теряется их оригинальность и органичность.

-- Познакомившись со списком коллективов, вышедших на второй круг, я отметила, что среди них присутствуют команды «матерые», играющие уже не один год и выпустившие пластинки (СТАЯ, БАН ЖВІРБА…), но есть и те, которым практически без году неделя. Вряд ли уровень их навыков был одинаков хотя бы примерно…
-- Верно, такие команды, как СТАЯ и БАН ЖВІРБА на порядок взрослее остальных. Они существуют уже не год и даже не два. Такие коллективы сыграннее, опытнее. Но, пожалуй, лишь в этом их преимущество. Они чувствуют себя увереннее. Поэтому, конечно, их уровень значительно отличался. Но ведь все музыканты от этого только выигрывают. Ведь для молодежи это тоже неоценимый опыт -- посмотреть, как играют «старички», поучиться, спросить совета…

-- Среди групп, преодолевших первый тур, есть ФЛЯУС И КЛЯЙНН -- победители «Басовища-2007». Этот факт как либо отразится на их судьбе в белорусском «Музыкальном плей-офф»? Сыграет ли им это на руку? Или, может, наоборот, пару палок в колеса вставит?
-- Конечно, после победы на «Басовище» ФЛЯУС И КЛЯЙНН поднимут определенную публику, которая будет за них голосовать. Я не знаю, что происходит обычно на «Басовище» -- я там никогда не был, хотя пару раз меня туда звали. Но, надо заметить, что большинство лауреатов этого фестиваля прежних лет сейчас вообще не слышно. Их нет. Но если ФЛЯУС И КЛЯЙНН пробьются в Лондон, «Басовище» им, конечно же, поможет. Хотя бы даже потому, что это уже какой-никакой, но опыт конкурсной борьбы.

-- Когда вы планируете завершить всю эту гонку под названием «Музыкальный плей-офф»?
-- В середине ноября пройдет белорусский финал в Минске, а в середине декабря одна из наших команд уже будет выступать в Лондоне. До этого, конечно, хотелось бы записать один гала-концерт. Мы планируем организовать мероприятие на большой сцене. Не знаю пока, что это будет. Вполне вероятно -- Дворец спорта. Помимо лучших белорусских групп этого и прошлого года, мы пригласим еще несколько зарубежных коллективов, чтобы белорусский зритель мог сам сравнить музыкальный и профессиональный уровень. А пустить этот концерт в эфир мы планируем прямо перед апогеем действия в Лондоне.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета