Rhythm’n’Blues Rhythm’n’Blues
АрЭнБи. Три буквы, знакомые каждому современному молодому человеку. Так получилось, что эти три веселые буквы превратились в культ «золотой молодежи». Но ведь раньше все было иначе. Не было этих чрезмерных понтов, не было гламура. Ритм-энд-блюз был музыкой, а не культом. Я абсолютно согласен с Андреем Никитиным, который не первый месяц находится в «поиске РнБ». У нас есть стиль, мода на РнБ и так далее, но вот самого РнБ нет. Кого из современных артистов вы бы назвали РнБ-исполнителем? БАНД’ЭРОС? Даже они сами себя таковыми не считают. Тимати? Он утверждает, что он настоящий рэпер. Упаси Господи, Лигалайз? Ну, нет. А в Беларуси дела обстоят еще хуже -- вообще никого нет.
Общаясь как-то с посетителями одного модного минского клуба, я так много узнал об АрЭнБи. Моя собеседница была типичной папенькиной дочкой. Блондинка (крашенная, само собой), 18 лет, пирсинг в пупке, модный коктейль в руке, сумочка за кругленькую сумму и стандартный набор интересов гламурной молодежи. Я для себя узнал, что R&B -- это Rich’n’Beautiful, что самый лучший РнБ-певец -- Тимами, а рэп -- «фи».
Вот так родилось желания написать эту статью.
Начнем. Первое, что хотелось бы сказать, РнБ -- это ни черта не сугубо клубная музыка. РнБ бывает разным и это нужно понимать. Некоторые даже утверждают, что Эминем -- РнБ, потому что он пел с Akon’ом! От таких заявлений хочется плакать. Не нужно иметь много мозгов, чтобы понимать: рэп тоже может быть клубным и при этом оставаться рэпом. Вещь существует такой спорный поджанр, как “bounce”. Если полагать, что любой звучащий в клубах речитатив является РнБ -- то получается, что группа FUCKTORY -- R&B, вот парни удивились бы, наверно.
А все дело, как мне кажется, в том, что никто из музыкальной индустрии толком не понимает, каким должен быть РнБ на русском языке. Да, вот Rihanna, Maria Carey, Toni Braxton, Beyonce -- это столпы жанра. Но они делают разную музыку, она попадает как под поп, как и под R&B. Сложно выделить именно РнБ. Раньше считалось, что РнБ -- это медленная любовная музыка больше схожая с соулом. А сейчас же РнБ -- это скорее поп с хип- хоп битами и хип-хоп же контентом. Так же считалось, что РнБ от хип-хопа отличает мелодичность, пение, а не читка. В наши дни, как вы понимаете, это уже не так. Музыка все больше и больше смешивается, жанры все чаще отходят на второй план, а артисты творят все жанры. Самый мощный пример -- Justin Timberlake, который в своем творчестве стирает все границы жанров.
Под РнБ сейчас загоняют все, что только можно. Хоть люди и не понимают, каким должен быть РнБ на русском, но то, что это приносит деньги -- все давно поняли. Потому и лежат на прилавках музыкальных магазинов диски вида «20-ка РнБ», на которых присутствуют 50 Cent, Jay-Z, Лигалайз и даже KRec. Проходят РнБ-вечеринки на которых звучит почему-то рэп в чистом виде. В погоне за деньгами и модой пора бы и Филиппа Киркорова обозвать РнБ-певцом. Тут еще стоит сказать о поп-жанре. Дело в том, что слово «попса» в народе стало почти ругательством. Некоторые артисты этого не боятся и продолжают гордо заявлять: «Я -- поп-артист». Ну а другие (и их много) боятся этого слова, как огня. Потому сейчас через одного начинающие ПОП-артисты стремятся всеми силами откреститься от звания «поп-артист», а записать себя именно в РнБ-артисты. При этом творчество их никак не меняется. Смешно, не так ли?
Но не все так плохо, как может показаться. Сейчас и правда появляются проекты, которые действительно делают R&B, хоть и с русским колоритом. Из последних могу посоветовать нижегородского певца ShaMan’a (у него своеобразный голос, который, впрочем, всегда фильтруют) и Ялексея Яркина, который лично меня удивил. К сожалению, из белорусов я ничего не могу посоветовать, т.к. ничего толкового не знаю, к сожалению. Группа ГРАФФИТИ, которая считает себя РнБ-проектом, по-моему, пока не дотягивает до этого звания. Я себе не представляю РнБ-проект с андерграунд звучанием. Подождем нового альбома, и там можно будет делать выводы. На месте ребят из этой группы я бы хорошенько подумал над тем, как они звучат. А как вообще звучит современный РнБ? О, это отличный вопрос. Слушая тексты модных исполнителей, рискуешь подхватить какую-нибудь болезнь, отупение, к примеру. T-Pain поет о выпивке и сексе (все, больше тем нету), тот же Тимати поет о деньгах и о том, как он крут (и что его любят на зоне), Бьянка еще недавно пела о том, как она танцует под кустом. Кстати, Бьянку мы не относим к белорусским проектам, т.к. она, как и Серега, о Беларуси забыла.
Не прощу себе, если не скажу о возрасте. РнБ -- это музыка малолеток. Можете меня за эти слова не любить, но так уж есть. Эти малолетние девочки «добивают меня танцем» каждый раз. Кстати, вы загляните в чат MTV -- возрастная категория 14-17. При том понтов от таких детей исходит намного больше, чем от девушек лет 25. В своих текстах клубные артисты ориентируются на аудиторию в возрасте 20-30 лет. Но они ведь должны понимать, что основная масса их настоящей аудитории -- 15-20 лет. Извините, но такова мода. Вот и получается, что наслушавшись всех этих песен о том, как хорошо быть богатым и красивым (R&B), детишки себя такими и мнят. Кстати, парней слушающих РнБ, намного меньше. Мне еще не доводилось видеть 15- 17-летних мальчиков, кучкующихся в клубах и танцующих на столах, после пары тройки коктейлей.
Да уж, пытаясь разобраться в современном РнБ, я уже серьезно боюсь сломать себе мозг. РнБ-тусовка считает себя очень крутой и очень богатой, но поверьте мне на слово, люди, действительно богатые, РнБ как раз не слушают. Они слушают совсем другую музыку. Так что тех, кто сейчас тусуется в РнБ-клубах, можно считать лишь детьми богатых людей. Rich’n’Beautiful бьет в голову современной молодежи. Сила моды велика. Очень. Дошло то того, что в Москве открыли РнБ-телевидение. Интернет-телевидение, конечно. Я не представляют, что там можно показывать. Чтобы забить 24 часа определенным контентом, нужно очень сильно постараться. Так что рискну предположить, что 80% контента будет иностранным.
Видите ли, сейчас РнБ -- модно. Сложно сказать, чем это обусловлено, но это факт. Если посмотреть на продажи дисков в США, то держишься за голову. Если вы не знали, то сообщаю -- наиболее сильно продажи дисков подскакивают за неделю до Рождества. И если посмотреть на продажи дисков в этот период, то видно, что продажи даже ОЧЕНЬ СЛАБЫХ R&B-исполнителей в эти дни взлетают запредельно. А знаете почему? Потому что народ СМЕТАЕТ с прилавков ЛЮБОЙ РнБ, который видит. Им все равно, что брать, главное, чтобы это было РнБ. Смахивает на истерию, правда?
Люди вольны слушать то, что хотят, и никто не вправе им это запретить. Очень уважаемый мною рэпер Talib Kweli сказал как-то: «Хреновый был бы мир, если бы в каждой песне был глубокий смысл или послание». Но иногда все-таки стоит включить мозг. Кто-то сейчас слушает новую песню в стиле Rich’n’Beautiful, а я слушаю Jay Dee.
Однако… так уж устроена мода, что она… проходит.
Общаясь как-то с посетителями одного модного минского клуба, я так много узнал об АрЭнБи. Моя собеседница была типичной папенькиной дочкой. Блондинка (крашенная, само собой), 18 лет, пирсинг в пупке, модный коктейль в руке, сумочка за кругленькую сумму и стандартный набор интересов гламурной молодежи. Я для себя узнал, что R&B -- это Rich’n’Beautiful, что самый лучший РнБ-певец -- Тимами, а рэп -- «фи».
Вот так родилось желания написать эту статью.
Начнем. Первое, что хотелось бы сказать, РнБ -- это ни черта не сугубо клубная музыка. РнБ бывает разным и это нужно понимать. Некоторые даже утверждают, что Эминем -- РнБ, потому что он пел с Akon’ом! От таких заявлений хочется плакать. Не нужно иметь много мозгов, чтобы понимать: рэп тоже может быть клубным и при этом оставаться рэпом. Вещь существует такой спорный поджанр, как “bounce”. Если полагать, что любой звучащий в клубах речитатив является РнБ -- то получается, что группа FUCKTORY -- R&B, вот парни удивились бы, наверно.
А все дело, как мне кажется, в том, что никто из музыкальной индустрии толком не понимает, каким должен быть РнБ на русском языке. Да, вот Rihanna, Maria Carey, Toni Braxton, Beyonce -- это столпы жанра. Но они делают разную музыку, она попадает как под поп, как и под R&B. Сложно выделить именно РнБ. Раньше считалось, что РнБ -- это медленная любовная музыка больше схожая с соулом. А сейчас же РнБ -- это скорее поп с хип- хоп битами и хип-хоп же контентом. Так же считалось, что РнБ от хип-хопа отличает мелодичность, пение, а не читка. В наши дни, как вы понимаете, это уже не так. Музыка все больше и больше смешивается, жанры все чаще отходят на второй план, а артисты творят все жанры. Самый мощный пример -- Justin Timberlake, который в своем творчестве стирает все границы жанров.
Под РнБ сейчас загоняют все, что только можно. Хоть люди и не понимают, каким должен быть РнБ на русском, но то, что это приносит деньги -- все давно поняли. Потому и лежат на прилавках музыкальных магазинов диски вида «20-ка РнБ», на которых присутствуют 50 Cent, Jay-Z, Лигалайз и даже KRec. Проходят РнБ-вечеринки на которых звучит почему-то рэп в чистом виде. В погоне за деньгами и модой пора бы и Филиппа Киркорова обозвать РнБ-певцом. Тут еще стоит сказать о поп-жанре. Дело в том, что слово «попса» в народе стало почти ругательством. Некоторые артисты этого не боятся и продолжают гордо заявлять: «Я -- поп-артист». Ну а другие (и их много) боятся этого слова, как огня. Потому сейчас через одного начинающие ПОП-артисты стремятся всеми силами откреститься от звания «поп-артист», а записать себя именно в РнБ-артисты. При этом творчество их никак не меняется. Смешно, не так ли?
Но не все так плохо, как может показаться. Сейчас и правда появляются проекты, которые действительно делают R&B, хоть и с русским колоритом. Из последних могу посоветовать нижегородского певца ShaMan’a (у него своеобразный голос, который, впрочем, всегда фильтруют) и Ялексея Яркина, который лично меня удивил. К сожалению, из белорусов я ничего не могу посоветовать, т.к. ничего толкового не знаю, к сожалению. Группа ГРАФФИТИ, которая считает себя РнБ-проектом, по-моему, пока не дотягивает до этого звания. Я себе не представляю РнБ-проект с андерграунд звучанием. Подождем нового альбома, и там можно будет делать выводы. На месте ребят из этой группы я бы хорошенько подумал над тем, как они звучат. А как вообще звучит современный РнБ? О, это отличный вопрос. Слушая тексты модных исполнителей, рискуешь подхватить какую-нибудь болезнь, отупение, к примеру. T-Pain поет о выпивке и сексе (все, больше тем нету), тот же Тимати поет о деньгах и о том, как он крут (и что его любят на зоне), Бьянка еще недавно пела о том, как она танцует под кустом. Кстати, Бьянку мы не относим к белорусским проектам, т.к. она, как и Серега, о Беларуси забыла.
Не прощу себе, если не скажу о возрасте. РнБ -- это музыка малолеток. Можете меня за эти слова не любить, но так уж есть. Эти малолетние девочки «добивают меня танцем» каждый раз. Кстати, вы загляните в чат MTV -- возрастная категория 14-17. При том понтов от таких детей исходит намного больше, чем от девушек лет 25. В своих текстах клубные артисты ориентируются на аудиторию в возрасте 20-30 лет. Но они ведь должны понимать, что основная масса их настоящей аудитории -- 15-20 лет. Извините, но такова мода. Вот и получается, что наслушавшись всех этих песен о том, как хорошо быть богатым и красивым (R&B), детишки себя такими и мнят. Кстати, парней слушающих РнБ, намного меньше. Мне еще не доводилось видеть 15- 17-летних мальчиков, кучкующихся в клубах и танцующих на столах, после пары тройки коктейлей.
Да уж, пытаясь разобраться в современном РнБ, я уже серьезно боюсь сломать себе мозг. РнБ-тусовка считает себя очень крутой и очень богатой, но поверьте мне на слово, люди, действительно богатые, РнБ как раз не слушают. Они слушают совсем другую музыку. Так что тех, кто сейчас тусуется в РнБ-клубах, можно считать лишь детьми богатых людей. Rich’n’Beautiful бьет в голову современной молодежи. Сила моды велика. Очень. Дошло то того, что в Москве открыли РнБ-телевидение. Интернет-телевидение, конечно. Я не представляют, что там можно показывать. Чтобы забить 24 часа определенным контентом, нужно очень сильно постараться. Так что рискну предположить, что 80% контента будет иностранным.
Видите ли, сейчас РнБ -- модно. Сложно сказать, чем это обусловлено, но это факт. Если посмотреть на продажи дисков в США, то держишься за голову. Если вы не знали, то сообщаю -- наиболее сильно продажи дисков подскакивают за неделю до Рождества. И если посмотреть на продажи дисков в этот период, то видно, что продажи даже ОЧЕНЬ СЛАБЫХ R&B-исполнителей в эти дни взлетают запредельно. А знаете почему? Потому что народ СМЕТАЕТ с прилавков ЛЮБОЙ РнБ, который видит. Им все равно, что брать, главное, чтобы это было РнБ. Смахивает на истерию, правда?
Люди вольны слушать то, что хотят, и никто не вправе им это запретить. Очень уважаемый мною рэпер Talib Kweli сказал как-то: «Хреновый был бы мир, если бы в каждой песне был глубокий смысл или послание». Но иногда все-таки стоит включить мозг. Кто-то сейчас слушает новую песню в стиле Rich’n’Beautiful, а я слушаю Jay Dee.
Однако… так уж устроена мода, что она… проходит.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2007 год в рубрике музыкальная газета