КАНАЛИЗАЦИЯ «Наше имя – КАНАЛИЗАЦИЯ!»
Белый снег, белый снег,
Он укроет нас всех,
Спрячет крыши домов,
Пятна наших грехов…
Это строки из песни «Снег» минской группы КАНАЛИЗАЦИЯ. С творчеством этой команды я познакомился лишь в этом году. Лидер коллектива Юрий «Клоун» предложил мне прослушать записи группы, прежде чем встретиться по поводу интервью. Я согласился, но почему-то не надеялся услышать что-то стоящее на присланном Юрой диске. А зря. Ведь пусть это и прозвучит банально, но песни КАНАЛИЗАЦИИ мне понравились с первых аккордов. А такое, к сожалению, в наше время случается нечасто. Я долгое время слушал первые альбомы группы, позже «пришел» и к более позднему «Маргиналу», и к проекту ФАРШ, которые первоначально вообще не воспринимал…
…Мы долго не могли встретиться на договоренное интервью. Да и этот разговор состоялся как-то спонтанно. В день одного из весенних праздников я по чистой случайности оказался в Минске и решил позвонить «Клоуну». Совпадение ли, но Юрий в этот момент находился в том же районе, что и я. Поэтому уже через несколько минут мы беседовали о творчестве, жизни и планах на будущее.
– Что можно считать отправной точкой твоего творчества?
– Я с детства человек творческий. У меня вообще вся семья – творческие люди. Мать постоянно писала стихи (конечно, они не в духе КАНАЛИЗАЦИИ). Вся семья, кроме брата, рисовала. Я тоже рисованием немного занимался, но художника из меня не получилось. Я все время пытался что-то сочинять. С детства писал какие-то стишки. Потом научился кое-как играть на гитаре, а записи стал делать с 1998 года. Сначала была сочинена сказочка «Байки из космоса» в духе СЕКТОРА ГАЗА, которая посвящалась моим одноклассникам. Каждый человек играл свою роль в этой сказке, у каждого была своя ария. Это все было сделано под музыку, в стихах. Я взял и записал эту сказку. Все, конечно, было ужасного качества и очень плохо слушалось. Но когда эту панк-оперу услышали первые люди, им очень понравилось. Кстати, после альбома «Маргинал» была выпущена эта самая сказка. Только сделана она уже в совершенном варианте – присутствует много разных звуковых эффектов. Но эта запись не распространяется, потому что сейчас она неактуальна. Ведь если человек не был знаком с персонажами панк-оперы лично и не знает, что те вытворяли, то он ничего не поймет. Но если вдруг кто-то заинтересуется – мне не жалко. Так вот, после записи сказки в 1998 году я написал пару песен об определенных людях. Все это делалось в виде юмора, сатиры, и не должно было распространяться. Но кто-то начал мои записи раздавать, и так нашлись люди, которые были настроены серьезно. В тот момент были сочинены песни, которые существуют и по сей день. Это был 2000-й, поэтому именно этот год считается официальной датой образования группы.
– А когда вообще появились люди, которые хотели заниматься именно такой музыкой, делать что-то подобное?
– Как я уже сказал, первые «нужные» люди появились в 2000 году. Но все мы толком не умели играть и только и делали, что «валяли дурака». По- настоящему заинтересованные люди появились только сейчас – это Дима и Феликс из группы ПРОЖЕКТОР. А так, люди, интересующиеся творчеством, были всегда, но помочь они ничем не могли. Больше всего мне помог «Изюм», с которым мы сделали основные записи 2003-2005 годов. Он научил меня многому в плане аранжировок, пользования компьютерными программами. Хотя после того, как мы с ним перестали общаться, он начал говорить, что никому это все не нужно, что я занимаюсь глупостями. Но, согласись, если человек три года потратил на меня, то ему действительно было интересно. – Знаю, что сейчас ты заканчиваешь работу над новым альбомом. А в чем будут его принципиальные отличия от предыдущих записей?
– Если смотреть глобально, то это «Маргинал» принципиально отличался от всего предыдущего. Тому есть несколько причин. Этот альбом я записывал без «Изюма». С ним мы немного повздорили. Он вообще такой человек – очень любит скандалы. И постоянно, когда мы заканчивали запись, он начинал кричать: «Кому это все нужно?! Кто это будет слушать?!» Я говорил, что это нужно нам, а если творчество искренне и исходит от души, то кто-то этим обязательно заинтересуется. Но прежде всего, это нужно делать для себя. Так вот, когда «Изюм» в последний раз «психанул», я не выдержал. У меня тогда уже был компьютер (мы записываемся в домашних условиях), и я мог делать все записи у себя дома. До этого момента все делалось у «Изюма». Надо было подстраиваться под его график, ехать неизвестно куда… А так, я делаю все, когда у меня есть время. Первоначально одному было тяжело, ведь я совершенно разучился играть. Когда я записывался с «Изюмом», то сам практически ничего не играл. Я ему покажу что-то, а он играет. И гитара моя была у него. Я даже аккорды элементарные разучился ставить. В общем, был просто в шоке. У меня в тот период появилось несколько новых песен. А когда я приходил к «Изюму», тот говорил, что без него я ничего не смогу, хоть я десять компьютеров себе куплю. Я подумал, неужели, если один человек ушел, все развалится? И я стал записывать «Маргинал». На мой взгляд, в итоге получилось еще лучше, чем мы делали с «Изюмом», который придавал, наверное, какой-то «попсовости». Поэтому «Маргинал» – это новое вступление. Все последующие записи будут лучше или хуже, но они уже будут находиться на совершенно другом уровне, нежели КАНАЛИЗАЦИЯ до «Маргинала». Тогда все было совершенно по- другому, а сейчас начался новый этап. Новая пластинка будет выпущена именно под маркой КАНАЛИЗАЦИЯ, а не ФАРШ. В первую очередь этот альбом будет отличаться более высоким качеством записи. Но это все равно не то, что хотелось бы сделать. Ведь в домашних условиях очень тяжело записать что-то на самом деле стоящее. Стилистика будет разноплановая. КАНАЛИЗАЦИЯ никогда не упиралась в какой-то определенный стиль. На альбоме будет несколько «панковских» песен, будет композиция в стиле «ska». Большую роль сыграет то, что появится женский бэк-вокал. Я давно хотел использовать женские вокальные партии, но на том же «Маргинале» их некуда было вставить. А сейчас будет несколько медленных композиций, где женский вокал будет очень интересен. Но в то же время у меня не было желания для записи брать человека «с улицы». Хотелось, чтобы это был кто-то заинтересованный. А недавно я совершенно случайно вышел на одну мою поклонницу, с которой до этого не был знаком. У девушки был один из моих первых дисков. Я подарил ей МР3 со всеми записями, которые поклоннице очень понравились. Вместе мы решили, что она подпоет. Я также очень рад тому, что и Дима, и Феликс из ПРОЖЕКТОРА играют на флейте, поэтому на новом альбоме этот инструмент также будет присутствовать. А еще у этих ребят есть знакомый скрипач. Так вот, я думаю, а что если и скрипку записать?! Пускай это будет отличаться от всего, что КАНАЛИЗАЦИЯ делала ранее, но зато звучание очень преобразится. Тематика песен по-прежнему будет мрачная. Мысли и впечатления абсолютно те же. В общем, новая пластинка будет не хуже, чем «Маргинал», но лично для себя я пока что не смог «перепрыгнуть» последний.
– А может «Маргинал» – это первое, что ты сделал сам, а как говорят в народе, «первое никогда не забывается»?
– Возможно, и так. Но я был действительно в приятном «шоке» от того, что смог сделал сам. Для меня это было тяжело. Может, человек, который профессионально играет, прослушав эту запись, скажет, что ничего особенного в ней нет. Но лично я был о себе худшего мнения. Но я поставил цель сделать альбом, который реально будет чего-то стоить. В общем, если «Маргинал» был чем-то действительно новым, то этот альбом будет в том же, примерно, духе.
– В музыке группы КАНАЛИЗАЦИЯ отчетливо слышно влияние таких коллективов, как СЕКТОР ГАЗА, ПУРГЕН и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА…
– Мои старые записи раньше постоянно сравнивали с СЕКТОРОМ ГАЗА. Да и на сегодняшний день многие считают, что КАНАЛИЗАЦИЯ – это только СЕКТОР ГАЗА и все. Естественно, когда только начинал свой творческий путь, я был поклонником СЕКТОРА ГАЗА, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. И на тот момент я мало что еще слушал. Под впечатлением от этих групп создавались записи. Сейчас же, если рассматривать альбом «Маргинал», то СЕКТОР ГАЗА там найти сложно, потому что подача в текстовом плане совсем другая. Музыкально – возможно, потому как присутствует обилие клавишных, незамысловатые мелодии. Егора Летова здесь почти и нет. Только если очень прислушаться. Знаешь, всю эту музыку я очень долго слушал. А влияние прослушанной музыки не может не оставлять свой след уже на моем творчестве, как бы я того не пытался избежать. Например, «Изюм» все время говорил: «Это никто не будет слушать, это никому неинтересно. Вот есть группа ТАРАКАНЫ!, которая сейчас популярна, поэтому надо играть в таком духе». Но что сделать, если ТАРАКАНЫ! мне просто не нравятся, и когда кто-то говорит, что надо играть в «таком духе», я этого не понимаю. Я играю так, как мне нравится, как у меня получается. У КАНАЛИЗАЦИИ нет определенного стиля. Может, одна-другая песня похожа на ПУРГЕН, третья – на СЕКТОР ГАЗА, четвертая в стиле ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Но на самом деле, ни первого, ни другого, ни третьего в чистом виде нет и быть не может. А влияние чье-то есть. Я понимаю, что ничего нового я не создал и не создам, ведь все уже изобретено. Возможно, получилась какая-то смесь, и в этом есть своя «фишка».
– Ты говоришь, что определенное время увлекался музыкой группы СЕКТОР ГАЗА, под влиянием которой и сам начал сочинять. А как ты относишься к таким проектам, как СЕКТОР ГАЗОВОЙ АТАКИ и ex-СЕКТОР ГАЗА?
– Отношусь плохо, даже если пытаются делать лучше, хотя обычно лучше оригинала не сделают никогда. Человек умер, а на его славе хотят заработать деньги. СЕКТОР ГАЗОВОЙ АТАКИ сделали альбом «Памяти Юрия Хоя…» якобы как единичный случай. Когда же они поняли, что людям интересно, что это раскупается, – стали записывать и дальше. На этой волне сделали еще десять альбомов. Ex-СЕКТОР ГАЗА, где лидер Кущев, – это вообще безобразие форменное. Кущ взял от СГ какие-то основные элементы, но все это сделал, как какую-то пародию, с целью изуродовать. По-другому я считать не могу. Плохо то, что на имени Юрия Хоя все хотят делать деньги, как бы кто к нему не относился. Мне, допустим, нравятся его песни. Не все, но многие. Поэтому я считаю, что так поступать нельзя. Это то же самое, что если бы Юра «Клоун» умер, а «Изюм» начал под меня косить и говорить: «А я просто хочу делать такую замечательную музыку». Это я, конечно же, шучу. Но я считаю, что все это плохо.
– В любом творчестве преследуются определенные цели. Какая цель стоит перед тобой: научить, показать, рассказать..?
– Я, наверное, стремлюсь показать и предупредить. Есть такая категория людей (их, на самом деле, большинство) – обыватели. В моем понимании, «обыватель» – это человек, который живет своей маленькой жизнью и не замечает происходящего вокруг. Он не готов к каким-либо экстремальным ситуациям. И когда этот человек выходит в «большую жизнь», даже если не с ним что-нибудь случится, то с другими людьми может что-то произойти на его глазах. Например, трамвай наедет на человека, как это случилось при мне. А творчество КАНАЛИЗАЦИИ подготавливает человека к подобному, помогает не растеряться и не удариться в панику в такой ситуации. А если человек не готов к подобному происшествию, которое может произойти в любое время, в любую минуту, тогда случаются страшные вещи, на которые мы закрываем глаза. Не с нами – и слава Богу! В песне «Бытовуха» очень хорошо показан человек, который живет своей маленькой жизнью и ничего не желает знать, пока его не коснется. «Пусть по миру кубарем катится лихо, – переживем, абы здесь было тихо». Приведу по этому поводу пример. Есть у меня такая песня «Экскурсия в морг». Она, можно сказать, основана на реальных событиях, написана под реальными впечатлениями. Однажды я провожал девушку и меня поймали три парня, избили очень сильно. А девушка эта (ее не трогали, она стояла в сторонке) вместо того, чтобы побежать позвать на помощь, стоит, трясется и не знает что делать. Я говорю ей: «Перевяжи мне голову». А она отвечает, что боится крови. Можно, конечно, все списать на ее возраст. Но, тем не менее, когда она попала в такую ситуацию, была совершенно не готова. Девушка просто не знала, что человека могут поймать на улице и избить. А вообще, творчество КАНАЛИЗАЦИИ разные люди воспринимают по-разному. Конечно, всякие «ярлыки» вешали на нас и на меня лично, обвиняли во всех земных грехах. Поэтому главное, что я хочу сказать тем, кто прочтет данное интервью и будет интересоваться записями, – не воспринимайте мое творчество настолько буквально. Ведь это все какие-то образы.
– Давай поговорим о проекте ФАРШ. Когда и почему родилось желание делать подобную музыку?
– ФАРШ – это влияние death-, black-, doom-, grindcore-музыки, которую я начал слушать в тот период. Вообще, первоначально ФАРШ был задуман как grindcore-проект. Я планировал написать много маленьких и стебных песенок наподобие Straight Edge. Но передумал. Вот в «Новом Завете», например, захотелось придать black’овый оттенок. Конечно, это все смешно называть black’ом или чем-то подобным, потому как это – пародия на все экстремальные стили. Я не собираюсь оскорблять поклонников black-музыки, потому что у меня все равно получился панк. Примочка была «сырая», «панковская», да и игра на уровне панка. Но мне хотелось попробовать то, чем я раньше не занимался. Допустим, если я сейчас буду записывать ФАРШ, то подход будет более серьезный.
– То есть ФАРШ ты полностью сам прописывал?
– И «Маргинал» тоже полностью сам. Я никогда до этого не играл на соло-гитаре, но пришлось. Как смог. «Изюм», допустим, оценил «Маргинал», а «Высокую поэзию любви…» тем более. Он думал, что я сам ничего не смогу, а я, оказывается, смог еще лучше, чем с ним.
– Как ты считаешь, на чем основывается твоя музыка?
– На мой взгляд, абсолютно вся музыка основывается на эмоциях. У меня, наверное, тоже. Я записываю альбомы и в процессе записи отвлекаюсь от каких-то неприятных вещей. Как я начал записывать свой новый альбом? Я подошел к такому моменту, когда понял, что если сейчас не начну запись, то войду в депрессию. У меня было много неприятностей. А когда начался процесс записи, я отвлекся от всего, ведь надо было работать над аранжировками, что-то дорабатывать. Именно эмоции играют очень большую роль. Что касается ФАРША, то это стебный проект. Поэтому в «Высокую поэзию любви…» я столько не вкладывал, сколько во все другие альбомы.
– Твоя музыка довольно интересная, и, наверняка, многим пришлась бы по душе. Допустим, меня настолько впечатлило, что некоторые композиции я записал себе на МР3-плеер и довольно часто слушаю. Так не кажется ли тебе, что сейчас настало самое время заявить о себе?
– Понимаешь, дело в том, что я ни малейшего усилия не прикладываю к продвижению своей музыки. Мое дело – записывать альбомы. С другой стороны, записи уже можно делать и качественней. Уже давно пора улучшить качество и выйти на другой уровень. Да, вложить деньги – ерунда! Если я отдаю этому делу столько энергии, времени и даже здоровья, то почему бы и ни выделить средства?! Сейчас появились ребята из ПРОЖЕКТОРА и, возможно, что будет толк. Во-первых – «живые» репетиции. Это уже что-то новое, так как у меня никогда не было концертного состава. Во-вторых – у этих ребят есть знакомые в клубах, и поэтому нет проблемы сыграть концерт. Главное, что появилась такая идея, и мы идем к цели где-то выступить. И если люди заинтересованы, то они придут и послушают. А концерт будет обязательно. Только нужно хорошо отрепетировать. Но за этим, думаю, дело не станет. Мы репетируем пока что по выходным, потом будем чаще. Поэтому вполне возможно, что в скором времени мы дадим совместный концерт. Я ведь не ставлю себе целью всю жизнь играть для двадцати человек в лесу или на квартире, как это было ранее. Сейчас выступают группы, которые не сделали ни одной записи и имеют всего каких-нибудь четыре песни. Они играют на фестивалях и считают это большим достижением. Достижение – сыграть хорошо, чтобы люди послушали и сказали: «Да, эта группа действительно интересна». В общем, если наше творчество действительно чего-то стоит, то обязательно будет иметь возможность себя проявить. А если это ерунда, то вложи ты хоть миллион, имей связи – это все равно будет временно. Кто-то, возможно, это воспримет, но то будет лишь промежуточный этап.
– Расскажи немного о своих прозвищах. Клоун, Плуг – откуда это пошло?
– Как меня только не называли… У меня было вполне объяснимое прозвище «Хой». Потому что Юра, потому что интересовался творчеством СЕКТОРА ГАЗА. Но оно долго не продержалось. «Плугом» меня назвали совершенно случайно. И я стал так обозначаться на обложках альбомов. Это, можно сказать, «сценический псевдоним». Сейчас меня больше называют «Клоуном». Почему? Я вообще-то человек общительный, всегда с юмором. Стараюсь найти с каждым общий язык, несмотря на свои личные интересы. Юмор у меня присутствует всегда черный, как в творчестве, так и в жизни. Я могу говорить о каких-то мрачных вещах легко, с юмором, с цинизмом даже. Вообще, «Клоуном» раньше называли другого человека. А я стал это слово употреблять по отношению ко всем. В итоге так стали называть меня. А потом поняли, что я действительно «клоун». Кстати, совсем недавно со мной произошла одна история, связанная именно с этим моим прозвищем. Одна девушка завязала со мной отношения только потому, что ее привлекло во мне, что я «клоун». Когда же мы стали с ней общаться ближе, она поняла, что я бываю совершенно другим: серьезным, молчаливым, задумчивым. И она сказала: «Да ты, оказывается, совершенно не клоун». А «не с клоуном» ей не хотелось иметь ничего общего.
Он укроет нас всех,
Спрячет крыши домов,
Пятна наших грехов…
Это строки из песни «Снег» минской группы КАНАЛИЗАЦИЯ. С творчеством этой команды я познакомился лишь в этом году. Лидер коллектива Юрий «Клоун» предложил мне прослушать записи группы, прежде чем встретиться по поводу интервью. Я согласился, но почему-то не надеялся услышать что-то стоящее на присланном Юрой диске. А зря. Ведь пусть это и прозвучит банально, но песни КАНАЛИЗАЦИИ мне понравились с первых аккордов. А такое, к сожалению, в наше время случается нечасто. Я долгое время слушал первые альбомы группы, позже «пришел» и к более позднему «Маргиналу», и к проекту ФАРШ, которые первоначально вообще не воспринимал…
…Мы долго не могли встретиться на договоренное интервью. Да и этот разговор состоялся как-то спонтанно. В день одного из весенних праздников я по чистой случайности оказался в Минске и решил позвонить «Клоуну». Совпадение ли, но Юрий в этот момент находился в том же районе, что и я. Поэтому уже через несколько минут мы беседовали о творчестве, жизни и планах на будущее.
– Что можно считать отправной точкой твоего творчества?
– Я с детства человек творческий. У меня вообще вся семья – творческие люди. Мать постоянно писала стихи (конечно, они не в духе КАНАЛИЗАЦИИ). Вся семья, кроме брата, рисовала. Я тоже рисованием немного занимался, но художника из меня не получилось. Я все время пытался что-то сочинять. С детства писал какие-то стишки. Потом научился кое-как играть на гитаре, а записи стал делать с 1998 года. Сначала была сочинена сказочка «Байки из космоса» в духе СЕКТОРА ГАЗА, которая посвящалась моим одноклассникам. Каждый человек играл свою роль в этой сказке, у каждого была своя ария. Это все было сделано под музыку, в стихах. Я взял и записал эту сказку. Все, конечно, было ужасного качества и очень плохо слушалось. Но когда эту панк-оперу услышали первые люди, им очень понравилось. Кстати, после альбома «Маргинал» была выпущена эта самая сказка. Только сделана она уже в совершенном варианте – присутствует много разных звуковых эффектов. Но эта запись не распространяется, потому что сейчас она неактуальна. Ведь если человек не был знаком с персонажами панк-оперы лично и не знает, что те вытворяли, то он ничего не поймет. Но если вдруг кто-то заинтересуется – мне не жалко. Так вот, после записи сказки в 1998 году я написал пару песен об определенных людях. Все это делалось в виде юмора, сатиры, и не должно было распространяться. Но кто-то начал мои записи раздавать, и так нашлись люди, которые были настроены серьезно. В тот момент были сочинены песни, которые существуют и по сей день. Это был 2000-й, поэтому именно этот год считается официальной датой образования группы.
– А когда вообще появились люди, которые хотели заниматься именно такой музыкой, делать что-то подобное?
– Как я уже сказал, первые «нужные» люди появились в 2000 году. Но все мы толком не умели играть и только и делали, что «валяли дурака». По- настоящему заинтересованные люди появились только сейчас – это Дима и Феликс из группы ПРОЖЕКТОР. А так, люди, интересующиеся творчеством, были всегда, но помочь они ничем не могли. Больше всего мне помог «Изюм», с которым мы сделали основные записи 2003-2005 годов. Он научил меня многому в плане аранжировок, пользования компьютерными программами. Хотя после того, как мы с ним перестали общаться, он начал говорить, что никому это все не нужно, что я занимаюсь глупостями. Но, согласись, если человек три года потратил на меня, то ему действительно было интересно. – Знаю, что сейчас ты заканчиваешь работу над новым альбомом. А в чем будут его принципиальные отличия от предыдущих записей?
– Если смотреть глобально, то это «Маргинал» принципиально отличался от всего предыдущего. Тому есть несколько причин. Этот альбом я записывал без «Изюма». С ним мы немного повздорили. Он вообще такой человек – очень любит скандалы. И постоянно, когда мы заканчивали запись, он начинал кричать: «Кому это все нужно?! Кто это будет слушать?!» Я говорил, что это нужно нам, а если творчество искренне и исходит от души, то кто-то этим обязательно заинтересуется. Но прежде всего, это нужно делать для себя. Так вот, когда «Изюм» в последний раз «психанул», я не выдержал. У меня тогда уже был компьютер (мы записываемся в домашних условиях), и я мог делать все записи у себя дома. До этого момента все делалось у «Изюма». Надо было подстраиваться под его график, ехать неизвестно куда… А так, я делаю все, когда у меня есть время. Первоначально одному было тяжело, ведь я совершенно разучился играть. Когда я записывался с «Изюмом», то сам практически ничего не играл. Я ему покажу что-то, а он играет. И гитара моя была у него. Я даже аккорды элементарные разучился ставить. В общем, был просто в шоке. У меня в тот период появилось несколько новых песен. А когда я приходил к «Изюму», тот говорил, что без него я ничего не смогу, хоть я десять компьютеров себе куплю. Я подумал, неужели, если один человек ушел, все развалится? И я стал записывать «Маргинал». На мой взгляд, в итоге получилось еще лучше, чем мы делали с «Изюмом», который придавал, наверное, какой-то «попсовости». Поэтому «Маргинал» – это новое вступление. Все последующие записи будут лучше или хуже, но они уже будут находиться на совершенно другом уровне, нежели КАНАЛИЗАЦИЯ до «Маргинала». Тогда все было совершенно по- другому, а сейчас начался новый этап. Новая пластинка будет выпущена именно под маркой КАНАЛИЗАЦИЯ, а не ФАРШ. В первую очередь этот альбом будет отличаться более высоким качеством записи. Но это все равно не то, что хотелось бы сделать. Ведь в домашних условиях очень тяжело записать что-то на самом деле стоящее. Стилистика будет разноплановая. КАНАЛИЗАЦИЯ никогда не упиралась в какой-то определенный стиль. На альбоме будет несколько «панковских» песен, будет композиция в стиле «ska». Большую роль сыграет то, что появится женский бэк-вокал. Я давно хотел использовать женские вокальные партии, но на том же «Маргинале» их некуда было вставить. А сейчас будет несколько медленных композиций, где женский вокал будет очень интересен. Но в то же время у меня не было желания для записи брать человека «с улицы». Хотелось, чтобы это был кто-то заинтересованный. А недавно я совершенно случайно вышел на одну мою поклонницу, с которой до этого не был знаком. У девушки был один из моих первых дисков. Я подарил ей МР3 со всеми записями, которые поклоннице очень понравились. Вместе мы решили, что она подпоет. Я также очень рад тому, что и Дима, и Феликс из ПРОЖЕКТОРА играют на флейте, поэтому на новом альбоме этот инструмент также будет присутствовать. А еще у этих ребят есть знакомый скрипач. Так вот, я думаю, а что если и скрипку записать?! Пускай это будет отличаться от всего, что КАНАЛИЗАЦИЯ делала ранее, но зато звучание очень преобразится. Тематика песен по-прежнему будет мрачная. Мысли и впечатления абсолютно те же. В общем, новая пластинка будет не хуже, чем «Маргинал», но лично для себя я пока что не смог «перепрыгнуть» последний.
– А может «Маргинал» – это первое, что ты сделал сам, а как говорят в народе, «первое никогда не забывается»?
– Возможно, и так. Но я был действительно в приятном «шоке» от того, что смог сделал сам. Для меня это было тяжело. Может, человек, который профессионально играет, прослушав эту запись, скажет, что ничего особенного в ней нет. Но лично я был о себе худшего мнения. Но я поставил цель сделать альбом, который реально будет чего-то стоить. В общем, если «Маргинал» был чем-то действительно новым, то этот альбом будет в том же, примерно, духе.
– В музыке группы КАНАЛИЗАЦИЯ отчетливо слышно влияние таких коллективов, как СЕКТОР ГАЗА, ПУРГЕН и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА…
– Мои старые записи раньше постоянно сравнивали с СЕКТОРОМ ГАЗА. Да и на сегодняшний день многие считают, что КАНАЛИЗАЦИЯ – это только СЕКТОР ГАЗА и все. Естественно, когда только начинал свой творческий путь, я был поклонником СЕКТОРА ГАЗА, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. И на тот момент я мало что еще слушал. Под впечатлением от этих групп создавались записи. Сейчас же, если рассматривать альбом «Маргинал», то СЕКТОР ГАЗА там найти сложно, потому что подача в текстовом плане совсем другая. Музыкально – возможно, потому как присутствует обилие клавишных, незамысловатые мелодии. Егора Летова здесь почти и нет. Только если очень прислушаться. Знаешь, всю эту музыку я очень долго слушал. А влияние прослушанной музыки не может не оставлять свой след уже на моем творчестве, как бы я того не пытался избежать. Например, «Изюм» все время говорил: «Это никто не будет слушать, это никому неинтересно. Вот есть группа ТАРАКАНЫ!, которая сейчас популярна, поэтому надо играть в таком духе». Но что сделать, если ТАРАКАНЫ! мне просто не нравятся, и когда кто-то говорит, что надо играть в «таком духе», я этого не понимаю. Я играю так, как мне нравится, как у меня получается. У КАНАЛИЗАЦИИ нет определенного стиля. Может, одна-другая песня похожа на ПУРГЕН, третья – на СЕКТОР ГАЗА, четвертая в стиле ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Но на самом деле, ни первого, ни другого, ни третьего в чистом виде нет и быть не может. А влияние чье-то есть. Я понимаю, что ничего нового я не создал и не создам, ведь все уже изобретено. Возможно, получилась какая-то смесь, и в этом есть своя «фишка».
– Ты говоришь, что определенное время увлекался музыкой группы СЕКТОР ГАЗА, под влиянием которой и сам начал сочинять. А как ты относишься к таким проектам, как СЕКТОР ГАЗОВОЙ АТАКИ и ex-СЕКТОР ГАЗА?
– Отношусь плохо, даже если пытаются делать лучше, хотя обычно лучше оригинала не сделают никогда. Человек умер, а на его славе хотят заработать деньги. СЕКТОР ГАЗОВОЙ АТАКИ сделали альбом «Памяти Юрия Хоя…» якобы как единичный случай. Когда же они поняли, что людям интересно, что это раскупается, – стали записывать и дальше. На этой волне сделали еще десять альбомов. Ex-СЕКТОР ГАЗА, где лидер Кущев, – это вообще безобразие форменное. Кущ взял от СГ какие-то основные элементы, но все это сделал, как какую-то пародию, с целью изуродовать. По-другому я считать не могу. Плохо то, что на имени Юрия Хоя все хотят делать деньги, как бы кто к нему не относился. Мне, допустим, нравятся его песни. Не все, но многие. Поэтому я считаю, что так поступать нельзя. Это то же самое, что если бы Юра «Клоун» умер, а «Изюм» начал под меня косить и говорить: «А я просто хочу делать такую замечательную музыку». Это я, конечно же, шучу. Но я считаю, что все это плохо.
– В любом творчестве преследуются определенные цели. Какая цель стоит перед тобой: научить, показать, рассказать..?
– Я, наверное, стремлюсь показать и предупредить. Есть такая категория людей (их, на самом деле, большинство) – обыватели. В моем понимании, «обыватель» – это человек, который живет своей маленькой жизнью и не замечает происходящего вокруг. Он не готов к каким-либо экстремальным ситуациям. И когда этот человек выходит в «большую жизнь», даже если не с ним что-нибудь случится, то с другими людьми может что-то произойти на его глазах. Например, трамвай наедет на человека, как это случилось при мне. А творчество КАНАЛИЗАЦИИ подготавливает человека к подобному, помогает не растеряться и не удариться в панику в такой ситуации. А если человек не готов к подобному происшествию, которое может произойти в любое время, в любую минуту, тогда случаются страшные вещи, на которые мы закрываем глаза. Не с нами – и слава Богу! В песне «Бытовуха» очень хорошо показан человек, который живет своей маленькой жизнью и ничего не желает знать, пока его не коснется. «Пусть по миру кубарем катится лихо, – переживем, абы здесь было тихо». Приведу по этому поводу пример. Есть у меня такая песня «Экскурсия в морг». Она, можно сказать, основана на реальных событиях, написана под реальными впечатлениями. Однажды я провожал девушку и меня поймали три парня, избили очень сильно. А девушка эта (ее не трогали, она стояла в сторонке) вместо того, чтобы побежать позвать на помощь, стоит, трясется и не знает что делать. Я говорю ей: «Перевяжи мне голову». А она отвечает, что боится крови. Можно, конечно, все списать на ее возраст. Но, тем не менее, когда она попала в такую ситуацию, была совершенно не готова. Девушка просто не знала, что человека могут поймать на улице и избить. А вообще, творчество КАНАЛИЗАЦИИ разные люди воспринимают по-разному. Конечно, всякие «ярлыки» вешали на нас и на меня лично, обвиняли во всех земных грехах. Поэтому главное, что я хочу сказать тем, кто прочтет данное интервью и будет интересоваться записями, – не воспринимайте мое творчество настолько буквально. Ведь это все какие-то образы.
– Давай поговорим о проекте ФАРШ. Когда и почему родилось желание делать подобную музыку?
– ФАРШ – это влияние death-, black-, doom-, grindcore-музыки, которую я начал слушать в тот период. Вообще, первоначально ФАРШ был задуман как grindcore-проект. Я планировал написать много маленьких и стебных песенок наподобие Straight Edge. Но передумал. Вот в «Новом Завете», например, захотелось придать black’овый оттенок. Конечно, это все смешно называть black’ом или чем-то подобным, потому как это – пародия на все экстремальные стили. Я не собираюсь оскорблять поклонников black-музыки, потому что у меня все равно получился панк. Примочка была «сырая», «панковская», да и игра на уровне панка. Но мне хотелось попробовать то, чем я раньше не занимался. Допустим, если я сейчас буду записывать ФАРШ, то подход будет более серьезный.
– То есть ФАРШ ты полностью сам прописывал?
– И «Маргинал» тоже полностью сам. Я никогда до этого не играл на соло-гитаре, но пришлось. Как смог. «Изюм», допустим, оценил «Маргинал», а «Высокую поэзию любви…» тем более. Он думал, что я сам ничего не смогу, а я, оказывается, смог еще лучше, чем с ним.
– Как ты считаешь, на чем основывается твоя музыка?
– На мой взгляд, абсолютно вся музыка основывается на эмоциях. У меня, наверное, тоже. Я записываю альбомы и в процессе записи отвлекаюсь от каких-то неприятных вещей. Как я начал записывать свой новый альбом? Я подошел к такому моменту, когда понял, что если сейчас не начну запись, то войду в депрессию. У меня было много неприятностей. А когда начался процесс записи, я отвлекся от всего, ведь надо было работать над аранжировками, что-то дорабатывать. Именно эмоции играют очень большую роль. Что касается ФАРША, то это стебный проект. Поэтому в «Высокую поэзию любви…» я столько не вкладывал, сколько во все другие альбомы.
– Твоя музыка довольно интересная, и, наверняка, многим пришлась бы по душе. Допустим, меня настолько впечатлило, что некоторые композиции я записал себе на МР3-плеер и довольно часто слушаю. Так не кажется ли тебе, что сейчас настало самое время заявить о себе?
– Понимаешь, дело в том, что я ни малейшего усилия не прикладываю к продвижению своей музыки. Мое дело – записывать альбомы. С другой стороны, записи уже можно делать и качественней. Уже давно пора улучшить качество и выйти на другой уровень. Да, вложить деньги – ерунда! Если я отдаю этому делу столько энергии, времени и даже здоровья, то почему бы и ни выделить средства?! Сейчас появились ребята из ПРОЖЕКТОРА и, возможно, что будет толк. Во-первых – «живые» репетиции. Это уже что-то новое, так как у меня никогда не было концертного состава. Во-вторых – у этих ребят есть знакомые в клубах, и поэтому нет проблемы сыграть концерт. Главное, что появилась такая идея, и мы идем к цели где-то выступить. И если люди заинтересованы, то они придут и послушают. А концерт будет обязательно. Только нужно хорошо отрепетировать. Но за этим, думаю, дело не станет. Мы репетируем пока что по выходным, потом будем чаще. Поэтому вполне возможно, что в скором времени мы дадим совместный концерт. Я ведь не ставлю себе целью всю жизнь играть для двадцати человек в лесу или на квартире, как это было ранее. Сейчас выступают группы, которые не сделали ни одной записи и имеют всего каких-нибудь четыре песни. Они играют на фестивалях и считают это большим достижением. Достижение – сыграть хорошо, чтобы люди послушали и сказали: «Да, эта группа действительно интересна». В общем, если наше творчество действительно чего-то стоит, то обязательно будет иметь возможность себя проявить. А если это ерунда, то вложи ты хоть миллион, имей связи – это все равно будет временно. Кто-то, возможно, это воспримет, но то будет лишь промежуточный этап.
– Расскажи немного о своих прозвищах. Клоун, Плуг – откуда это пошло?
– Как меня только не называли… У меня было вполне объяснимое прозвище «Хой». Потому что Юра, потому что интересовался творчеством СЕКТОРА ГАЗА. Но оно долго не продержалось. «Плугом» меня назвали совершенно случайно. И я стал так обозначаться на обложках альбомов. Это, можно сказать, «сценический псевдоним». Сейчас меня больше называют «Клоуном». Почему? Я вообще-то человек общительный, всегда с юмором. Стараюсь найти с каждым общий язык, несмотря на свои личные интересы. Юмор у меня присутствует всегда черный, как в творчестве, так и в жизни. Я могу говорить о каких-то мрачных вещах легко, с юмором, с цинизмом даже. Вообще, «Клоуном» раньше называли другого человека. А я стал это слово употреблять по отношению ко всем. В итоге так стали называть меня. А потом поняли, что я действительно «клоун». Кстати, совсем недавно со мной произошла одна история, связанная именно с этим моим прозвищем. Одна девушка завязала со мной отношения только потому, что ее привлекло во мне, что я «клоун». Когда же мы стали с ней общаться ближе, она поняла, что я бываю совершенно другим: серьезным, молчаливым, задумчивым. И она сказала: «Да ты, оказывается, совершенно не клоун». А «не с клоуном» ей не хотелось иметь ничего общего.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2007 год в рубрике музыкальная газета