«Вольнае паветра» Второй фестиваль этнической музыки
В ночь с 15-е на 16 июля под Воложином прошел второй фестиваль этнической музыки «Вольнае паветра», куда был приглашен самый известный музыкальный критик на постсоветском пространстве Артемий Троицкий. На следующий вечер в модном NewsCafe была организована пресс-конференция со знаменитостью.
...По журналистам летали навязчивые мухи, журналистов не поили, не кормили, теснили по стенам, животы самовольно прижимались к столам. Барышни в янтаре и прочие напомаженные стояли и сидели в сторонке, в то время как мы и наши ноги братались беспрестанно.
Ничего нового нам, впрочем, не сказали. Сразу же появилось чувство, что мы – студенты иностранного журфака (того самого, московского, на котором читал лекции Артемий), а Артемий – наш заграничный преподаватель. Или другой вариант (тут пространственные плоскости немного смещаются): Артемий – столичный преподаватель, известный авторитет, лицо, уважаемое в высшем свете. А мы – небольшая провинция, которая живет своими праздниками минувшего века. «Ох, я не бывал на таких мероприятиях с конца 70-х начала 80-х годов! Помню, были в Советском Союзе старые любимые полуподпольные фестивали на хуторках, с костером... Спасибо вам! Мне очень понравилось вновь на таком побывать!» Читайте: «Давно я не бывал в деревне! Как хорош, как свеж воздух здесь! Я успел позабыть о таких радостях сельской жизни, как заботы о посеве, охота на вальдшнепов, по утру с удочкой к пруду»... Мы волновались и прилежно все записывали, хотя Артемий в общем и целом говорил довольно банальные вещи (кто ж знал). Все «студенты» были в основном со звукозаписывающими устройствами (устаревшими, провинциальными, но все же) – такая взрослая, современная лекция. Вопросы, если честно, задавать было страшно. Да и как-то неуместно. Бывает, человек говорит таким жирным, насыщенным слоем информации, что не продохнешь... Он говорит и как бы подразумевает: «Я уже все сказал». И все, что спросишь – будет уже априори звучать глупо. Но вопросы, конечно же, задавались, а то как же без вопросов, без вопросов нельзя. Правильных вопросов было от силы два. Без еды и воды ситуация совсем накалялась. Частенько мы чувствовали, что нас отчитывают за невыученный урок, за списанную контрольную, за непристойности и шалости («На выступлении PETE PAFF совершенно завалили звук! Был не звук, а просто лажа!»). У вас, студент Васечкин, неплохой потенциал. А вот вы, дорогой друг, ничем не интересны, увы. «В принципе, на той или иной российской поляне вы можете найти своего слушателя», – немного погодя ответил Артемий на стремительные расспросы о том, как же нашим звездам все-таки пробиться в заветную Российскую Федерацию. Напоследок Артемий заверил, что половина из услышанных им групп совершенно спокойно смогла бы выступать в московских клубах.
Удовлетворившись таким заявлением, у журналистов вдруг появилась некоторая смелость в вопросах, а у Артемия – несколько насмешливая афористичность в ответах. «Славянский базар» – праздник безграничной пошлости», «Попса – самый бессодержательный и легковесный музыкальный стиль», «Пиратство – это никакое не пиратство, а восстановление справедливости». Артемий, впрочем, в некоторых вопросах был невыносимо уклончив. «Мы же тоже журналисты, поэтому нам интересно», – бесстрашно настаивала одна девушка. Таким образом, она попыталась разрушить те мощнейшие чары обаяния, внятности, недюжинной вкрадчивости и убедительности Троицкого. «Мы вам не студенты! Мы вам – коллеги!» – как бы говорила она... «Ну, ребят, что я могу сказать вам по этому поводу», – бывало, снисходительно начнет Артемий в ответ на какой-нибудь очередной забавный вопрос. В одном моменте Артемий чуть даже не обозвал белорусов маргиналами, но этого, слава богу, никто не заметил, да и сам Артемий быстро опровергнул уверенным «ну не-е-ет» и тут же распространился о том, что к нам на самом-то деле все по-доброму относятся. Это случилось на вопросе о том, ходят ли какие-нибудь смешные истории, анекдоты про белорусов в Москве. Да-а-а, издалека к нам занесло диковинного гостя! Надо же было (не все журналисты были журналистами музыкальными, и далеко не все себе представляли, о чем идет речь; поэтому было то стыдно, то гордо) воспользоваться случаем и расспросить интуриста уж обо всем: почем колбаса, что нынче в моде...
И без того конфузная лекция разрешилась жидковатыми аплодисментами. Приезжайте, Артемий Кивович, как-нибудь еще посмотреть на выполонный щавельник. Мы его специально выпалывать будем.
...По журналистам летали навязчивые мухи, журналистов не поили, не кормили, теснили по стенам, животы самовольно прижимались к столам. Барышни в янтаре и прочие напомаженные стояли и сидели в сторонке, в то время как мы и наши ноги братались беспрестанно.
Ничего нового нам, впрочем, не сказали. Сразу же появилось чувство, что мы – студенты иностранного журфака (того самого, московского, на котором читал лекции Артемий), а Артемий – наш заграничный преподаватель. Или другой вариант (тут пространственные плоскости немного смещаются): Артемий – столичный преподаватель, известный авторитет, лицо, уважаемое в высшем свете. А мы – небольшая провинция, которая живет своими праздниками минувшего века. «Ох, я не бывал на таких мероприятиях с конца 70-х начала 80-х годов! Помню, были в Советском Союзе старые любимые полуподпольные фестивали на хуторках, с костером... Спасибо вам! Мне очень понравилось вновь на таком побывать!» Читайте: «Давно я не бывал в деревне! Как хорош, как свеж воздух здесь! Я успел позабыть о таких радостях сельской жизни, как заботы о посеве, охота на вальдшнепов, по утру с удочкой к пруду»... Мы волновались и прилежно все записывали, хотя Артемий в общем и целом говорил довольно банальные вещи (кто ж знал). Все «студенты» были в основном со звукозаписывающими устройствами (устаревшими, провинциальными, но все же) – такая взрослая, современная лекция. Вопросы, если честно, задавать было страшно. Да и как-то неуместно. Бывает, человек говорит таким жирным, насыщенным слоем информации, что не продохнешь... Он говорит и как бы подразумевает: «Я уже все сказал». И все, что спросишь – будет уже априори звучать глупо. Но вопросы, конечно же, задавались, а то как же без вопросов, без вопросов нельзя. Правильных вопросов было от силы два. Без еды и воды ситуация совсем накалялась. Частенько мы чувствовали, что нас отчитывают за невыученный урок, за списанную контрольную, за непристойности и шалости («На выступлении PETE PAFF совершенно завалили звук! Был не звук, а просто лажа!»). У вас, студент Васечкин, неплохой потенциал. А вот вы, дорогой друг, ничем не интересны, увы. «В принципе, на той или иной российской поляне вы можете найти своего слушателя», – немного погодя ответил Артемий на стремительные расспросы о том, как же нашим звездам все-таки пробиться в заветную Российскую Федерацию. Напоследок Артемий заверил, что половина из услышанных им групп совершенно спокойно смогла бы выступать в московских клубах.
Удовлетворившись таким заявлением, у журналистов вдруг появилась некоторая смелость в вопросах, а у Артемия – несколько насмешливая афористичность в ответах. «Славянский базар» – праздник безграничной пошлости», «Попса – самый бессодержательный и легковесный музыкальный стиль», «Пиратство – это никакое не пиратство, а восстановление справедливости». Артемий, впрочем, в некоторых вопросах был невыносимо уклончив. «Мы же тоже журналисты, поэтому нам интересно», – бесстрашно настаивала одна девушка. Таким образом, она попыталась разрушить те мощнейшие чары обаяния, внятности, недюжинной вкрадчивости и убедительности Троицкого. «Мы вам не студенты! Мы вам – коллеги!» – как бы говорила она... «Ну, ребят, что я могу сказать вам по этому поводу», – бывало, снисходительно начнет Артемий в ответ на какой-нибудь очередной забавный вопрос. В одном моменте Артемий чуть даже не обозвал белорусов маргиналами, но этого, слава богу, никто не заметил, да и сам Артемий быстро опровергнул уверенным «ну не-е-ет» и тут же распространился о том, что к нам на самом-то деле все по-доброму относятся. Это случилось на вопросе о том, ходят ли какие-нибудь смешные истории, анекдоты про белорусов в Москве. Да-а-а, издалека к нам занесло диковинного гостя! Надо же было (не все журналисты были журналистами музыкальными, и далеко не все себе представляли, о чем идет речь; поэтому было то стыдно, то гордо) воспользоваться случаем и расспросить интуриста уж обо всем: почем колбаса, что нынче в моде...
И без того конфузная лекция разрешилась жидковатыми аплодисментами. Приезжайте, Артемий Кивович, как-нибудь еще посмотреть на выполонный щавельник. Мы его специально выпалывать будем.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2007 год в рубрике музыкальная газета