Белорусский underground Белорусский underground
“В нашей стране Underground – это почти диагноз”, Charismatic
Как писал в своей статье Витаут Мартыненка, Беларусь – явление уникальное. И музыка у нас уникальная. Во всем мире есть и mainstream- и underground-артисты (я имею в виду хип-хоп-жанр), а в Беларуси почему-то все больше андерграунд.
На сцене у нас есть только НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ, который уже канонизируют скоро, СВОБОДНЫЕ МЫСЛИ, Тимур, да и… все. Серегу мы сюда не причисляем, т.к. он уже российский артист и Беларусь в сферу его интересов явно не входит. Повара так же не рассматриваем, т.к. ПИН-КОД это не Повар в чистом виде (а ведь многие хотят, чтобы он выпустил альбом). Собственно и СВОБОДНЫЕ МЫСЛИ можно опустить, т.к. это скорее не рэп, а поп- музыка в виде легкого речитатива (также опустим, что родная сестра одного из парней уже давно на белорусской сцене поет и пляшет). В сухом осадке… Нестанда и Тимур.
От первых давно не слышно новых песен (новый альбом скоро, будем надеяться на лучшее), и даже фанатов уже заколебало «Не последнее слово». Спасают ремиксы и треки со студии, в которых парни принимали участие. А второй появляется на телевидении столь редко и с таким странным материалом, который больше вопросов рождает, чем ответов. Песни, быть может, и хорошие, но вот клипы на них сняли уж очень малобюджетные. Так что же делать любителям рэпа в данной ситуации? Если нет толкового материала в телевизоре и на радио, то нужно искать его в подземелье. Underground спасает фэнов хип-хопа по всему миру. В подземелье ищут спасения те, кому надоела коммерциализация рэпа, кому надоели “пушки-тачки- блинг-блинг” или же надоел конкретно этот блинг-блинг, хочется другого.
Белорусский андерграунд богат. Далеко не так богат, как в России, но тем не менее. Все подстили, все направления, все, что можно… дерется с России. Нет у нас оригинала. «Фишки» дерут безбожно и очень быстро. Но все равно уровень нашего андерграунда не идет ни в какое сравнение с российским, не говоря уже о польском и далее.
У нас есть два слоя андерграунда: верхний слой – это те люди, которые все-таки умудрились выпустить альбом на каком-нибудь лейбле, может быть, снять клип и засветиться на радио, но это их потолок. Второй глубинный слой – это все те парни и девчонки со всей Беларуси, которые пишут песни дома, выступают в местных клубах, записывают треки на болванки и раздают друзьям, пытаются чего-то добиться, но пока не получается. Далее я не буду рассматривать первый слой. А значит, мы автоматом отметаем DA JOINT, СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ, ЧЫРВОНЫМ ПА БЕЛАМУ, Хлоп-Ч, DSB и еще несколько команд.
А вот во втором «слое сумрака» творятся странные вещи. Выпускаются какие-то левые микстейпы, которые никогда в жизни вы не увидите на дисках, выпускаются «альбомы», которые через один так и называются «Альбом». Хотите верьте, хотите нет, но так называется пластинок 10. Я никогда не забуду встречу с одним МС из группы THE LAST POETS (чувствуете? DEAD POETS) – когда он вручал мне диск с их демками (!), он на полном серьезе сказал: «Вот, тут наш первый альбом». Как вы сами понимаете, песни, кое-как записанные на майк Shure в комнате первого общежития БГУИР, на альбом не тянут никак вообще. Но это все равно лучше, чем тот же микстейп Maxie Flow – абстиненция, который вызывает лишь рвотные позывы голосом автора и текстами.
Из всех белорусских альбомов, которые у меня есть в mp3, на дисках я видел штук 15, из них в магазинах продавались единицы. Тут я сделаю небольшую остановку. У нас модно прикрываться словами «я – андер». Под этим люди подразумевают, что им пофигу, что, кто о них думает, пофигу качество, и вообще они – это и есть рэп. Но лично мое мнение заключается в том, что словом «я – андерграунд» в вашей стране прикрываются бездари, которые боятся признать свою несостоятельность и бесперспективность. В них никогда не вложат деньги, они никогда не будут в телевизоре. И таких – большинство. Их кислород – Интернет. 90% всей андерграунд-массы – безвкусица и бездарность. Потому их «альбомов» вы, слава Богу, никогда не увидите в магазинах.
А в чем дело? Вроде бы есть и толковые люди, которые пишут великолепные, сказочные, атмосферные тексты, есть толковые битмейкеры и есть звукари. Но все хотят заработать денег. Текстовики хотят продать свой текст, и не важно кому, битмейкеры маринуют свои минуса, в надежде их продать, до тех пор, пока они не потеряют актуальности, а звукари вообще не хотят слышать о бесплатной помощи. Но! Есть еще Люди! Есть люди, которые могут, и это те самые 10%, которые спасают белорусский андерграунд. Если в именах, то это: ТЕРРИТОРИЯ, CEMENT, YOUNG DOGG (люби – не люби, но более- менее качественно), M.I.N.S.K., TAN, ZEMAN, THA CODLA, PANANIEBA и далее.
Направлений же масса, есть свои лирики, гангстеры, «психоделические черти» ((с) Charismatic), шуты и репрезент-мастера. Однако хватает и тех, кто считает себя явно лучше остальных. Почему-то много людей думает, что они короли. Потому и текста такие: «Два года в подземелье, но рожден королем». Это также для меня не понятно. Люди ничего не добились, но уже «короли». Особенно это умиляет в случае с подростками.
Есть такое понятие – «андерграунд-звучание». Под этим термином понимают обособленность от мэйнстрима, некую аскетичность битов, немодность, если угодно. В случае с Беларусью все сходится. Минуса мрачноваты, минимализм в действии. А порой как раз наоборот – перегрузка всевозможными «фишками», которые молодой битмейкер пытается впихнуть в минус. Но, как правило, андерграунд готовит кадры для звуковой индустрии. Уже растет несколько очень толковых битмейкеров, которые еще неизвестны, но стоит подождать, и мы будем их узнавать на слух. Можно только порадоваться за DJ Rusl, который своими возможностями поражает видавших виды профи. Снимаю шляпу.
Однако и негатива хватает с головой. Многие любят группу KRec (Kitchen Records), и парни из белорусской THE LAST POETS любят их. Очень любят… ведь подражание – высшая степень любви. Слушая песни TLP, возникает ощущение, что ты слушаешь перепевки песен KRec. Проскакивают цитаты, тянутся окончания слов, тематика та же, те же метафоры и обороты. Некрасиво и очень раздражает. Ведь неплохие же тексты пишут парни, неплохую музыку делает ди-джей, но это все подражание, а на подражании далеко не уедешь. Если бы их энергию направить в русло оригинальных идей…
Еще один край – стеб. Таких людей хватает везде, но везде понимают, что этот путь ведет в тупик. Почему мы не видим на экране безудержного стеба, почему не слышим на радио? Потому что есть рамки, за которые выходить не рекомендуется. Ни в одной стране еще не было такого случая, чтобы человек выехал на стебе из подземелья на большую сцену. Как только человек пробивается в большую игру, он подстраивается под правила, и стеба мы от него больше никогда не услышим. Эминема не предлагать! Он пишет отличные тексты на разные темы, а стеб он очень гармонично смешивает с другими ингредиентами. Чего не скажешь о тех же кГ или Мазафакерс. Кстати, альбом кГ «П.К.О.К.» должен был выходить на лейбле Liquid Sky, но не сложилось, чему все очень рады.
Для любителей психоделики также есть герои. Как и для баунса (пускай и деревенского). Даже для любителей баттловой музыки найдется материал. Опять же, если переходить на имена, то все это 4iП, Oracul, Trool, ВОДНОСЛОВО, Ajno Rajno, J.T. и другие.
Из 20 песен можно найти 1-2, которые по-настоящему цепляют, и если бы их довести до ума, то можно штурмовать радио… И тут мы подошли к причинам «андерграундизации» рэперов. Все дело в отсутствии аудитории. Не для кого толкать материал, некому его продавать. Радиостанции отказываются крутить треки от неизвестных исполнителей, т.к. это рискованно, другое дело Серега, Jay-Z, Тимати, БандЭрос… Телевидение, может быть, и радо взять в ротацию пару-тройку отечественных рэп-клипов, но нет качественного материала.
Да, намного легче не париться над мастерингом и сведением, над битами и текстами, а писать то, что хочется и как хочется. Не хочется тратить деньги на студию, а писать дома, не хочется писать интересно, а хочется стебаться… ну вот и расплачивайтесь. Лень – вот что гарантирует вам пребывание в андерграунде. Ни одна радиостанция не возьмет в ротацию некачественный трек, который кое-как записан и в котором поется «абы што». Музыкальная индустрия такова, что приходится со многим мириться. Например, вам хочется записать трек о том, как классно быть гангстером или стрит-рейсером, а вам скажут: «Извините, не актуально, вот если бы про любовь…» И тогда вам придется писать про любовь, потому что иначе не будет ротаций на радио. Нужно вкладывать и вкалывать в свою музыку, чтобы она стала популярна. Тут можно упомянуть группу ГРАФФИТИ, которая позиционирует себя как R’n’B-проект, но это, как мне кажется, не совсем так. Ребята умудрились пробиться на радио, с ними работает продюсерский центр, они – на сборниках (как на легальных, так и на пиратских) и они растут. Но! Как они вкалывают, как пиарят себя сами. Так что их успехи заслуженны.
Но, как я уже писал, большинству это все не нужно. Им бы быстрее, да круче. Только не получается так. Получается локальная известность, которая не выходит за пределы города или вообще квартала. Как всегда, на выручку приходит Интернет. Если потратить день-два, то можно сложить свое впечатление о белорусском андерграунде и заметить одну ОЧЕНЬ немаловажную деталь – все варятся в собственном соку. Эти люди очень неохотно встречают новых персонажей, а тем более уже сложившихся. Меня очень позабавило, когда на один известный форум пришел Хобот (не DJ). Этот человек выпускает первый альбом на белорусском лейбле Vigma. Как его обложили. Со всех сторон. Смысл всех оскорблений сводился к словам: «Приперся тут не знамо кто и уже с альбомом, а ну пшел отсюда, неудачник». И вот еще один важный элемент – зависть. Эти люди готовы облить грязью любого, при этом сами они ничего не стоят. И не понимают, что рекорд-кампания никогда не будет выпускать релиз, в состоятельности которого сомневается. Часто исполнитель выстреливает одной песней и затихает. Песня качает всю страну, а исполнитель молчит, вместо того, чтобы ковать железо. Это огромная ошибка. Либо это была случайность, либо исполнитель может, но не хочет. Например, так получилось с замечательно группой 9 ГРАММ. Они пару лет назад взорвали рэп-сцену песней «Верю» и замолчали. Больше хитов не было, а теперь парни собираются выпускать альбом, но он уже никому не нужен, т.к. время ушло… уже неактуально.
Однако не рэпом единым живет подземелье. Есть же свое подземелье и у поп-исполнителей, и у электронщиков, и у других. В Интернете полно объявлений вида: «Ищем возможность выступить, ищем спонсора, необходима помощь» и т.д. Талантливых людей много и не только рэпом они занимаются. При желании можно найти исполнителей, которые при вложении денег могут не только зажечь, но и взорвать музыкальный мир.
Подземка – это свой мир, злой и завистливый, но иногда и красивый и нежный. Тут выпускают несуществующие альбомы, пишутся фиты и идут войны, проводятся фестивали, на которые собираются по 20 групп, о которых вы никогда не слышали и больше никогда не услышите. Но, если вы ищите тут интересного и уникального, то придется очень постараться, чтобы это тут найти.
Как писал в своей статье Витаут Мартыненка, Беларусь – явление уникальное. И музыка у нас уникальная. Во всем мире есть и mainstream- и underground-артисты (я имею в виду хип-хоп-жанр), а в Беларуси почему-то все больше андерграунд.
На сцене у нас есть только НЕСТАНДАРТНЫЙ ВАРИАНТ, который уже канонизируют скоро, СВОБОДНЫЕ МЫСЛИ, Тимур, да и… все. Серегу мы сюда не причисляем, т.к. он уже российский артист и Беларусь в сферу его интересов явно не входит. Повара так же не рассматриваем, т.к. ПИН-КОД это не Повар в чистом виде (а ведь многие хотят, чтобы он выпустил альбом). Собственно и СВОБОДНЫЕ МЫСЛИ можно опустить, т.к. это скорее не рэп, а поп- музыка в виде легкого речитатива (также опустим, что родная сестра одного из парней уже давно на белорусской сцене поет и пляшет). В сухом осадке… Нестанда и Тимур.
От первых давно не слышно новых песен (новый альбом скоро, будем надеяться на лучшее), и даже фанатов уже заколебало «Не последнее слово». Спасают ремиксы и треки со студии, в которых парни принимали участие. А второй появляется на телевидении столь редко и с таким странным материалом, который больше вопросов рождает, чем ответов. Песни, быть может, и хорошие, но вот клипы на них сняли уж очень малобюджетные. Так что же делать любителям рэпа в данной ситуации? Если нет толкового материала в телевизоре и на радио, то нужно искать его в подземелье. Underground спасает фэнов хип-хопа по всему миру. В подземелье ищут спасения те, кому надоела коммерциализация рэпа, кому надоели “пушки-тачки- блинг-блинг” или же надоел конкретно этот блинг-блинг, хочется другого.
Белорусский андерграунд богат. Далеко не так богат, как в России, но тем не менее. Все подстили, все направления, все, что можно… дерется с России. Нет у нас оригинала. «Фишки» дерут безбожно и очень быстро. Но все равно уровень нашего андерграунда не идет ни в какое сравнение с российским, не говоря уже о польском и далее.
У нас есть два слоя андерграунда: верхний слой – это те люди, которые все-таки умудрились выпустить альбом на каком-нибудь лейбле, может быть, снять клип и засветиться на радио, но это их потолок. Второй глубинный слой – это все те парни и девчонки со всей Беларуси, которые пишут песни дома, выступают в местных клубах, записывают треки на болванки и раздают друзьям, пытаются чего-то добиться, но пока не получается. Далее я не буду рассматривать первый слой. А значит, мы автоматом отметаем DA JOINT, СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ, ЧЫРВОНЫМ ПА БЕЛАМУ, Хлоп-Ч, DSB и еще несколько команд.
А вот во втором «слое сумрака» творятся странные вещи. Выпускаются какие-то левые микстейпы, которые никогда в жизни вы не увидите на дисках, выпускаются «альбомы», которые через один так и называются «Альбом». Хотите верьте, хотите нет, но так называется пластинок 10. Я никогда не забуду встречу с одним МС из группы THE LAST POETS (чувствуете? DEAD POETS) – когда он вручал мне диск с их демками (!), он на полном серьезе сказал: «Вот, тут наш первый альбом». Как вы сами понимаете, песни, кое-как записанные на майк Shure в комнате первого общежития БГУИР, на альбом не тянут никак вообще. Но это все равно лучше, чем тот же микстейп Maxie Flow – абстиненция, который вызывает лишь рвотные позывы голосом автора и текстами.
Из всех белорусских альбомов, которые у меня есть в mp3, на дисках я видел штук 15, из них в магазинах продавались единицы. Тут я сделаю небольшую остановку. У нас модно прикрываться словами «я – андер». Под этим люди подразумевают, что им пофигу, что, кто о них думает, пофигу качество, и вообще они – это и есть рэп. Но лично мое мнение заключается в том, что словом «я – андерграунд» в вашей стране прикрываются бездари, которые боятся признать свою несостоятельность и бесперспективность. В них никогда не вложат деньги, они никогда не будут в телевизоре. И таких – большинство. Их кислород – Интернет. 90% всей андерграунд-массы – безвкусица и бездарность. Потому их «альбомов» вы, слава Богу, никогда не увидите в магазинах.
А в чем дело? Вроде бы есть и толковые люди, которые пишут великолепные, сказочные, атмосферные тексты, есть толковые битмейкеры и есть звукари. Но все хотят заработать денег. Текстовики хотят продать свой текст, и не важно кому, битмейкеры маринуют свои минуса, в надежде их продать, до тех пор, пока они не потеряют актуальности, а звукари вообще не хотят слышать о бесплатной помощи. Но! Есть еще Люди! Есть люди, которые могут, и это те самые 10%, которые спасают белорусский андерграунд. Если в именах, то это: ТЕРРИТОРИЯ, CEMENT, YOUNG DOGG (люби – не люби, но более- менее качественно), M.I.N.S.K., TAN, ZEMAN, THA CODLA, PANANIEBA и далее.
Направлений же масса, есть свои лирики, гангстеры, «психоделические черти» ((с) Charismatic), шуты и репрезент-мастера. Однако хватает и тех, кто считает себя явно лучше остальных. Почему-то много людей думает, что они короли. Потому и текста такие: «Два года в подземелье, но рожден королем». Это также для меня не понятно. Люди ничего не добились, но уже «короли». Особенно это умиляет в случае с подростками.
Есть такое понятие – «андерграунд-звучание». Под этим термином понимают обособленность от мэйнстрима, некую аскетичность битов, немодность, если угодно. В случае с Беларусью все сходится. Минуса мрачноваты, минимализм в действии. А порой как раз наоборот – перегрузка всевозможными «фишками», которые молодой битмейкер пытается впихнуть в минус. Но, как правило, андерграунд готовит кадры для звуковой индустрии. Уже растет несколько очень толковых битмейкеров, которые еще неизвестны, но стоит подождать, и мы будем их узнавать на слух. Можно только порадоваться за DJ Rusl, который своими возможностями поражает видавших виды профи. Снимаю шляпу.
Однако и негатива хватает с головой. Многие любят группу KRec (Kitchen Records), и парни из белорусской THE LAST POETS любят их. Очень любят… ведь подражание – высшая степень любви. Слушая песни TLP, возникает ощущение, что ты слушаешь перепевки песен KRec. Проскакивают цитаты, тянутся окончания слов, тематика та же, те же метафоры и обороты. Некрасиво и очень раздражает. Ведь неплохие же тексты пишут парни, неплохую музыку делает ди-джей, но это все подражание, а на подражании далеко не уедешь. Если бы их энергию направить в русло оригинальных идей…
Еще один край – стеб. Таких людей хватает везде, но везде понимают, что этот путь ведет в тупик. Почему мы не видим на экране безудержного стеба, почему не слышим на радио? Потому что есть рамки, за которые выходить не рекомендуется. Ни в одной стране еще не было такого случая, чтобы человек выехал на стебе из подземелья на большую сцену. Как только человек пробивается в большую игру, он подстраивается под правила, и стеба мы от него больше никогда не услышим. Эминема не предлагать! Он пишет отличные тексты на разные темы, а стеб он очень гармонично смешивает с другими ингредиентами. Чего не скажешь о тех же кГ или Мазафакерс. Кстати, альбом кГ «П.К.О.К.» должен был выходить на лейбле Liquid Sky, но не сложилось, чему все очень рады.
Для любителей психоделики также есть герои. Как и для баунса (пускай и деревенского). Даже для любителей баттловой музыки найдется материал. Опять же, если переходить на имена, то все это 4iП, Oracul, Trool, ВОДНОСЛОВО, Ajno Rajno, J.T. и другие.
Из 20 песен можно найти 1-2, которые по-настоящему цепляют, и если бы их довести до ума, то можно штурмовать радио… И тут мы подошли к причинам «андерграундизации» рэперов. Все дело в отсутствии аудитории. Не для кого толкать материал, некому его продавать. Радиостанции отказываются крутить треки от неизвестных исполнителей, т.к. это рискованно, другое дело Серега, Jay-Z, Тимати, БандЭрос… Телевидение, может быть, и радо взять в ротацию пару-тройку отечественных рэп-клипов, но нет качественного материала.
Да, намного легче не париться над мастерингом и сведением, над битами и текстами, а писать то, что хочется и как хочется. Не хочется тратить деньги на студию, а писать дома, не хочется писать интересно, а хочется стебаться… ну вот и расплачивайтесь. Лень – вот что гарантирует вам пребывание в андерграунде. Ни одна радиостанция не возьмет в ротацию некачественный трек, который кое-как записан и в котором поется «абы што». Музыкальная индустрия такова, что приходится со многим мириться. Например, вам хочется записать трек о том, как классно быть гангстером или стрит-рейсером, а вам скажут: «Извините, не актуально, вот если бы про любовь…» И тогда вам придется писать про любовь, потому что иначе не будет ротаций на радио. Нужно вкладывать и вкалывать в свою музыку, чтобы она стала популярна. Тут можно упомянуть группу ГРАФФИТИ, которая позиционирует себя как R’n’B-проект, но это, как мне кажется, не совсем так. Ребята умудрились пробиться на радио, с ними работает продюсерский центр, они – на сборниках (как на легальных, так и на пиратских) и они растут. Но! Как они вкалывают, как пиарят себя сами. Так что их успехи заслуженны.
Но, как я уже писал, большинству это все не нужно. Им бы быстрее, да круче. Только не получается так. Получается локальная известность, которая не выходит за пределы города или вообще квартала. Как всегда, на выручку приходит Интернет. Если потратить день-два, то можно сложить свое впечатление о белорусском андерграунде и заметить одну ОЧЕНЬ немаловажную деталь – все варятся в собственном соку. Эти люди очень неохотно встречают новых персонажей, а тем более уже сложившихся. Меня очень позабавило, когда на один известный форум пришел Хобот (не DJ). Этот человек выпускает первый альбом на белорусском лейбле Vigma. Как его обложили. Со всех сторон. Смысл всех оскорблений сводился к словам: «Приперся тут не знамо кто и уже с альбомом, а ну пшел отсюда, неудачник». И вот еще один важный элемент – зависть. Эти люди готовы облить грязью любого, при этом сами они ничего не стоят. И не понимают, что рекорд-кампания никогда не будет выпускать релиз, в состоятельности которого сомневается. Часто исполнитель выстреливает одной песней и затихает. Песня качает всю страну, а исполнитель молчит, вместо того, чтобы ковать железо. Это огромная ошибка. Либо это была случайность, либо исполнитель может, но не хочет. Например, так получилось с замечательно группой 9 ГРАММ. Они пару лет назад взорвали рэп-сцену песней «Верю» и замолчали. Больше хитов не было, а теперь парни собираются выпускать альбом, но он уже никому не нужен, т.к. время ушло… уже неактуально.
Однако не рэпом единым живет подземелье. Есть же свое подземелье и у поп-исполнителей, и у электронщиков, и у других. В Интернете полно объявлений вида: «Ищем возможность выступить, ищем спонсора, необходима помощь» и т.д. Талантливых людей много и не только рэпом они занимаются. При желании можно найти исполнителей, которые при вложении денег могут не только зажечь, но и взорвать музыкальный мир.
Подземка – это свой мир, злой и завистливый, но иногда и красивый и нежный. Тут выпускают несуществующие альбомы, пишутся фиты и идут войны, проводятся фестивали, на которые собираются по 20 групп, о которых вы никогда не слышали и больше никогда не услышите. Но, если вы ищите тут интересного и уникального, то придется очень постараться, чтобы это тут найти.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2007 год в рубрике музыкальная газета