«Купальскае кола»
доза языческого адреналина

Рок-фестиваль, на котором была бы представлена вся тематика языческого folk- и pagan- (от лат. «pagan» – «житель сельской местности») metal- направления, попытались провести в 2006 году. Прошлогодний Pagan-fest только заложил основы для чего-то более всеохватного по задумке и осуществлению. Главное идейное отличие теперешнего феста в том, что у него появилось название – «Купальскае кола», а само metal-мероприятие приурочено к празднику летнего солнцестояния или солнцеворота – к Купалью, одинаково ценимому и отмечаемому во всем мире.
Генератором этого творческого начинания стал самый, что ни на есть, «паганец» – фольклорист, рок-музыкант и дизайнер Алесь Таболич. Не думаю, что нужно особо представлять этого человека и его легендарный ZNICH. Важно, что автором идеи стал человек заинтересованный, компетентный в своей области. Под такой авторитет идею А. Таболича поддержала БМАgroup, свою лепту в организацию «Купальскага кола» смело внесло руководство клуба «Реактор». Так что, любителям и ценителям популярного pagan-metal оставалось ждать не только свои любимые белорусские группы, но и заявленных на красочной афише гостей: украинское ТІНЬ СОНЦЯ и российский ALKONOST!

И вот 25 июня купальское солнце над «Реактором» стало в точку солнцеворота и князь Купалиш – лидер группы ZNICH Алесь Таболич – возвестил о начале «Купальскага кола». Он пригласил на сцену первую группу – ЛЮТОВЕРЬЕ. Это команда, которая имеет в своем активе несколько более или менее удачных выступлений, понравилась столичной публике своим молодым задором и стремлением наладить контакт со слушателями. Но не более, ведь минских любителей pagan-metal не провести на мякине. Им подавай оригинальную идею и необычную визуализацию группы, тяжелый рифф, истинную паганскую мелодику и всепоглощающий ритм… Вот тут-то у ЛЮТОВЕРЬЯ пока есть проблемы: хоть в темах песен команды превалирует «общеславянская» идея, воплощают они свои задумки пока не совсем уверенно. У ЛЮТОВЕРЬЯ есть свой козырь – преломление идеи общности славянства сквозь призму мироощущения белоруса («Рось»). Возможно, эта особенность и сделает группу востребованной на национальной folk-pagan-metal-сцене. Конечно, при условии постоянного роста исполнительского мастерства и сыгранности участников, которое, пока, нуждается в совершенствовании.

Еще на прошлогоднем Pagan-fest’е неплохо заявила о себе pagan-metal-группа ПЯРЭВАРАЦЕНЬ. Музыкантов, которые совсем недавно стартовали в качестве новичков, встречали как именитую команду. Это отношение почувствовали участники группы и лидер-гитарист и вокалист Сергей Савенок. Под его руководством музыканты постарались блеснуть в соответствующей теме феста “Купальской” песне композициями «Навальніца», «Пярэварацень». Когда же музыканты заиграли свою заключительную песню “Сокалы ляцяць”, многие любители pagan-metal узнали в ней белорусскоязычный кавер на композицию российской группы ТЕМНОЗОРЬ. Тут-то в фэн-зоне «Реактора» и начались настоящие купальские игрища…

Огня в воображаемый купальский костер подбросила и, пожалуй, самая оригинальная на отечественной medieval- и folk-metal-сцене команда – LITVINTROLL! Эту черту музыки команда Андрея Апановича культивирует, старается подчеркнуть и мелодически, и тембрами инструментов, и ансамблевым звучанием, в котором преобладает звук белорусских дуд. Музыканты под дружную поддержку зала исполнили несколько уже полюбившихся композиций – «Лысы верабей», «Змрок», «Дуброва», «Шатландзец» и уже известную многим слушателям песню «Пахне чабор», что на стихи Пятруся Бровки. Яркий «песняровский» хит получил вторую жизнь! Именно потому LITVINTROLL и завоевывает заслуженную популярность, что в их музыке «сплавляются» традиционная культура белорусов, современные экстремальные музыкальные течения, старинные белорусские и европейские мелодии.

Событием же «Купальскага кола-2007» стало давно ожидаемое выступление в Минске украинской команды ТІНЬ СОНЦЯ. И вот анонсируемая встреча с украинской группой состоялась в клубе «Реактор». Оправдала ли она надежды на новые музыкальные впечатления? Уверен, да! Ведь организаторы и музыканты сделали все, чтобы концерт группы запомнился надолго.

За час до начала выступления группы при содействии давнего друга участников ТС В. Мартыненко я лично познакомился с лидером команды, басистом и вокалистом Сергіем Василюком. Убедился, насколько украинцы хорошо информированы о происходящем на белорусской metal-cцене, насколько глубоко они укоренились не только в украинском, но и в белорусском культурных контекстах. Отличный пример славянской солидарности!

Интерес к группе ТІНЬ СОНЦЯ наблюдался и у белорусских слушателей. Сначала он выразился в любопытстве относительно их изюминки – украинской бандуры, на которой в группе играет Иван Лузан. Иванов инструмент постоянно фотографировали, рассматривали, расспрашивали о его особенностях. Но особое впечатление, естественно, на них произвело, когда бандура солировала в тех или иных композициях. Ее мощный и напевный звук был не менее выразительным, чем виртуозные гитары Кириллы Момота и Андрея Хаврука. Особо хочется отметить вокал Сергія, который поразил многих в этом зале: возвышенный и чистый, эмоциональный и проникающий в самые глубины человеческой души… Благодаря вокалисту слушатели поняли, что основная тематика песен группы – героическая история украинского казачества и дохристианской Руси. Поэтому слушатели так отменно принимали такие известные песни группы, как «В дікім полі», «Козача могила», «Сэрца мае, Русь!», композиции группы из последнего альбома "Полум\\\\\\\\\\\\'яна рута".

Надо сказать, что ТІНЬ СОНЦЯ «живьем» презентовала не только украинский progressive-folk-ориентированный metal, но и высоко оцененный слушателями и критикой вклад в трибьют GODS TOWER – «Пісьню чугайстера». Не нужно быть пророком, чтобы предположить, что эту версию Twilight Sun зал споет по-белорусски вместе с украинскими музыкантами. Был и приятный сюрприз для украинской группы: все диски с альбомами ТІНЬ СОНЦЯ, которые они привезли с собой, были раскуплены в Минске.

Что касается российских гостей «Купальскага кола» – группы ALKONOST, то их музыка хотя и была более прямолинейной, в чем-то схематичной, но зато отличалась бешеной энергетикой, соответствующей folk-pagan-metal-стилистике. Вносила элемент разнообразия в музыку группы фирменная «фишка» ALKONOST: когда вокалист уставал «скримминговать», на сцену выходила симпатичная девушка Алена и начинала петь сопрано. Поверх тяжелого саунда, как флаг, реял ее мощный, классически поставленный голос. Волнительный женский вокал в тяжелых группах – сейчас модно!

Что касается занимаемой тематической ниши, то музыканты ALKONOST, как и многие folk-pagan-metal-банды, неравнодушны к воинственной тематике, славят веру и землю предков, леса своей Родины. Достаточно у группы и популярной в России славяно-фэнтезийной тематики («Межмирье»), в духе недавнего российского блокбастера «Волкодав».

Нельзя не отметить и хаер-шоу (не путать с фаер-шоу!), которое представили в «Реакторе» музыканты ALKONOST. Длинные, развевающиеся волосы гитаристов – истинный пир для фотографа! Ведь если удается запечатлеть на сцене полет хаеров всех трех музыкантов, то фото получится идеально динамичным, настоящим фото-рок-шедевром! Мне в этот раз не удалось…

ZNICH предстал в этом смысле контрастно: коротко, будто только что с кичи, подстриженными. Зато с песнями, которые подбросили в воображаемый купальский костер еще больше огненной языческой энергии! Один за одним звучали любимые всеми «Крыжы-абярэгі», «Крыва-Крывейта», «Язычнік я» и «Беларусь». Особенно «зажигал» на сцене фактурный Кастусь Трамбицкий – его дуда так и искрилась необычными тембрами и красивыми соло и мелодиями. Это отразилось на игре других участников ZNICH. Всего только четыре композиции успели сыграть «зьнічы» до конца феста, но зато как! Отгремело «Купальскае кола». Его символический огонь потушен до следующего лета. Благодаря его инициаторам, Алесю Таболичу и БМАgroup, в Беларуси стало больше культурно значимых тематических фестивалей. Значит, фестивальное движение обогатилось. И не только в Беларуси, но и в ставших ближе нам Украине и России.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2007 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета