ЗАТОЧКА Атрибуты и ребусы группы
Материалы этой статьи пылились в компьютере почти год. Я старательно выгадывал время для публикации, желая поймать тот момент, когда она будет востребована. Сейчас этот миг настал. Быть может, он растянется во времени, но уверен – группа канет в бесконечное «ничто», из которого выбралась только волей случая.
Нет, их никогда не назовут динозаврами рока, и заплаканные дети в анархиках и банданах не будут резать вены на их могилах. «Почему» – спросите вы? Да потому, что эта группа к музыке, да и к магии творчества вообще, отношения не имеет. Как и 99% других белорусских групп. Они – атрибуты своего времени и своих субкультур, но не их творцы. Поэтому и говорить об их «творчестве» не хочется. Сегодня будем говорить об атрибутах. Об атрибутах могилевской группы ЗАТОЧКА.
Впервые ЗАТОЧКУ (вернее их предшественников – Б.Л.Я.) я увидел году так в 1997-1998-м на каком-то БСМ’овском концерте с ужасающей организацией и кучей гопья, вылавливающего «отбившихся от стаи» волосатиков. Кого не поспевали отмудохать гопники, добивала охрана, выводившая людей в фойе и втроем-четвером отрабатывавшая на них свои навыки карате…
Я сидел в середине зала, у прохода. Прямо передо мной развлекались тем, что ставили подножки проходящим мимо людям два классических, фактурных гопника. В перерывах между песнями они отпускали в сторону сцены нелестные комментарии… А на сцене играли эти самые Б.Л.Я. – неказистые парняги в рэперских кепках, валящие веселый, до ужаса грязный панк-рок. Помогал группе на сцене дикой пого-подтанцовкой известный персонаж тогдашней тусовки по кличке Царь. В одной из пауз Царь, прихлебывая пиво, спустился в зал, степенно прошел по проходу и невозмутимо вылил с полбутылки прямо на устрашающе-бритые затылки сидящих впереди меня гопников. Те от неожиданности замешкались на пару секунд, а потом… Царя завалили на ряды и били мозолистыми кулаками по дурной башке, а тот верещал и лягался ногами…
Таковы самые яркие мои воспоминания с первых концертов будущей ЗАТОЧКИ. О них же любит вспоминать и лидер этой группы – Макс «Кепка»: – В Б.Л.Я.. был я, Тухто (это то самое чмо, которое на БТ сейчас работает в новостях, а в свое время с ирокезом ходил, совращал малолеток, клавишницу ГЛЮКОВ вот пытался охмурить – она совсем еще маленькой была). Гитаристом был Илья Сазонов, сын ректора БРУ. Я его увел у Майка из группы ИГРЫ ПАТРИОТОВ, впрочем, как и девушку – Наташку Пункершу, первую любовь мою. Все тексты у меня только из-за нее рождались… Шутка ли – такой офигенный минет в подъезде, в мои-то 15 лет!..
Могилев в то время был сплошь металевым. А мы играли панк, пытались равняться на могилевскую группу МММ (МОРЕ МЕРТВЫХ МЕНТОВ), а также на Запад – группы NO MEANS WHO, CLASH, DEAD CENNEDIS. Название нам Анджей Полянский придумал – мы по литовке не проходили, а он выручил. Так мы стали называться «Болдырев-Лукин-Явлинский» – это партия «Яблоко», т.е. – образец демократии… Позже точно такая же история с названием произошла и с группой ЗАТОЧКА. Изначально мы назывались ЗМАГАР, но с таким названием не проходили на фестиваль «Второй эшелон-2006» и ЦЖР’овцы сократили на афишах название до «З.». Получился такой ребус – «З с точкой» – ЗАТОЧКА, и это прижилось…
Кстати, на «Втором эшелоне» мы играли дважды – и как Б.Л.Я., и как ЗАТОЧКА. Первый раз – в конце 90-х нас Клайд позвал на «Эшелон». Перед этим мы уже выгнали Тухто (предварительно записав альбом "Раз, два, взяли"), а на фест приехали в милитари-стиле. И поддержать нас приперлись могилевские футбольные хулиганы во главе со Злыднем. Мы пели песни про футбол, про ментов (с уже вырубленным микрофоном – администрация все отрубала: Злыдень назад включал, а они выключали… Песни детские были – я бы сейчас такое не пел, типа – «...Fuck Off милиция, милиция Fuck Off...». Но вскоре после этого Б.Л.Я. закончилась. Я быстро женился, гитарист Ильюша Сазонов почти тоже, и мы все никак не могли собраться…
Собственно группа ЗАТОЧКА впервые появилась на горизонте в 2004-м. Рок-н-ролльный Могилев на то время поделился на две враждующие группировки – «Центр живого рока» воевал с «Нашим клубом». Тогда-то в ЦЖР обратилась некая группа, предложившая свои услуги по диверсии в стане противника. План был прост – они обещали напроситься на концерт в «Наш клуб», привести с собой группу поддержки – сотню футбольных хулиганов, предварительно разогретых «призовым чернилом», и «разобрать клуб по кирпичикам»… Слава Богу, до этого не дошло – «Наш клуб» умер своей смертью. А спустя два года уже с ЦЖР’овских концертов ЗАТОЧКА начала свое восхождение по лесенке белорусской музыки.
В 2006-м группа «громко» выступила на фестивале «Второй эшелон-2006», разобидев находящуюся в зале милицию настолько, что те… пошли жаловаться к директору ДК. Чуть позже ЗАТОЧКА вызвала бурю эмоций на одном из «акустических» концертов в ЦЖР и оскандалилась на фестивале «Наши в городе» со своей новой песней – «Прэзидэнт гуляе у хакей» – группе просто вырубили микрофоны. Следом было выступление на «пятилетии ЦЖР» – и снова скандал, на этот раз за тотальную матерщину со сцены. Администрация ДК Железнодорожников уже выучила название ЗАТОЧКА и впредь отказывается предоставлять группе сцену.
Нехватку концертов ЗАТОЧКА компенсирует работой в студии – записываются три песни: «Попустись» (кавер на гомельскую группу ЗНАМЯ ЮНОСТИ), «Прэзидэнт гуляе у хакей» и «Хулиганы» – кавер на песню группы ЯЙЦЫ ФАБЕРЖЕ. Параллельно ЗАТОЧКА выбирается в Москву, где успешно выступает на огромной, полуторатысячной аудитории, вместе с любимцами футбольных хулиганов, известной ска-группой CWT. Весной 2007-го группа успевает дать еще два концерта в Могилеве – на «Рок-хаусе» и на «Закрытии сезона в ЦЖР», после чего подает заявку на фестиваль «Басовище» и, еще не дойдя до «Отборища», становится знаменитой. В принципе, ЗАТОЧКЕ теперь даже незачем ехать на «Басовище» – группа уже выполнила программу-минимум – о ней заговорили по всей Беларуси…
Песенка «Хулиганы», а именно строки «Мусульманскiя кварталы робяць рэп i наркаманаў. Басурманаў забiваюць хулiганы, хулiганы. Жры какосы, жры бананы, ды вяртайся ў Iраны, альбо знiшчаны ты будзешь тут футбольным хулiганам» принесла могилевской группе незаслуженную славу и штамп «фашисты», а «фашист» в Беларуси – это почти как Бен Ладен в Америке. Единственное, чего у нас еще не догадались сделать – так это выпустить бумагу туалетную марки «Фашист», хорошо бы пошла. Нехватку бумаги компенсировали своим рвением и желанием выслужиться группы, близкие ЗАТОЧКЕ по стилю, т.е. играющие ска. Они изгадили весь Интернет проклятиями и угрозами, а особо одаренные – типа SKA!RB, в целях саморекламы даже отказались играть с могилевчанами на одной сцене «Отборища». Ох уж эти антифа – мастера лепить из дерьма зверушек и пугать ими людей… Только лишь благодаря этой нелепице ЗАТОЧКА и оказалась сейчас в зените.
Лично мне все обвинения в адрес могилевской группы кажутся глупыми. Главный талант ЗАТОЧКИ не в их текстах и музыке, а в умении держать нос по ветру и ловить волну. Если в чем и надо обвинять могилевскую группу, так это в конъюнктуре. Да и надо ли, если конъюнктура эта рисковая – сродни игре в русскую рулетку – тоже заслуживает уважения. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать песенку «Прэзiдэнт гуляе ў хакей»... Но рано или поздно инстинкт самосохранения возьмет верх, и ЗАТОЧКА остепенится, займет свою нишу и найдет целевую аудиторию. Уже нашла – это футбольные хулиганы. Теперь осталось лишь обставить свою территорию всем необходимым – флажками, значками и флагами, что совсем скоро и должно произойти... Впрочем, лучше меня об этом расскажет сам Кепка:
– Мне ближе не футбол, а околофутбол – хулиганские акции, причем направленные не на таких же футбольных болельщиков, а на ментов. Менты – они ведь все ПТУшники. Это наитупейшая машина системы, которая не преступников ловит, а обирает алкашей, малолеток и честных людей. В среде хулиганов тоже много ПТУшников, поэтому их можно эффективно использовать в подавлении дурных выходок ментов… У нас до сих пор много товарищей из этого движения, и мне хочется играть музыку для них, для футбольных хулиганов… Так что ЗАТОЧКА – это просто хулиганСКАя музыка. Что же касается остального, то могу сказать одно: мы аполитичны, мы – просто музыканты.
В Беларуси такой жанр, как ска, не имеет собственного стиля. Мы единственные, кто возделывает его. Но в головах местного андерграундного истеблишмента – путаница и самообман, «голова в цветах, а задница – в мыле». Сегодня наша хулиганская заточка – в бок антифа – это освоение своего стиля. Принятие на веру дурных стереотипов местных тусовок – не наш выбор. А все обвинения – абсурдны. Настоящий национализм и либеральный нью-эйдж – вещи несовместимые, и никакие доказательства тут вовсе не нужны…
В ближайшее время ЗАТОЧКА планирует плотно заняться работой над дебютным альбомом из 12-13-ти песен. А записанные песенки и контакты с группой ЗАТОЧКА уже сейчас можно отыскать на сайте www.morok.ru.
Нет, их никогда не назовут динозаврами рока, и заплаканные дети в анархиках и банданах не будут резать вены на их могилах. «Почему» – спросите вы? Да потому, что эта группа к музыке, да и к магии творчества вообще, отношения не имеет. Как и 99% других белорусских групп. Они – атрибуты своего времени и своих субкультур, но не их творцы. Поэтому и говорить об их «творчестве» не хочется. Сегодня будем говорить об атрибутах. Об атрибутах могилевской группы ЗАТОЧКА.
Впервые ЗАТОЧКУ (вернее их предшественников – Б.Л.Я.) я увидел году так в 1997-1998-м на каком-то БСМ’овском концерте с ужасающей организацией и кучей гопья, вылавливающего «отбившихся от стаи» волосатиков. Кого не поспевали отмудохать гопники, добивала охрана, выводившая людей в фойе и втроем-четвером отрабатывавшая на них свои навыки карате…
Я сидел в середине зала, у прохода. Прямо передо мной развлекались тем, что ставили подножки проходящим мимо людям два классических, фактурных гопника. В перерывах между песнями они отпускали в сторону сцены нелестные комментарии… А на сцене играли эти самые Б.Л.Я. – неказистые парняги в рэперских кепках, валящие веселый, до ужаса грязный панк-рок. Помогал группе на сцене дикой пого-подтанцовкой известный персонаж тогдашней тусовки по кличке Царь. В одной из пауз Царь, прихлебывая пиво, спустился в зал, степенно прошел по проходу и невозмутимо вылил с полбутылки прямо на устрашающе-бритые затылки сидящих впереди меня гопников. Те от неожиданности замешкались на пару секунд, а потом… Царя завалили на ряды и били мозолистыми кулаками по дурной башке, а тот верещал и лягался ногами…
Таковы самые яркие мои воспоминания с первых концертов будущей ЗАТОЧКИ. О них же любит вспоминать и лидер этой группы – Макс «Кепка»: – В Б.Л.Я.. был я, Тухто (это то самое чмо, которое на БТ сейчас работает в новостях, а в свое время с ирокезом ходил, совращал малолеток, клавишницу ГЛЮКОВ вот пытался охмурить – она совсем еще маленькой была). Гитаристом был Илья Сазонов, сын ректора БРУ. Я его увел у Майка из группы ИГРЫ ПАТРИОТОВ, впрочем, как и девушку – Наташку Пункершу, первую любовь мою. Все тексты у меня только из-за нее рождались… Шутка ли – такой офигенный минет в подъезде, в мои-то 15 лет!..
Могилев в то время был сплошь металевым. А мы играли панк, пытались равняться на могилевскую группу МММ (МОРЕ МЕРТВЫХ МЕНТОВ), а также на Запад – группы NO MEANS WHO, CLASH, DEAD CENNEDIS. Название нам Анджей Полянский придумал – мы по литовке не проходили, а он выручил. Так мы стали называться «Болдырев-Лукин-Явлинский» – это партия «Яблоко», т.е. – образец демократии… Позже точно такая же история с названием произошла и с группой ЗАТОЧКА. Изначально мы назывались ЗМАГАР, но с таким названием не проходили на фестиваль «Второй эшелон-2006» и ЦЖР’овцы сократили на афишах название до «З.». Получился такой ребус – «З с точкой» – ЗАТОЧКА, и это прижилось…
Кстати, на «Втором эшелоне» мы играли дважды – и как Б.Л.Я., и как ЗАТОЧКА. Первый раз – в конце 90-х нас Клайд позвал на «Эшелон». Перед этим мы уже выгнали Тухто (предварительно записав альбом "Раз, два, взяли"), а на фест приехали в милитари-стиле. И поддержать нас приперлись могилевские футбольные хулиганы во главе со Злыднем. Мы пели песни про футбол, про ментов (с уже вырубленным микрофоном – администрация все отрубала: Злыдень назад включал, а они выключали… Песни детские были – я бы сейчас такое не пел, типа – «...Fuck Off милиция, милиция Fuck Off...». Но вскоре после этого Б.Л.Я. закончилась. Я быстро женился, гитарист Ильюша Сазонов почти тоже, и мы все никак не могли собраться…
Собственно группа ЗАТОЧКА впервые появилась на горизонте в 2004-м. Рок-н-ролльный Могилев на то время поделился на две враждующие группировки – «Центр живого рока» воевал с «Нашим клубом». Тогда-то в ЦЖР обратилась некая группа, предложившая свои услуги по диверсии в стане противника. План был прост – они обещали напроситься на концерт в «Наш клуб», привести с собой группу поддержки – сотню футбольных хулиганов, предварительно разогретых «призовым чернилом», и «разобрать клуб по кирпичикам»… Слава Богу, до этого не дошло – «Наш клуб» умер своей смертью. А спустя два года уже с ЦЖР’овских концертов ЗАТОЧКА начала свое восхождение по лесенке белорусской музыки.
В 2006-м группа «громко» выступила на фестивале «Второй эшелон-2006», разобидев находящуюся в зале милицию настолько, что те… пошли жаловаться к директору ДК. Чуть позже ЗАТОЧКА вызвала бурю эмоций на одном из «акустических» концертов в ЦЖР и оскандалилась на фестивале «Наши в городе» со своей новой песней – «Прэзидэнт гуляе у хакей» – группе просто вырубили микрофоны. Следом было выступление на «пятилетии ЦЖР» – и снова скандал, на этот раз за тотальную матерщину со сцены. Администрация ДК Железнодорожников уже выучила название ЗАТОЧКА и впредь отказывается предоставлять группе сцену.
Нехватку концертов ЗАТОЧКА компенсирует работой в студии – записываются три песни: «Попустись» (кавер на гомельскую группу ЗНАМЯ ЮНОСТИ), «Прэзидэнт гуляе у хакей» и «Хулиганы» – кавер на песню группы ЯЙЦЫ ФАБЕРЖЕ. Параллельно ЗАТОЧКА выбирается в Москву, где успешно выступает на огромной, полуторатысячной аудитории, вместе с любимцами футбольных хулиганов, известной ска-группой CWT. Весной 2007-го группа успевает дать еще два концерта в Могилеве – на «Рок-хаусе» и на «Закрытии сезона в ЦЖР», после чего подает заявку на фестиваль «Басовище» и, еще не дойдя до «Отборища», становится знаменитой. В принципе, ЗАТОЧКЕ теперь даже незачем ехать на «Басовище» – группа уже выполнила программу-минимум – о ней заговорили по всей Беларуси…
Песенка «Хулиганы», а именно строки «Мусульманскiя кварталы робяць рэп i наркаманаў. Басурманаў забiваюць хулiганы, хулiганы. Жры какосы, жры бананы, ды вяртайся ў Iраны, альбо знiшчаны ты будзешь тут футбольным хулiганам» принесла могилевской группе незаслуженную славу и штамп «фашисты», а «фашист» в Беларуси – это почти как Бен Ладен в Америке. Единственное, чего у нас еще не догадались сделать – так это выпустить бумагу туалетную марки «Фашист», хорошо бы пошла. Нехватку бумаги компенсировали своим рвением и желанием выслужиться группы, близкие ЗАТОЧКЕ по стилю, т.е. играющие ска. Они изгадили весь Интернет проклятиями и угрозами, а особо одаренные – типа SKA!RB, в целях саморекламы даже отказались играть с могилевчанами на одной сцене «Отборища». Ох уж эти антифа – мастера лепить из дерьма зверушек и пугать ими людей… Только лишь благодаря этой нелепице ЗАТОЧКА и оказалась сейчас в зените.
Лично мне все обвинения в адрес могилевской группы кажутся глупыми. Главный талант ЗАТОЧКИ не в их текстах и музыке, а в умении держать нос по ветру и ловить волну. Если в чем и надо обвинять могилевскую группу, так это в конъюнктуре. Да и надо ли, если конъюнктура эта рисковая – сродни игре в русскую рулетку – тоже заслуживает уважения. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать песенку «Прэзiдэнт гуляе ў хакей»... Но рано или поздно инстинкт самосохранения возьмет верх, и ЗАТОЧКА остепенится, займет свою нишу и найдет целевую аудиторию. Уже нашла – это футбольные хулиганы. Теперь осталось лишь обставить свою территорию всем необходимым – флажками, значками и флагами, что совсем скоро и должно произойти... Впрочем, лучше меня об этом расскажет сам Кепка:
– Мне ближе не футбол, а околофутбол – хулиганские акции, причем направленные не на таких же футбольных болельщиков, а на ментов. Менты – они ведь все ПТУшники. Это наитупейшая машина системы, которая не преступников ловит, а обирает алкашей, малолеток и честных людей. В среде хулиганов тоже много ПТУшников, поэтому их можно эффективно использовать в подавлении дурных выходок ментов… У нас до сих пор много товарищей из этого движения, и мне хочется играть музыку для них, для футбольных хулиганов… Так что ЗАТОЧКА – это просто хулиганСКАя музыка. Что же касается остального, то могу сказать одно: мы аполитичны, мы – просто музыканты.
В Беларуси такой жанр, как ска, не имеет собственного стиля. Мы единственные, кто возделывает его. Но в головах местного андерграундного истеблишмента – путаница и самообман, «голова в цветах, а задница – в мыле». Сегодня наша хулиганская заточка – в бок антифа – это освоение своего стиля. Принятие на веру дурных стереотипов местных тусовок – не наш выбор. А все обвинения – абсурдны. Настоящий национализм и либеральный нью-эйдж – вещи несовместимые, и никакие доказательства тут вовсе не нужны…
В ближайшее время ЗАТОЧКА планирует плотно заняться работой над дебютным альбомом из 12-13-ти песен. А записанные песенки и контакты с группой ЗАТОЧКА уже сейчас можно отыскать на сайте www.morok.ru.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2007 год в рубрике музыкальная газета