V/A Дударскі фэст
(p) 2007 БМАgroup, HMK
14tks/37mins
Трудно представить, но этот диск, привлекающий взгляд своим винтажным оформлением, подводит итог многолетним исследованиям энтузиастов по возвращению белорусской дуды (волынки) в национальный культурный контекст. Вспомним некоторые аспекты этой работы. Например, организацию этнографами и мастерами А. Лосем и Т. Кашуревичем фольклорных экспедиций, во время которых фиксировались воспоминания жителей деревень о бытовании белорусской дуды в разные времена. Они же вели поиск и классификацию всевозможного этнографического материала, связанного с прошлым дуды в Беларуси, изучали экспонаты небольших краеведческих музеев с целью определения эталона белорусской дуды. Эта работа завершилась находкой в Лепельском музее действующего экземпляра инструмента 1877 года. Хорошим фундаментом для возрождения национальной традиции стало переосмысление музыкального наследия, записанного белорусскими музыковедами у аутентичных исполнителей…
К началу 90-х годов прошлого века мастера освоили изготовление исторически обоснованного образца инструмента, и вскоре белорусская дуда стала полноправным участником в составе фолк- и групп средневековой музыки. Поворотным пунктом в этой работе стала инициатива Т. Кашкуревича по проведению первого «Балцкага дударскага фэста» (1993), ставшего в свое время на просторах СНГ первым крупным мероприятием такого плана. К сожалению, продолжения этого праздника дуды пришлось ждать еще тринадцать лет…
К моменту возрождения фестиваля уже под названием «Дударскі фэст-2006» в Беларуси появилось много талантливых солистов и команд различной направленности, имеющих в своем арсенале белорусскую дуду. Об уровне исполнительского мастерства и разнообразии репертуара их можно судить по трекам диска, изданном БМАgroup и компанией НМК по итогам проведения «Дударскага фэста-2006».
Открывает программу диска теперешняя надежда белорусской medieval-metal-сцены, группа LITVINTROLL. Напомню, на прошлогоднем фестивале музыканты LITVINTROLL выступали в акустике -- без электрогитар. Но и в таком варианте чувствуется их предрасположенность к ритмике и аранжировкам рока, к экстремальным созвучиям с применением дуды как в композициях по мотивам европейской средневековой музыки, так и в обработках белорусского фольклора. А вот в композиции Scotland музыканты LITVINTROLL постарались поставить знак равенства между шотландской волынкой (хайлендом) и ее белорусской сестрой -- дудой.
Дань уважения тем, кто начинал процесс возвращения белорусской дуды, можно считать треки с участием Тодора Кашкуревича. Его композиции и народные мелодии “Цмок”, “Провады на вайну”, “Ваўкавальс” убедительно демонстрируют исполнительские возможности всех типов белорусских инструментов и аутентичной «закрытой» манеры игры, которую освоил и пропагандирует Тодар. Кроме этого, в отличие от проекта «Цішы Лабаноры», в котором Т. Кашкуревич «политкорректно» оглядывается на возможности своего литовского визави, здесь Тодар блистает каскадами невероятных исполнительских приемов и мелодических рисунков, которые приводят в восторг слушателей и участников фестиваля.
С европейской танцевальной традицией и звучанием галисийской gaita знакомит слушателей могилевская команда ZAPAROHAM, в исполнении которой звучат танцевальные мелодии Tourdion и A Que Por. Минская группа КЕЛІХ КОЛА под руководством А. Чумакова поддерживает танцевальную стихию, вообще характерную для «Дударскага фэста-2006», но с белорусским акцентом. Помнится, как их «Падыспань» закружил в зажигательном танце почти всех слушателей, пришедших в клуб «Реактор» в прошлом году.
Возможность дуды в фольклорных коллективах убедительно показывает ветеран белорусского независимого фолк-движения, группа ЛІЦЬВІНЫ. Дуда В. Берберова давно стала органическим дополнением к цимбалам и уникальным голосам вокалисток группы. Трек ЛІЦЬВІНАЎ --наслаждение для тех, кто может оценить аутентичное звучание музыкальных артефактов в составе этого ансамбля!
Черту под звуковой панорамой «Дударскага фэста-2006» подводит лидер медиевальной сцены Беларуси, группа СТАРЫ ОЛЬСА, в исполнении которой записана знакомая многим слушателям энергичная композиция Al Vis Le Lop с «фирменной» цитатой из NIRVANA. Эта «изюминка» СТАРОГО ОЛЬСЫ из арсенала изобретенных ими «Сярэдневечных дысктэк». «Ольсовцы» считают, что фестиваль проводится не только для музыкантов, но и для слушателей, многие из которых впервые услышали древний инструмент впервые. Так легче им будет интегрироваться в фестивальный контекст…
Много лет, касаясь белорусской дуды, специалисты и журналисты говорили о возрождении древнего инструмента. Диск “Дударскі фэст-2006” подводит черту под этапом “возрождения”. Впереди же -- новые открытия и новые встречи на уже традиционном “Дударскім фэсце”.
14tks/37mins
Трудно представить, но этот диск, привлекающий взгляд своим винтажным оформлением, подводит итог многолетним исследованиям энтузиастов по возвращению белорусской дуды (волынки) в национальный культурный контекст. Вспомним некоторые аспекты этой работы. Например, организацию этнографами и мастерами А. Лосем и Т. Кашуревичем фольклорных экспедиций, во время которых фиксировались воспоминания жителей деревень о бытовании белорусской дуды в разные времена. Они же вели поиск и классификацию всевозможного этнографического материала, связанного с прошлым дуды в Беларуси, изучали экспонаты небольших краеведческих музеев с целью определения эталона белорусской дуды. Эта работа завершилась находкой в Лепельском музее действующего экземпляра инструмента 1877 года. Хорошим фундаментом для возрождения национальной традиции стало переосмысление музыкального наследия, записанного белорусскими музыковедами у аутентичных исполнителей…
К началу 90-х годов прошлого века мастера освоили изготовление исторически обоснованного образца инструмента, и вскоре белорусская дуда стала полноправным участником в составе фолк- и групп средневековой музыки. Поворотным пунктом в этой работе стала инициатива Т. Кашкуревича по проведению первого «Балцкага дударскага фэста» (1993), ставшего в свое время на просторах СНГ первым крупным мероприятием такого плана. К сожалению, продолжения этого праздника дуды пришлось ждать еще тринадцать лет…
К моменту возрождения фестиваля уже под названием «Дударскі фэст-2006» в Беларуси появилось много талантливых солистов и команд различной направленности, имеющих в своем арсенале белорусскую дуду. Об уровне исполнительского мастерства и разнообразии репертуара их можно судить по трекам диска, изданном БМАgroup и компанией НМК по итогам проведения «Дударскага фэста-2006».
Открывает программу диска теперешняя надежда белорусской medieval-metal-сцены, группа LITVINTROLL. Напомню, на прошлогоднем фестивале музыканты LITVINTROLL выступали в акустике -- без электрогитар. Но и в таком варианте чувствуется их предрасположенность к ритмике и аранжировкам рока, к экстремальным созвучиям с применением дуды как в композициях по мотивам европейской средневековой музыки, так и в обработках белорусского фольклора. А вот в композиции Scotland музыканты LITVINTROLL постарались поставить знак равенства между шотландской волынкой (хайлендом) и ее белорусской сестрой -- дудой.
Дань уважения тем, кто начинал процесс возвращения белорусской дуды, можно считать треки с участием Тодора Кашкуревича. Его композиции и народные мелодии “Цмок”, “Провады на вайну”, “Ваўкавальс” убедительно демонстрируют исполнительские возможности всех типов белорусских инструментов и аутентичной «закрытой» манеры игры, которую освоил и пропагандирует Тодар. Кроме этого, в отличие от проекта «Цішы Лабаноры», в котором Т. Кашкуревич «политкорректно» оглядывается на возможности своего литовского визави, здесь Тодар блистает каскадами невероятных исполнительских приемов и мелодических рисунков, которые приводят в восторг слушателей и участников фестиваля.
С европейской танцевальной традицией и звучанием галисийской gaita знакомит слушателей могилевская команда ZAPAROHAM, в исполнении которой звучат танцевальные мелодии Tourdion и A Que Por. Минская группа КЕЛІХ КОЛА под руководством А. Чумакова поддерживает танцевальную стихию, вообще характерную для «Дударскага фэста-2006», но с белорусским акцентом. Помнится, как их «Падыспань» закружил в зажигательном танце почти всех слушателей, пришедших в клуб «Реактор» в прошлом году.
Возможность дуды в фольклорных коллективах убедительно показывает ветеран белорусского независимого фолк-движения, группа ЛІЦЬВІНЫ. Дуда В. Берберова давно стала органическим дополнением к цимбалам и уникальным голосам вокалисток группы. Трек ЛІЦЬВІНАЎ --наслаждение для тех, кто может оценить аутентичное звучание музыкальных артефактов в составе этого ансамбля!
Черту под звуковой панорамой «Дударскага фэста-2006» подводит лидер медиевальной сцены Беларуси, группа СТАРЫ ОЛЬСА, в исполнении которой записана знакомая многим слушателям энергичная композиция Al Vis Le Lop с «фирменной» цитатой из NIRVANA. Эта «изюминка» СТАРОГО ОЛЬСЫ из арсенала изобретенных ими «Сярэдневечных дысктэк». «Ольсовцы» считают, что фестиваль проводится не только для музыкантов, но и для слушателей, многие из которых впервые услышали древний инструмент впервые. Так легче им будет интегрироваться в фестивальный контекст…
Много лет, касаясь белорусской дуды, специалисты и журналисты говорили о возрождении древнего инструмента. Диск “Дударскі фэст-2006” подводит черту под этапом “возрождения”. Впереди же -- новые открытия и новые встречи на уже традиционном “Дударскім фэсце”.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2007 год в рубрике музыкальная газета